8 800 333-39-37
Ваше имя:
Номер телефона:

Пользование водой из скважины без лицензии


Изменения в Законе о недрах 2015

Изменения в порядке получения лицензий на добычу подземных вод

Изменения в законе «О недрах» от 01 января 2015 г.
Функции распорядителя недр для участков с объемом добычи подземных вод менее 500 м³/час переданы с федерального уровня на уровень субъектов РФ.
Для участков недр с объемом добычи менее 100 м³/сут отменены требования о проведении оценки запасов подземных вод.
Какие требования для скважин с объемом добычи менее 100 м³/сут остались в силе?

С 01.01.2015 г. вступили в силу изменения в законе «О недрах» (N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г.).

В соответствие с новой редакцией ст. 2.3 закона «О недрах», участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, отнесены к участкам недр местного значения.

В соответствие с п. 7 ст. 4 закона «О недрах», предоставление права пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Это означает, что функции распорядителя недр для участков с объемом добычи пресных подземных вод мене 500 м³/сут переданы с федерального уровня на областной и теперь за выдачу лицензий на пользование недрами с целью геологического изучения участка недр для водоснабжения или с целью добычи подземных вод должны быть ответственны органы природопользования областного уровня. Так, например, в субъекте РФ Республика Татарстан, это – Министерство экологии и природных ресурсов РТ.

Указанные изменения могут повлечь за собой неприятные последствия для недропользователей, которые планировали в 2015 г. оформить лицензию на пользование недрами для целей водоснабжения, хотели проводить работы по геологическому изучению участка недр, а также для тех, у кого истекает срок действия ранее выданных лицензий на пользование недрами.

Дело в том, что областные структуры, на которые возложены функции распорядителя недр, не имеют действующих Административных регламентов на проведение таких процедур, как выдача или переоформление лицензий на пользование недрами для целей водоснабжения, проведения экспертизы запасов подземных вод, проведения экспертизы технических проектов разработки месторождений подземных вод. Соответственно, государственные организации областного уровня не готовы выполнять указанные функции, поскольку не имеют для этого нормативно-правовой базы.

Опыт наших работ с областными структурами показывает, что разработка новых Административных регламентов с последующей регистрацией в Минюсте занимает от полугода до года.

Соответственно, с высокой долей вероятности можно дать прогноз, что раньше середины или даже конца 2015 года никакие действия по выдаче лицензий на воду, реализации экспертизы проектов или отчетов с оценкой запасов подземных вод в рамках требований, изложенных в условиях пользования недрами к ранее выданным лицензиям, выполняться не будут. Получить лицензию, переоформить лицензию, выполнить условия пользования недрами к лицензии – будет невозможно.

Аналогичная ситуация, например, наблюдалась в прошлом году с проектами разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых после передачи на областной уровень месторождений строематериалов. В некоторых регионах, в течение 9 месяцев экспертиза таких проектов – не проводилась. На все обращения недропользователи получали отказ.

Для участков недр с объемом добычи менее 100 м³/сут отменены требования о проведении оценки запасов подземных вод.

Федеральным законом N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г. внесены изменения в части первую и вторую статьи 29 закона «О недрах», регулирующую процедуру подсчета запасов полезных ископаемых, в том числе, пресных подземных вод.

Части первая и вторая статьи 29 закона «О недрах» в новой редакции звучат следующим образом:
«В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.»

Также, федеральным законом N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г. отменено требование о разработке и утверждении проектов разработки месторождений для участков недр с объемом добычи подземных вод менее 100 м³/сут.

Часть 2 статьи 23 закона «О недрах» в новой редакции звучит следующим образом:
«Разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.»

Таким образом, требования об обязательном проведении процедуры оценки запасов подземных вод для одиночных водозаборов признано избыточным. По логике, региональные государственные органы, ответственные за природопользование, теперь должны выдавать лицензии на пользование недрами для целей добычи подземных вод без проведения работ по подсчету запасов подземных вод.

