8 800 333-39-37
Ваше имя:
Номер телефона:

Акустика концертная


Акустика концертная и акустика архитектурная: в чем разница

Свойства музыкальной и звуковой акустики использовали еще древние греки. Известно, что для обеспечения равномерной слышимости расстояние от источника звука до слушателя должно быть менее 20 м. Многие современные залы и аудитории построены с учетом этого правила. Расположение зрительских мест по принципу амфитеатра позволяет не только отлично видеть происходящее на сцене, но и хорошо слышать голос выступающего.

Три основных типа концертных помещений

По целевому назначению и восприятию звука среди зрительных залов можно выделить следующие категории:

  • с естественной свободной акустикой;
  • оборудованные звуковоспроизводящей аппаратурой;
  • универсальные.

К первому типу относятся старинные амфитеатры. Распространение звуковых волн происходило особым образом, и даже шепот был слышен в самых последних рядах с той же интенсивностью и четкостью, что и в начальных. Специалисты считают, что лучшая концертная акустика, лучшее воспроизведение и восприятие звука - именно в аудиториях, использующих принципы архитектуры этих древних строений.

Ко второй группе помещений для большого количества зрителей относят различные кинотеатры. В панорамных, обычных и широкоформатных зрительных залах передача и распространение звуков происходят только посредством специальной аппаратуры. Помещения для просмотра кинофильмов оборудованы одноканальными и многоканальными стереофоническими системами.

Третий тип – это универсальные современные киноконцертные залы многоцелевого назначения, рассчитанные на огромное количество слушателей. Для достижения высоких уровней громкости в залах современной конфигурации устанавливается новейшая аппаратура, лучшая концертная акустика.

Архитектура и наука о звуке

Впервые термином «акустика» физик Ж. Совер назвал в 1701 г. науку об изучении движений и биений звука. На основе его методов анализа колебаний пластин, струн, мембран, воздушных столбов в дальнейшем возникла база для развития нескольких научных направлений. Среди них и учение об особом звучании музыкальных инструментов.

Свой вклад в развитие и изучение движений, поведения звуковых волн в разные годы внесли такие значимые в науке личности, как:

  • Леонардо да Винчи;
  • Ж. Лагранж;
  • Генрих Герц;
  • Ф. Савар;

Продолжив труды своего отца, Винченцо Галилея (музыкального теоретика, композитора, одного из основателей жанра "опера"), Галилео Галилей впервые дал четкое объяснение тому, как человеческое ухо воспринимает тоны и частоту звуковых волн.

В старинных зданиях (соборах, амфитеатрах) хорошая слышимость, акустика концертных залов создавалась исключительно архитектурными особенностями строений. Знание этих законов помогает архитекторам проектировать спортивные сооружения и конгресс-холлы, театральные и музыкальные залы, клубы и дискотеки для принятия нескольких тысяч зрителей.

Чем отличается акустика концертная от любой другой

Уже в ХХ веке произошли кардинальные перемены в становлении науки о распространении звуковых волн. Появление фонографа и телефона, радио и телевидения, микрофона и мультимедийных средств способствует и сейчас колоссальному развитию усилительной аппаратуры.

Акустика активная, концертная, пассивная – это обобщенное название транслирующих музыку комплексов, состоящих из динамических колонок и микрофонов, мониторов и фронтальных громкоговорителей, сабвуферов и звуковых проекторов.

Аппаратура для концертных шоу

В современных реалиях акустика концертная обеспечивается не только внутренним устройством и объемом помещения для выступлений, но и технологическими средствами. При оснащении клубов, крупных залов, больших эстрадных площадок и помещений специалистами комплектуются целые наборы специального мощного оборудования. Акустика концертная должна отвечать требованиям слушателей, для которых устраивается представление, поэтому в комплектацию обязательно входят:

  • фронтальные основные колонки (громкоговорители), создающие плотный звуковой поток;
  • сателлиты – небольшие колонки, воспроизводящие звуки высоких и средних частот;
  • центральные громкоговорители, передающие вокальные партии, речь, диалоги;
  • мониторы – приборы, максимально транслирующие все звуковые нюансы;
  • звуковой проектор (акустика активная) – концертная система, состоящая из нескольких динамиков и усилителей, встроенных в один корпус для моделирования шестиканальной передачи стерео;
  • сабвуферы – басовые колонки, которые обогащают и наполняют любую музыку.

Можно ли улучшить акустические свойства зрительного зала

Согласно международным стандартам, для исполнения музыки различных жанров требуются помещения с разными акустическими характеристиками. Только несколько лучших концертных залов мира способны обеспечить нужные параметры. Основная часть требований к качеству звучания может быть выполнена с помощью архитектурных и дизайнерских приемов.

