8 800 333-39-37
Ваше имя:
Номер телефона:

Первая в мире нефтяная скважина


Биби-Эйбат (месторождение) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Биби-Эйбат — нефтегазоконденсатное месторождение расположенное на Апшеронском полуострове.

Поднятие нефти ручным воротом в XIX веке на месторождении Биби-Эйбат

В 1803 году бакинским купцом Касымбеком были сооружены два нефтяных колодца в море. Эти колодцы были расположены на расстоянии 18 и 30 м от берега села Биби-Эйбат (аз. Bibiheybət «тётя Эйбат»), а также были защищены от воды срубом из плотно сколоченных досок[1].

В 1844 году под руководством статского советника Василия Семёнова и директора Бакинских нефтяных промыслов майора Корпуса горных инженеров Алексеева, более чем за десять лет до пробуривания известной скважины Эдвина Дрейка в Пенсильвании, началось бурение на месторождении Биби-Эйбат. В 1847 году здесь была пробурена первая разведочная скважина на нефть глубиной 21 м.[2] Первая в мире современная нефтяная скважина была также пробурена здесь в период с 1847 по 1848 год. Первая нефть была получена ударным способом с применением деревянных штанг 14 июля 1848 года[3][4]

Официальной датой открытия месторождения считается 1871 год.

На рубеже XIX—XX веков под прибрежным дном также обнаружили значительное месторождение. Для его освоения прибрежную отмель решили засыпать. В 1910 году работы были начаты под руководством петербургского инженера, выпускника института путей сообщения, Павла Николаевича Потоцкого.[5] Потоцкий руководил осушением и намывкой территорий месторождения вплоть до своей смерти в 1932 году, был отмечен высокими советскими наградами (орден Ленина, премия ВСНХ СССР).

Нефтяные скважины на месторождении Биби-Эйбат в XIX веке

Месторождение приурочено к брахиантиклинальной складке размером 5,0 х 2,5 км, амплитудой 700—900 м, осложнено продольными и поперечными разрывными нарушениями. Нефтегазоносность связана с продуктивной толщей среднего плиоцена. Месторождение многопластовое. Залежи связаны с верхним (горизонты с I по XV), средним (XVI—XIVгоризонты) и нижним отделами продуктивной толщии. Коллекторы терригенные, с эффективной пористостью от 10 до 24% (средняя 17%), проницаемость от 0,03 до 0,462 мкм2. Глубина залегания залежей от 180 до 2500 м. Тип залежей — пластовые, тектонически экранированные. Начальные дебиты нефти из верхнего и среднего отдела продуктивной толщи составляли 450—470 т/сутки. Плотность нефти от 0,856-0,875 г/см3 в верхней части разреза до 0,900 г/см3 в нижней, содержание серы в среднем 0,05%, среднее содержание парафина — 1,2%, содержание смол и асфальтенов — 16—38 %.

ru.wikipedia.org

Нефтяная платформа — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 августа 2014; проверки требуют 36 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 августа 2014; проверки требуют 36 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Платформа. Нефтяная платформа

Нефтяная платформа — сложный инженерный комплекс, предназначенный для бурения скважин и добычи углеводородного сырья, залегающего под дном моря, океана либо иного водного пространства.

В СССР проектированием нефтяных платформ и других компонентов морской нефте- и газодобычи занималось ЦКБ «Коралл» (г. Севастополь), в настоящее время ЦКБ Коралл входит в состав ООО «Группа „Каспийская энергия“», Россия. В России строятся нефтяные платформы на судоверфях Выборга, Калининграда, Астрахани и Северодвинска.

Первая нефтеплатформа была помещена в прибрежную область штата Луизиана в 1938 году. Она была построена компанией Superior Oil.

Первая же морская нефтяная платформа, Нефтяные Камни, была построена на металлических эстакадах в 1949 году в Каспийском море, на расстоянии около 40 км к востоку от Апшеронского полуострова на территории Азербайджана. Она числится в списке Книги рекордов Гиннесса как старейшая морская нефтяная платформа[1].

