8 800 333-39-37
Ваше имя:
Номер телефона:

Кто должен ликвидировать скважину собственник или недропользователь


Кто заплатит за содержание государственных геологических скважин?

16.05.2016

Антон Зяблов

Юристы IPT Group комментируют, кто должен нести расходы на содержание государственных геологических скважин, предотвращения аварийных ситуаций и обеспечивать экологическую безопасность.

В действующем законодательстве не закреплена юридическая ответственность за содержание государственных геологических скважин (поисково-разведочных), но участники рынка просят в этом разобраться, так как скважины представляют серьезную экологическую опасность для окружающей среды и человека в целом. Также непонятно, кто должен нести расходы на содержание таких государственных скважин, предотвращения аварийных ситуаций и обеспечить экологическую безопасность. На первый взгляд ответ на поверхности – собственник (т.е. государство), но так ли это? В этом вопросе разбирался Антон Зяблов, руководитель департамента правового сопровождения IPT Group. За историю освоения природоресурсного комплекса Российской Федерации за счет государственных средств было пробурено более 51 тысячи глубоких поисков-разведочных скважин на нефть и газ, ликвидированных в настоящее время или находящихся в консервации. Это скважины, которые бурились в период 1975-1992 годы при поиске недр, т.е. они не приспособлены для добычи полезных ископаемых и носят исключительно разведывательный характер (так называемые геологические скважины). Государство недра нашло и передало (продало) право пользования участком недр конкретным недропользователям (нефтегазодобывающим компаниям), а геологические скважины так и остались брошенными, но в то же время они расположены на лицензионном участке недр, который предоставлен вполне конкретной организации.

Между тем, такие скважины представляют серьезную потенциальную опасность для окружающей среды и населения. Из-за длительного простоя скважин (ввиду разрушения цементных мостов, коррозии обсадных колонн и устьевого оборудования) без необходимой их консервации и потери внутрискважинной и межколонной герметичности на части скважин возникли дефекты, характеризующиеся появлением давления на устье, нефтегазовыми проявлениями, что может привести к возникновению открытых газонефтяных фонтанов, грифонов, разливов нефти и пожаров.

С течением времени ситуация, сложившаяся в отношении этого фонда скважин, усугубляется, поскольку с каждым днем возрастает количество недостаточно надежных, так называемых "осложненных" скважин, представляющих собою своего рода "мины замедленного действия". Причем если на настоящий момент наука и производство еще способны оценить реальную опасность скрытого функционирования таких скважин и в состоянии прогнозировать развитие ситуации на ближайшие 10 - 20 лет, то за пределами этого срока предсказать последствия развития событий не представляется возможным.

В свою очередь сегодня нефтегазодобывающие компании в один голос заявляют, что не будут содержать государственные скважины и обеспечивать экологическую безопасность, поскольку прямой обязанности в законе не закреплено (расходы на содержание и обслуживание таких скважин весьма внушительные). Масштаб проблемы правильнее было бы выразить через объем расходов. Вот что нам ответили в одной из дочерних компаний ПАО «Газпром», расположенной в ямало-ненецком автономном округе: «….Обществом организованы и проведены ликвидационные работы 118 поисково-разведочных скважин государственного фонда, из них 46 скважин за период 2011-2015 гг. Всего затрачено более 2,5 млрд.руб, при этом 1,2 млрд.руб за последние 5 лет. Общество вынуждено, в отсутствие правовых оснований, организовывать постоянную работу по мониторингу устьев ликвидированных поисково-разведочных скважин государственного фонда скважин и выполнять работы по зачистке прилегающих территорий от металлолома, пиломатериалов и другого хозяйственного мусора, оставшегося от деятельности геолого-разведочных экспедиций 70-90х гг…. Ремонтировать скважины без юридических прав на данное имущество – это означает риски появление претензий со стороны налоговых органов (необоснованные расходы). В связи с тем, что правовой режим скважин по отношению к недропользователю не определен, то существует риск исключения налоговыми органами расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом государственных скважин, из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Чтобы уйти от этого риска Общество не показывает в учете данные расходы, маскируя их под иные расходы, напрямую связанные с производством».

Правительство Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом пытаются принять меры для правового обеспечения передачи и обслуживания скважин государственного фонда от государства недропользователям. Были даны соответствующие поручения, однако до настоящего времени механизмы передачи и финансирования не предложены (письмо Росимущества №215-07/12236 от 31.03.15).