Для создания комфортного звукового давления в разных точках помещения, обеспечивая «натуральность» звучания, применяют шумоизолирующую отделку. В некоторых случаях вдоль стен располагают полуцилиндрические дефлекторы из гипса или фанеры. Акустика, концертная аппаратура создадут при таком подходе замечательное впечатление от эстрадных спектаклей и шоу.

В залах со слишком высокими потолками над эстрадой и участками стен, примыкающих к сцене, подвешивают специальные отражатели звука. Такие приспособления из фанеры помогают равномерному распределению звуковой энергии по всему помещению.

Концертная акустика в Братске: 500-товаров: бесплатная доставка [перейти]

Партнерская программаПомощь

Братск

Каталог

Каталог Товаров

Одежда и обувь

Одежда и обувь

Стройматериалы

Стройматериалы

Текстиль и кожа

Текстиль и кожа

Здоровье и красота

Здоровье и красота

Детские товары

Детские товары

Продукты и напитки

Продукты и напитки

Электротехника

Электротехника

Дом и сад

Дом и сад

Мебель и интерьер

Мебель и интерьер

Промышленность

Промышленность

Вода, газ и тепло

Вода, газ и тепло

Все категории

ВходИзбранное

Концертная акустика

Крепление настенное для концертной акустики Eurosound FA-1P

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

18 947

Крепление настенное для концертной акустики Turbosound NuQ102-FY

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

13 388

Крепление настенное для концертной акустики Turbosound iQ8-WB

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Крепление настенное для концертной акустики NORDFOLK NPS 048

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

12 185

Крепление настенное для концертной акустики LD Systems STINGER G3 WMB

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Крепление настенное для концертной акустики Roxtone WSS001 White

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Стойка для концертной акустики Tempo SPS280set

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Стойка для концертной акустики Tempo SPS300BK

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Крепление настенное для концертной акустики Rockdale 3323

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

53 760

Крепление настенное для концертной акустики dB Technologies WB-IG2

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

16 757

Крепление настенное для концертной акустики Turbosound IQ10-WB

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

19 960

Крепление настенное для концертной акустики Turbosound iQ15-WB

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Стойка для концертной акустики Tempo SPS050BK

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Стойка для концертной акустики Tempo SPS180

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Крепление настенное для концертной акустики Eurosound ESL-10-U Кронштейн

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Стойка для концертной акустики Tempo SPS250BK

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Крепление настенное для концертной акустики Volta LA-pin

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Крепление настенное для концертной акустики Stagg SPH-15BK/2

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Крепление настенное для концертной акустики LD Systems STINGER 10 G3 WMB

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Крепление настенное для концертной акустики JBL PMB-WH

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

21 756

Стойка для концертной акустики Gator GR-STUDIO-16U

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Стойка для концертной акустики Tempo SPS60

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Стойка для концертной акустики Tempo SPS300AL

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Аксессуар для концертного оборудования INVOLIGHT RECPanel512

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Аксессуар для концертного оборудования Adam Hall 370081

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

28 800

Крепление настенное для концертной акустики MACKIE FKDRM18S

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Крепление настенное для концертной акустики LD Systems STINGER 28 G3 WMB

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Аксессуар для концертного оборудования TOPP PRO TAC-MP3

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

2 страница из 18

Акустика концертного зала - Программное обеспечение ODEON Room Acoustics

Являясь особой областью акустики помещений, акустика концертных залов фокусируется на проектировании помещений для концертов живой музыки, как правило, без усиления. Концертные залы обычно предназначены для исполнения классической музыки (преимущественно симфонических произведений) с вместимостью от 300 до 2500 мест.

Здесь будут упомянуты некоторые концепции, которые уже были описаны в нашей статье об акустике помещений, поэтому рекомендуется сначала прочитать эту статью.

Основная форма помещения

Существует всего несколько форм, которые служат отправной точкой для проектирования концертного зала, и из них наиболее типичными являются обувная коробка (прямоугольная), веерообразная и виноградник .

Стиль коробки для обуви

Форма коробки для обуви представляет собой просто прямоугольную комнату, обычно с несколькими балконами. Таким образом, базовая конструкция проста, но если не соблюдать осторожность, в помещении такого типа могут возникнуть проблемы с флаттерным эхом (объясняется в нашей статье об акустике помещений). Известным примером концертного зала из обувных коробок является Musikverein в Вене. Принято считать, что различные конструкции в этой конкретной комнате, такие как боковые статуи, создают рассеяние, которое помогает избежать проблемы флаттерного эха.