Petronius Platform является гибкой башней в Мексиканском заливе, по образцу платформы Hess Baldpate, который стоит в 2000 футах (610 м) над дном океана. Это одно из самых высоких сооружений в мире.

Hibernia platform в Канаде является самой тяжелой по весу морской платформой, расположена в бассейне Жанны д'Арк в Атлантическом океане у побережья Ньюфаундленда. Основание гравитационного типа (GBS), установленное на дне океана, имеет размеры в 111 метров (364 футов) в высоту и предоставляет емкость для хранения 1,3 млн баррелей (210 тыс. м3) сырой нефти в кессонах высотой 85 метров (279 футов). Платформа действует как небольшой бетонный остров с зубчатыми внешними краями, чтобы выдерживать воздействие айсберга. ОГТ содержит производственные резервуары для хранения, а остальная часть пустого пространства заполнена балластом; общий вес конструкции составляет около 1,2 млн тонн.[2]

ru.wikipedia.org

Нефтяные Камни — Википедия

Нефтяны́е Ка́мни (азерб. Neft daşları) — крайняя восточная сухопутная точка Азербайджанской Республики, посёлок городского типа в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Находится в административно-территориальном делении Пираллахинского района города Баку. Расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней — каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.

Нефтяные Камни числится в списке Книги рекордов Гиннеса, как старейшая морская нефтяная платформа[1].

Памятник нефтяникам на Нефтяных Камнях

Нефтяные Камни — это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела СССP. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни являются уникальным городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 50 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945—1948 годах. Строительство поселка началось в 1958 году. Были построены две электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966—1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976—1986 годах было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, двух газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, двух подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.

Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение — ещё задолго до открытия этого месторождения ученые заметили в Каспийском море чёрные, покрытые плёнкой нефти скалы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни». Район Нефтяных Камней начали изучать уже с 1859 года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых: выдающегося исследователя Кавказа академика Г. В. Абиха и известных ученых-геологов С. А. Ковалевского, Ф. А. Рустамбекова, А. К. Алиева, Э. Н. Алиханова, Б. К. Бабазаде, В. С. Мелик-Пашаева, Ф. И. Самедова, Ю. А. Сафарова, С. А. Оруджева, А. Б. Сулейманова, Х. Б. Юсифзаде, М. Ф. Мир-Бабаева и многих других.

Буровые вышки Нефтяных Камней

Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который ещё 3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи.

В случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путём выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.

Первая практическая работа по изучению геологических структур акватории НК была осуществлена в 1946 году нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.

Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас — Баил лиманы) из 1-й в мире скважины № 71, построенной в 1924 году на деревянных сваях. Позже, в СССР в 1932—1933 годах, были построены ещё два основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в 1932 году Биби-Эйбатской бухты. Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 м, имело площадь 948 м² и длину 55 м.

Первый десант нефтяников, высадившихся на Нефтяные Камни 14 ноября 1948 года, был в составе руководителя десанта Николая Байбакова, автора идеи о морских залежах нефти, начальника созданного в 1947 году объединения «Азнефтеразведка» Сабита Оруджева, геолога Агакурбана Алиева и специалиста по буровым работам Юсифа Сафарова. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Кроме того, были строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях.

Промышленная разработка Нефтяных Камней[править | править код]

Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Нефтяных Камнях начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль «Чванов», отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Скважина имела глубину около 1000 м, а её суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в «Нефтяные Камни».

Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили ещё 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

Вторая скважина, пробуренная бригадой другого Героя Социалистического труда Курбана Аббасова, примерно с таким же дебитом как и первая, была сдана в эксплуатацию в первой половине 1950 года.

В 1951 году началась промышленная разработка Нефтяных Камней. В 1952 году впервые в мировой практике началось строительство эстакады, которая должна была соединить искусственные металлические острова. Добыча нефти ведется более чем с 20 горизонтов, что представляет собой уникальное явление. С 1949 г. на месторождении пробурено 1940 скважин, давших 60 % всей морской нефти СССР. На конец 90-х гг. фонд скважин составил 472, из них действующих — 421. Среднесуточный уровень добычи −1800-2000 т нефти, 50 % скважин обводнены. Остаточные извлекаемые запасы нефти на месторождении составляют 21 млн т. Месторождение связано с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром 350 мм. В конце 1990-х гг. здесь работало 2 тыс. чел.