Вместе с этим мы полагаем, что даже в отсутствие правовой определенности, обязанность по содержанию геологических скважин необходимо возложить на пользователя недр (нефтегазодобывающие компании). Прямой обязанности в законе нет, но из содержания смысла системы действующего законодательства такой вывод допустить можно.

Законом установлено, что пользователь недр обязан обеспечить безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр (п. 8.1 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»). Кроме того, пользователь недр обязан обеспечить сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях (п. 9 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»).

Законом не уточнено, в отношении чьих буровых скважин (своих собственных, или чужих) установлена указанная обязанность.

В силу ст. 210 ГК РФ допускает перераспределение обязанности по содержанию имущества: «Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором». Вместе с этим, при буквальном толковании Закона «О недрах» (ст. 22 п. 8.1) и толковании по смыслу речь идет о любых скважинах, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр, в том числе о скважинах, не принадлежащих пользователю недр на праве собственности.

Возможность, целесообразность и необходимость обеспечения безопасности и сохранности любых буровых скважин, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр, именно пользователем участка недр, вытекает из факта владения таким участком.

По нашему мнению, сохранность и безопасность физически может обеспечить только владелец вещи, то есть лицо, фактически обладающее (управляющее) вещью, господствующее над ней.

Согласно статьи 53 «Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ», (Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-8 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ), который, кстати, имеет преимущественную силу над Законом РФ «О недрах», в содержание права пользования участками недр входит владение и пользование.

Исходя из этих позиций, очевидно, что владея участком недр (обладая, управляя им, господствуя над ним), пользователь владеет и буровыми скважинами, расположенными в границах такого участка (в координатах геометризованного блока недр – горного отвода).

Если так, то физически обеспечить безопасность и сохранность скважин, расположенных в границах участка недр, может только пользователь участка недр (владелец).

По нашему мнению, если иное не установлено законом, договором, обычаем, сам по себе факт владения чужой вещью предполагает наличие у владельца некоторых обязанностей по обеспечению ее сохранности (по крайней мере, об этом говорит анализ ряда норм о передаче имущества во владение для различных целей: см., например, гл.34 (аренда), 35 (наем жилого помещения), 36 (ссуда), 40 (перевозка), 41 (транспортная экспедиция), 47 (хранение), 49 (поручение), 51 (комиссия), 52 (агентирование), 53 (доверительное управление) ГК РФ). Даже если лицо вступило во владение вещью без каких-либо на то законных оснований, оно обязано обеспечивать сохранность такой вещи: так, приобретатель отвечает перед потерпевшим за всякие, в том числе и за всякие случайные, недостачу или ухудшение неосновательно приобретенного или сбереженного имущества, происшедшие после того, как он узнал или должен был узнать о неосновательности обогащения. До этого момента он отвечает лишь за умысел и грубую неосторожность (п. 2 ст. 1104 ГК РФ). Если законом установлены обязательства по обеспечению сохранности имущества даже неосновательно приобретенного владельцем, то что уж говорить об имуществе, вверенном пользователю недр на законном основании (путем выдачи лицензии) на праве владения в составе участка недр. Мы не исключаем, что указанные нами и иные аналогичные нормы ГК РФ могут быть применены к существующей ситуации если не напрямую, то по аналогии закона (п. 1 ст.6 ГК РФ).

Законодатель пытался внести изменения в Федеральный закон от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» и закрепить принципы юридической ответственности за содержание государственных скважин, расположенных на лицензионном участке недропользователей. В 2013 году Минприроды разработало изменения в Закон РФ «О недрах», которые решали бы проблему безопасности ликвидированных и законсервированных буровых скважин, в том числе государственных. Но данное предложения Минприроды остались на уровне законопроекта. Вероятно, кто-то помешал внесению в Государственную Думу данного законопроекта.


iptg.ru

Кто несет юридическую ответственность за содержание скважин?

Юридическая ответственность за содержание государственных геологических скважин не закреплена в действующем законодательстве. Однако участники рынка просят в этом разобраться, так как скважины представляют серьезную экологическую опасность для окружающей среды и человека в целом. Также непонятно, кто должен нести расходы на содержание таких государственных скважин. На первый взгляд, ответ на поверхности – собственник (т.е. государство), но так ли это? Эти темы затронул руководитель департамента правового сопровождения IPT Group Антон Зяблов.