Музикферайн. Фото CEphoto, Уве Аранас

Веерообразный стиль

Веерообразные залы, возможно, более распространены, так как они могут вместить большое количество сопровождающих, сохраняя при этом фронтальный вид на исполнителей. В то же время они не склонны к трепетному эху, просто из-за непараллельности стен. Кроме того, ширина пространства на задних сиденьях обеспечивает хорошую объемность звука. Хотя это и не концертный зал, примером веерообразной комнаты является зрительный зал в 9-м доме.0027 Культурный центр Гейдара Алиева , в Баку, Азербайджан.

Зрительный зал Культурного центра Гейдара Алиева. Фото Халилова

Стиль «Виноградник»

Концертные залы «Виноградник» названы так потому, что места для сидения напоминают склоны виноградника. Этот тип помещения имеет ряд преимуществ: 1) Он визуально интересен. 2) Неравномерный рисунок помогает избежать акустических проблем, таких как флаттер-эхо и фокусировка (объяснено в нашей статье об акустике помещения). Недостатком, однако, является то, что конструкция очень сложна и дорога. Примеры известных концертных залов виноградников включают DR Concert Hall в Копенгагене, Дания, Berlin Philharmonie’s Concert Hall в Берлине, Германия и Philharmonie de Paris в Амстердаме (шучу — в Париже!), Франция.

Концертный зал ДР. Фото боксера

Прочие геометрические параметры

Помимо общей формы помещения, есть несколько других аспектов дизайна, которые будут влиять на (субъективное) качество концертного зала.

Подвесные рефлекторы

Важной задачей концертного зала является максимально равномерное донесение звука до различных частей аудитории. Фактический потолок комнаты вряд ли сможет это сделать. Поэтому принято устанавливать подвесные отражатели на потолке под углами, которые будут отражать звук в разные части аудитории.

ODEON имеет два инструмента, которые помогут вам визуализировать эффект подвесных отражателей для точной настройки вашего дизайна: покрытие отражателя и бильярдные шары.

Простор/окружение

Принимая во внимание углы стен по обе стороны от аудитории и регулируя отражения от стен с помощью отражателей, можно перенаправить звук со сцены обратно в аудиторию на очень боковой угол. В результате источник музыки будет восприниматься намного шире , чем он есть на самом деле, по сравнению со случаем, когда слушатель получает только прямой звук со сцены.

Опора сцены

Акустика помещения должна быть разработана не только с учетом публики, но и с учетом музыкантов. Концертный зал без достаточно высокой звуковой мощности заставит музыкантов чувствовать, что их инструмент производит недостаточно сильный звук, что приводит к разочарованию и несбалансированному общему звучанию. Также важно, чтобы музыканты могли слышать себя, поэтому полезно иметь отражатели по бокам и/или над ними.

Акустические параметры помещения

Акустические эффекты, подобные описанным выше, обычно могут быть объективно измерены, и эти измеряемые акустические параметры помещения указаны в стандарте ISO 3382-1 для мест для выступлений.

Можно определить диапазоны оптимальных значений и Только заметные различия (JND). JND относится к минимальному приращению параметра, чтобы он был заметен человеческому уху. То есть приращения, меньшие, чем JND, указанный для конкретного параметра, не должны быть заметными. Ниже в общем виде будут описаны некоторые важные акустические параметры помещения. Более подробное описание и конкретные уравнения см. в главе 8 руководства ODEON. Целевые значения и JND для различных параметров также можно найти на стр. 146.

Время реверберации (RT)

Этот параметр уже был описан в нашей статье об акустике помещений. Из многих типов RT, перечисленных в этой статье, в концертных залах чаще всего используются два: EDT и T 30 . Иногда предпочтение отдается T 20 , если фоновый шум во время измерения настолько высок, что не позволяет получить достаточное отношение сигнал/шум для получения T 30 .

Типичные значения времени реверберации в концертных залах составляют от 1,7 до 2,3 с.

Сила звука (G)

Параметр G определяет, насколько акустика/отражения влияют на уровень звукового давления. В очень отражающем пространстве/комнате будет высокий вклад, в поглощающем пространстве вклад будет низким. Другими словами, G измеряет усиление комнаты до источника звука.