Доки на Нефтяных Камнях

В феврале 1951 года первый танкер с нефтью месторождения Нефтяных Камней встал под разгрузку у причала нефтеналивного порта Дюбенди. Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

По состоянию на 4 января 2018 года Нефтяные Камни — это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд  м³ попутного нефтяного газа. Здесь действует более 380 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки.

Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до её массового освоения и внедрения. В процессе ведения разведочных и эксплуатационных работ на Нефтяных Камнях была образована целая школа подготовки научных кадров. На практике осуществлялись новейшие идеи и разработки ученых, а нефтяники приобретали профессиональный опыт и навыки в сложнейших морских условиях. Нефтяные специалисты, работающие на НК, позже отправлялись работать на месторождениях «Казахнефть», «Туркменнефть», «Дагнефть», «Татнефть», «Башнефть» и т. д.

На Нефтяных Камнях впервые в СССР был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонно-направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.

В 1960 году первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев посетил Нефтяные Камни и оперативно решил две серьёзные проблемы месторождения: дал распоряжение доставлять вахты с берега на месторождение вертолетами; в тот период это были МИ-4, а позже МИ-8 (до этого людей, продукты, всевозможные товары доставляли с берега только морским путём) и распорядился строить 5-9-этажные дома на насыпных основаниях (до его визита там строились 1-2-этажные дома на сваях). Таким образом, была решена важная проблема жилья для нефтяников-вахтовиков: в первое же время работы на Нефтяных Камнях нефтяники жили в каютах старых кораблей, затопленных около островков.

В ноябре 2007 года на Нефтяных Камнях была сдана в эксплуатацию новая платформа № 2387, предназначенная для бурения 12 скважин. Высота двухблочной платформы достигает 45 м, вес — 542 тонны. Платформа установлена на глубине моря в 24,5 м. Срок эксплуатации блоков, собранных на Бакинском заводе глубоководных оснований, предусмотрен на 50 лет. С этой платформы планируется бурение 12 новых скважин при средней глубине 1800 м.

25 декабря 2007 г. был сдан в эксплуатацию 20-дюймовый газопровод, связывающий месторождения Нефтяных Камней и Бахар протяженностью в 66,6 км и пропускной способностью в 5,5 млн кубометров в сутки. Этот газопровод предназначен для транспортировки природного газа, добытого на месторождении Гюнешли, на берег.

Во второй половине 2000-х годов общежития для работников были капитально отремонтированы, был разбит парк, заменен мемориал жертвам трагедии 1957 года (когда во время сильнейшего шторма погибли более 20 человек), обновлен памятник первой нефтяной скважине, сооружен мемориал нефтяникам — жертвам Карабахского конфликта, установлены памятник геологу Ага-Курбану Алиеву, памятник Гейдару Алиеву и открыт его музей.

В поселке работает пекарня, поликлиника, дом чая, столовая, станция очистки воды, установка по сжиганию отходов, имеется футбольная площадка. Работники проживают в общежитиях (мужских и женском) в комнатах по одному — два человека.

До середины 2000-х годов на Нефтяных Камнях действовала мечеть со штатным муллой, но была закрыта в связи с ужесточением режима безопасности. По этой же причине были запрещены экскурсии на Нефтяные Камни.

Транспортное сообщение осуществляется паромными рейсами с морского вокзала в Баку, грузопассажирскими рейсами из терминала на Апшеронском полуострове и вертолетами с вертодрома на острове Пираллахи. На самих Нефтяных камнях действует несколько вертолетных площадок, одна из которых — основная с небольшим аэровокзалом.

Постоянных жителей на Нефтяных Камнях нет, около двух тысяч человек работают вахтовым методом по графику неделя/через неделю. Продлять срок вахты категорически запрещено, исключение составляет лишь период штормовой погоды, когда невозможно транспортное сообщение с материком. В этом случае вахта автоматически продлевается на неделю.