За историю освоения природных ресурсов на территории РФ за счет государственных средств было пробурено более 51 тысячи глубоких поисковых и разведочных скважин на нефть и газ, ликвидированных в настоящее время или находящихся в консервации. Такие скважины представляют серьезную потенциальную опасность для окружающей среды и населения. С течением времени ситуация, сложившаяся в отношении этого фонда скважин, усугубляется, поскольку с каждым днем возрастает количество недостаточно надежных, так называемых "осложненных" скважин, представляющих собою своего рода "мины замедленного действия".

В свою очередь, сегодня нефтегазодобывающие компании в один голос заявляют, что не будут содержать государственные скважины и обеспечивать экологическую безопасность, поскольку прямой обязанности в законе не закреплено (расходы на содержание и обслуживание таких скважин весьма внушительные). Вместе с этим полагаю, что обязанность по содержанию геологических скважин необходимо возложить на пользователя недр (нефтегазодобывающие компании). Пусть прямой обязанности в законе и нет, но из содержания смысла системы действующего законодательства такой вывод допустить можно.

Законом установлено, что пользователь недр обязан обеспечить безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр (пункт 8.1 статья 22 Закона РФ "О недрах"). Кроме того, пользователь недр обязан обеспечить сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях (пункт 9 статья 22 закона "О недрах"). Законом не уточнено в отношении чьих буровых скважин (своих собственных или чужих) установлена указанная обязанность. Гражданский кодекс РФ допускает перераспределение обязанности по содержанию имущества. Вместе с этим, при буквальном толковании закона "О недрах" речь идет о любых скважинах, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр, в том числе о скважинах, не принадлежащих пользователю недр на праве собственности.

По нашему мнению, сохранность и безопасность физически может обеспечить только владелец, то есть нефтегазодобывающие компании. Согласно статье 53 "Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ", в содержание права пользования участками недр входит владение и пользование. Из этого следует, что владея участком недр, пользователь владеет и буровыми скважинами, расположенными в границах участка. А значит физически обеспечить безопасность и сохранность скважин, расположенных в границах участка недр, может только пользователь участка недр.

Принятие соответствующих изменений в закон "О недрах" позволит закрепить ответственность за содержание государственных геологических скважин: будет ли это собственник, либо пользователь недр, либо нефтесервисные компании – об этом должно сказать государство. Об этом сообщает РАПСИ.

oilcapital.ru

Лицензия на скважину в 2016 году. Постановление № 94 и изменения в порядке получения лицензии.: geohydrology — LiveJournal

Что такое лицензия на пользование недрами?
Каждая лицензия на недропользование состоит из фирменного бланка с указанием кому, для каких видов пользования недрами и на какой срок она выдана. Кроме этого, каждая лицензия содержит приложения, в которых указаны условия лицензионного соглашения. В них прописаны требования, выполнение которых принимает на себя недропользователь и сроки их реализации.

Лицензия на геологическое изучение и лицензия на добычу подземных вод всегда получаются последовательно, одна за другой. При этом получение лицензии на добычу подземных вод возможно только после выполнения условий пользования недрами, прописанных в лицензии на геологическое изучение.

Главным условием пользования недрами в лицензии на геологическое изучение является проведение комплекса геологоразведочных работ. Такие работы проводятся на основании проекта на геологическое изучение участка недр, который проходит обязательную государственную экспертизу.

Главная задача, которая решается при проведении работ по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод заключается в следующем. Вновь пробуренная или уже давно существующая, но эксплуатируемая без лицензии водозаборная скважина, не оказывала негативного влияния на другие скважины, которые расположены по соседству и уже имеют лицензии на добычу подземных вод. Кроме этого скважина должная обеспечивать то количество воды, требуемого качества, которое необходимо недропользователю.

Кому необходимо получать лицензию на скважину?
Важно понимать, что получение скважины «в наследство» от предыдущего владельца, а также бурение ее «в прошлом веке», не освобождает нынешнего владельца от необходимости соблюдать законодательства в сфере недропользования.
Таким образом, абсолютно каждая скважина, используемая для целей водоснабжения, вне зависимости от года ее бурения, должна эксплуатироваться только при наличии лицензии на добычу подземных вод.