Короче говоря, G измеряется путем сравнения SPL от источника звука в комнате с SPL от того же источника на расстоянии 10 м в свободном поле. На практике эта процедура не очень удобна. Поэтому было разработано несколько методов, основанных на калибровка измерительной системы . Дополнительные сведения об этих процедурах см. на странице Примечания по применению. Два аналогичных параметра, G , ранний и G , поздний , используются в акустике зрительного зала, чтобы увидеть, насколько помещение влияет на ранний и поздний уровни звукового давления соответственно (звук, поступающий до и после 80 мс после того, как звук был испущен). Он также используется в уравнениях в области «пространственных впечатлений» комнаты.

Типовой диапазон G для концертных залов составляет от 3 до 10 дБ. Более низкие значения — это те, которые измерены дальше от источника, а более высокие — те, которые измерены ближе к источнику.

Clarity (C
80 ) и Definition (D50)

Clarity, C 80 сравнивает количество звуковой энергии, поступающей в течение первых 80 мс, с общим количеством энергии до его прекращения. Проще говоря, C 80 сравнивает раннюю энергию с поздней.

Этот параметр основан на том факте, что более поздние отражения в акустике помещения имеют больший «эффект размытия звука, чем ранние отражения». Звук будет восприниматься как менее четкий, когда более поздние отражения преобладают в пространстве, чем ранние. Поэтому четкость обычно растет в противоположном направлении, чем время реверберации (RT). Нижняя С 80 является результатом более длительного ВУ, а более высокое значение C 80 означает более короткое ВУ. Следует отметить, что много акустических исследований было сделано для классической музыки, но не для ритмической музыки (поп, рок и т. д.). Следовательно, эти выводы могут не применяться одинаково.

Типовой диапазон C80 в концертных залах составляет от -1 до 3 дБ.

Определение (D 50 ) очень похоже на Clarity, но фокусируется на еще более ранней части отклика, до 50 мс.

Доля боковой энергии (LF)

Этот параметр описывает простор помещения, который был описан выше. Это отношение между энергией, поступающей со стороны, и полной (первоначальной) энергией.

В концертных залах рекомендуется значение выше 0,25.

Ранняя, поздняя и полная поддержка (ST)

Эти параметры относятся к этапу поддержки, описанному ранее выше.

Ранняя поддержка (ST ранняя ) рассчитывается в основном с использованием ранних отражений и описывает условия ансамбля, то есть легкость слышимости других участников оркестра.

Поздняя поддержка (ST поздняя ) рассчитывается в основном с использованием поздних отражений и описывает впечатление музыкантов от реверберации.

Наконец, общая поддержка (ST , всего ) рассчитывается с использованием как раннего, так и позднего отражения и представляет собой поддержку комнаты для собственного инструмента музыканта.

Рекомендуемые значения для ранней и полной поддержки превышают -13 дБ и -12 дБ соответственно.

Таблица рекомендуемых значений

Ниже приведена таблица, суммирующая рекомендуемые значения для различных параметров, как описано в этой статье. Рекомендуемые значения приведены в соответствии с Gade (2003) , а субъективные пределы приведены в Bork (2000) и Bradley (1986) .

Объективный параметр

Символ

Рекомендуемый
(Симфоническая музыка)

Тем. известь

Объективный параметр:

Время реверберации

Символ:

Рекомендуемый (симфоническая музыка):

1,7 – 2,3 секунды

2

900 Лимен:

Объективный параметр:

Чистота

Символ:

Рекомендуемый (симфоническая музыка):

-1 до 3 дБ

90 Лимен:

Целевой параметр:

Уровень отн. 10 м свободного поля

Обозначение:

Рекомендуется (симфоническая музыка):

> 3 дБ

Тем. Лимен:

Целевой параметр:

Фракция ранней боковой энергии

Символ:

Лимен:

Целевой параметр:

Ранняя поддержка

Обозначение:

ST раннее

Рекомендуется (симфоническая музыка):

-

дБ

3

3

3

Объективный параметр:

Общая поддержка

Символ:

ST поздний

Рекомендуемый (симфоническая музыка): - 0 дБ > 9 1

3

3

Каталожные номера

Bork I , Сравнение программного обеспечения для моделирования помещений – 2-й круговой алгоритм компьютерного акустического моделирования помещений [Журнал] // Acta Acustica 86. – 2000. – стр. 943-956.

Bradley J S , Предикторы разборчивости речи в помещениях [Журнал] // J. Acoust. соц. Являюсь. 80. – 1986. – С. 837-845.

Gade A C , Методы измерения акустики помещений, Глава 4 [Раздел книги] // Инженерия акустики помещений, Примечание 4213. – Люнгбю, Дания: Акустические технологии, Технический университет Дании, 2003.

Что делает акустику идеальной, согласно науке?