Все работники Нефтяных Камней получают зарплату выше, чем их коллеги, работающие на материке. Рабочая смена составляет в среднем 10-12 часов. Кроме нефтяников на Нефтяных Камнях работают строители, геологи и представители других смежных профессий.

Эксплуатацией Нефтяных Камней занимается компания «Азнефть», одно из подразделений ГНКАР.

Панорама Нефтяных Камней

  • Баку и нефть. Советский период
  • Статья о катастрофическом шторме на Нефтяных Камнях 1956 года в журнале Наука и Жизнь
  • Рассказ о поездке на Нефтяные Камни в 2013 году и их истории
  • Фотографии Нефтяных Камней 2013 года
  • Мир-Юсиф Мир-Бабаев. Краткая история азербайджанской нефти. Баку, Азернешр, 2007 г.
  • Мир-Бабаев М.Ф. Нефтяные Камни – феномен Каспийского моря (к 60-летию открытия новой страницы в мировой истории нефтедобычи) - «Азербайджанское нефтяное хозяйство», 2009, №11, с.79-85.
  • Mir-Babayev M.F. Oil Rocks: the first city on the Caspian Sea – “Reservoir”, Canada, 2012, Volume 39, Issue 4, April, p. 33-36.
  • Neft Daşları (азерб.)
  • Нефтяное дно
  • Нефтяные Камни
  • Нефтяные камни: город на сваях в открытом море

ru.wikipedia.org

Нефтяная скважина - это... Что такое Нефтяная скважина?

Нефтяная скважина в Татарстане, с качающимся штанговым насосом

Нефтяна́я сква́жина — горная выработка круглого сечения диаметром 75—400 мм, предназначенная для добычи либо разведки нефти и попутного газа. Как правило, скважины бурят вертикально, но могут бурить под углом к горизонту. Скважина не предполагает возможности непосредственного доступа человека внутрь её.

В вертикальном строении скважины различают начало (устье), ствол и конец (забой). Скважины сооружаются путём последовательного бурения горных пород, удаления разбуренного материала и укрепления стенок скважины от разрушения (при необходимости, зависит от характера пород). Для бурения применяются буровые станки, буровые долота и другие механизмы.

Добыча углеводородов через нефтяную скважину может осуществляться путём фонтанирования (при наличии избыточного давления в нефтяных пластах), с помощью насосов, путём искусственного создания повышенного давления в пластах.

История

Первое в мире бурение скважины для целей нефтедобычи проведено в 1846 году в посёлке Биби-Эйбат близ Баку, входившем тогда в Российскую империю. Глубина скважины составила 21 м.[1], скважина была разведочной.[2] В 1864 году первая в России эксплуатационная скважина была пробурена на Кубани, в селе Киевском, в долине реки Кудако[3].


Первую американскую нефть из буровой скважины глубиной 15 м получил инженер Уильямс в 1857 году в Эннискиллене.

Однако чаще всего считают, что первую нефть из промышленной скважины получил американец Эдвин Дрейк 27 августа 1859 года.[4]

В Баку в 1930 году был разработан[источник не указан 948 дней] и в 1934 году на Грозненских нефтепромыслах успешно применен метод наклонно-направленного бурения[5], при котором скважины делаются не вертикальными, а наклонными (с отклонением ствола скважины от вертикали и изменением зенитного угла и азимута бурения). При этом буровая вышка может находиться на значительном расстоянии от месторождения. С помощью наклонных скважин, заложенных на окраине Баку, добывали нефть из-под городских кварталов. Так же наклонное бурение позволяет использовать стационарную буровую на берегу для добычи нефти на шельфе. Именно так работает часть скважин в Норвегии на берегу Северного моря.

На основе наклонного бурения был разработан метод кустового бурения, при котором с одной кустовой площадки расходится "куст" в 10—12 наклонных скважин, охватывающих большую нефтеносную площадь. Этот метод позволяет проводить буровые работы на бо́льших глубинах — до 5000 метров.

См. также

Примечания

Ссылки

dal.academic.ru


Смотрите также