Когда можно не получать лицензию на скважину?
Не получать лицензию на добычу подземных вод при эксплуатации водозаборных скважин, на сегодняшний день, возможно в единственном случае. В соответствии со статьей 19 ФЗ «О Недрах», собственники или арендаторы земельных участков имеют право добывать подземные воды без лицензии для личных, бытовых и других, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд. При этом подземные воды не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому.
Водоносный горизонт, в такой ситуации, не должен являться источником централизованного водоснабжения. Кроме этого, он должен располагаться над другими водоносными горизонтами, которые являются источниками централизованного водоснабжения.

На практике это означает, что ни один водоносный горизонт не может быть источником водоснабжения в отсутствие лицензии на скважину. Исключение составляют лишь грунтовые воды, так называемая верховодка. Такие воды, чаще всего, добываются с помощью колодцев и обладают низким качеством, вследствие загрязнения с поверхности.

Какой штраф предусмотрен за отсутствие лицензии на скважину?
А теперь давайте остановимся на том, какова ответственность за использование скважины без лицензии. Ответственность за добычу подземных вод в отсутствие лицензии предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ. Пользование недрами в отсутствие лицензии предполагает штраф в размере:

geohydrology.livejournal.com

"Бесхозные" скважины ищут хозяев — Российская газета

Скважины эти бурились в различное время на территории 55 субъектов Федерации, причем в 16 из них работы велись предприятиями союзных министерств, которые, как говорится, приказали долго жить.

По мнению экспертов, буровые скважины различного целевого назначения, особенно глубокие скважины на нефть и газ, могут стать источником негативного влияния на окружающую среду и недра. Учитывая, что таких скважин десятки тысяч, степень воздействия на природу может быть весьма значительной.

Сегодня многие скважины находятся в критическом состоянии. Между тем большое количество таких скважин не состоит на балансе ни государства, ни недропользователей, то есть по сути являются бесхозными, а, стало быть, спросить за их состояние не с кого.

Для предотвращения возможных экологических катастроф, связанных с разгерметизацией таких скважин, необходимо постоянно проводить мониторинг их технического состояния, а при необходимости устранять возникающие аварийные ситуации. Выполнение таких работ по всем скважинам за счет средств федерального бюджета не представляется возможным из-за высокой стоимости работ.

С другой стороны, значительная часть поисковых и разведочных скважин, давших промышленные притоки нефти и газа, была законсервирована до ввода их в эксплуатацию. Многие из них в связи с реорганизацией или ликвидацией геологоразведочных предприятий не имеют балансодержателя, находясь в государственной собственности. Часть законсервированных скважин после проведения работ по расконсервации и ремонту может давать продукцию и вовлекаться в хозяйственный оборот.

В соответствии с действующим Положением о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, реализация скважин глубокого бурения на нефть и газ организациям, получившим лицензию на право пользования недрами с целью добычи полезных ископаемых, должна была осуществляться на основании решения Росимущества или его территориального органа по восстановительной стоимости.

При этом вопросы, связанные с приемом-передачей скважин, должны решаться и согласовываться комиссией, создаваемой решением Росимущества. Такая комиссия пока не создана, но это дело ближайшего будущего.

Работа по учету законсервированных и ликвидированных параметрических и поисково-разведочных нефтяных и газовых скважин была начата министерством природных ресурсов в 2003 году. Первоочередной задачей стало сведение разрозненной информации о скважинах в единый реестр. Такой реестр создан, он содержит сведения более чем о 40 тысячах скважин. В нем заложены их технические, геологические, экономические и имущественные характеристики. Из общего числа учтенных в реестре скважин 12 638 находятся в нераспределенном фонде недр (в т. ч. 3340 содержатся на балансе частных компаний). По предварительным данным, в госсобственности находятся 7723 скважины, представляющие интерес для хозяйственного оборота, в т. ч. 2476 из них эксплуатируются.

Работа по учету и инвентаризации глубоких нефтяных и газовых скважин продолжается в настоящее время. Федеральное агентство по недропользованию в 2005 году за счет средств федерального бюджета организовало проведение работ по актуализации базы данных федерального реестра глубоких скважин на нефть и газ, пробуренных за счет государственных средств, и выработке методических приемов его анализа с целью повышения эффективности использования скважин.

Актуализация федерального реестра скважин позволит создать основу для решения ряда практических задач, в том числе экологических и экономических.

rg.ru


Смотрите также