19 апреля 2016, 10:45 | Обновлено: 6 января 2017, 14:45

Что именно создает идеальное место для прослушивания классической музыки? Что делает венский Музикферайн всемирно известным, а лондонский Королевский фестивальный зал (почти) всеобщим… ну, нет?

Прежде всего, что делает акустику хорошей?

Сэр Адриан Боулт однажды сказал: «Очевидно, что идеальный зал — это тот, в который вы издаете не очень приятный звук, а публика получает что-то довольно красивое».

Профессор Тревор Кокс, преподающий акустическую инженерию в Солфордском университете, сказал Classic FM:

«Если вы когда-нибудь были на одном из таких концертов под открытым небом, то могли заметить, что звук довольно тонкий и далекий. Чего не хватает, так это стен и потолка концертных залов, дающих тысячи звуковых отражений.

«Звук отражается и реверберирует по комнате, достигая слушателей с разных направлений и растекаясь во времени… Эта реверберация обогащает звук, издаваемый оркестром, а при правильном оформлении вы чувствуете себя окутанным звуком и вовлеченным в процесс. создание музыки.

«Нам нужно избавиться от нежелательного шума и позволить оркестру достичь громкой динамики. Нам нужно убедиться, что звук чистый и в то же время обеспечивает реверберацию и объемность».

Отлично.

Итак, как инженеры-акустики создают идеальную акустику?

Вот необходимые ингредиенты:

Форма обувной коробки

Методом проб и ошибок инженеры теперь знают, что залы в форме обувных коробок — это хорошие концертные площадки. Сюда входит венский Музикферайн, а также лондонский Королевский фестивальный зал.

Совсем недавно залы в форме «террасы виноградника» доказали свою хорошую акустику. К ним относятся манчестерский Бриджуотер-холл и знаменитая Берлинская филармония.

Материал стен

*научный клаксон*

Стены концертных залов используются для управления акустикой. Твердые поверхности будут отражать звук (а таких много в концертных залах), а мягкие поверхности будут его поглощать. Единственное место, где вы найдете мягкий материал в большинстве концертных залов, — это сиденья.

Архитектор нью-йоркского Карнеги-холла (на фото ниже) отказался от многих элементов, характерных для концертных залов и театров того времени, включая тяжелые шторы, люстры и фрески на стенах. Новый зрительный зал с гладкими стенами и куполообразный потолок помогают создать легендарную акустику зала.

Шероховатые поверхности также можно использовать для рассеивания звука во всех направлениях — это можно использовать в концертных залах, чтобы избавиться от эха, отвлекающего от выступления.

Громкость

Ключевым элементом хорошей акустики является то, что зрители могут четко и громко слышать оркестр.

Один звукорежиссер 20-го века Лео Беранек писал: «Острые ощущения от прослушивания мессы си минор Баха, Девятой симфонии Бетховена или Восьмой симфонии Малера не только определяются качеством оркестра и интерпретацией дирижера, но и усиливаются. неизмеримо динамичной реакцией концертного зала. Отклик означает как тихую поддержку партий пианиссимо, так и величественные уровни фортиссимо».

Другими словами, если начальство делает это, вы, щелкая, хотите чувствовать это в своих чреслах:

 

Идеальная музыка

Нет смысла слушать цикл Вагнера « Кольцо » в часовне Королевского колледжа в Кембридже. Вы также не добьетесь лучшего исполнения антифонной пьесы Габриэли в оперном театре Байройта.

Это потому, что и Вагнер, и Габриэли писали свою музыку с учетом конкретной акустики. В случае Вагнера это был спроектированный им самим оперный театр в Байройте (на фото ниже, где до сих пор исполняются его произведения), а для Габриэли — впечатляющий интерьер базилики Святого Марка в Венеции.

Нет нежелательного звука

Звуки из внешнего мира могут попасть в концертный зал двумя путями: по воздуху и через конструкцию самого здания.

Бриджуотер-холл в Манчестере (на фото), например, установлен на пружинах, чтобы помочь уменьшить структурный шум от движения транспорта и трамваев. А большинство современных концертных залов окружены воздушным зазором, чтобы звуки из внешнего мира не проникали в зал и не отвлекали от музыки.

Реверберация

Это время, которое требуется звуку, чтобы исчезнуть в помещении — где-то вроде часовни Королевского колледжа в Кембридже будет длительное время реверберации, тогда как в комнате с мягкой мебелью ее почти не будет.

Просто послушайте реверберацию здесь, когда хор Королевского колледжа в Кембридже исполняет Miserere Аллегри :

Для получения дополнительной информации на веб-сайте Солфордского университета имеется множество фактов, рисунков и диаграмм.


Learn more