Однако, в виду отсутствия действующих Административных регламентов, на сегодняшний день не ясно, каким образом будет происходить процедура выдачи лицензий на пользование недрами с целью добычи подземных вод и какие требования будут выдвигаться к комплекту исходных документов, прилагаемых к заявке на получение лицензии.

В создавшейся ситуации, накопленный опыт позволяет специалистам Научно-производственной группы «Тектоника» дать обоснованные рекомендации по проведению работ по легализации водозаборных скважин в переходный период.

Какие требования к водозаборным скважинам с объемом добычи до 100 м³/сут остались в силе?

Отмена обязательной оценки запасов подземных вод – это, безусловно, серьезное послабление для водопользователей, эксплуатирующих скважины для водоснабжения небольших предприятий и организаций, баз отдыха, детских лагерей.

Ранее, процедура геологического изучения недр с оценкой запасов подземных вод занимала по продолжительности не менее 1,5 лет и приводила к существенному удорожанию работ по оформлению лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод.

Отмена оценки запасов подземных вод позволит существенно снизить стоимость легализации водозаборных скважин.

Однако, несмотря на то, что значительная часть требований исключена из процедуры легализации скважин водопользования, а другая часть, ввиду временно отсутствия нормативно-правовой базы, остается под вопросом, существует целый ряд позиций, которые совершенно точно не будут отменены и должны быть реализованы при эксплуатации подземного водозабора.

Прежде всего, это требования касательно режима эксплуатации подземного водозабора и проведения объектного мониторинга.

Мониторинг подземных вод в обязательном порядке включает в себя проведение режимных наблюдений за объемом добычи подземных вод, положением уровня подземных вод в водозаборных скважинах и регулярный отбор проб для выполнения бактериологического, химического и радиологического исследования воды.

Для выполнения режимных наблюдений каждая водозаборная скважина должна иметь соответствующее техническое оснащение:
— на всех эксплуатационных и резервных скважинах на устье должен быть установлен расходомер;
— все имеющиеся скважины должны быть обеспечены пьезометрическими трубками для измерения положения уровня подземных вод в скважине;
— на устье каждой скважины должен быть оборудован кран для отбора проб воды.

На водозаборе назначается ответственное лицо, в должностные обязанности которого входит ведение журналов учета количества добытой воды, журнала измерения положения уровней и журнала отбора проб, а также возлагается ответственность за контроль технического состояния скважины.

Все формы журналов режимных наблюдений, которые необходимо вести на скважине, приведены в Методических рекомендациях по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах (МПР РФ, 2000 г.).

Результаты режимных наблюдений сдаются в виде отчетности распорядителю недр, а также в региональное бассейное водное управление.

На основании показания счетчиков производится выплата водного налога.

Регулярный отбор проб воды из водозаборной скважины производится в соответствие с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

В соответствие с таблицей 6 и главой 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 (приложение), отбор проб на органолептические и микробиологические показатели из скважин (подземных источников) должен выполняться юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, не реже 4 раз в год по сезонам года. Анализ воды на органические и неорганические вещества (так называемый, полный хим. анализ), а также проба воды на радиологические исследования (соответствие воды нормам радиационной безопасности), должны отбираться не реже 1 раза в год.
В связи с необходимостью соблюдения норм законодательства в сфере санитарно-эпидемиологической защиты населения, для всех водозаборных скважин, используемых для питьевого водоснабжения, должны быть получены соответствующие заключения органов санэпиднадзора на возможность использования подземных вод в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения и на проект организации зоны санитарной охраны водозабора. Эти требования пока никто не отменял и вряд ли отменит.

Для того, чтобы определить, какие именно требования могут быть выдвинуты к эксплуатации того или иного водозаборного сооружения, на нем должно быть проведено специальное гидрогеологическое обследование, включающие проведение опытно-фильтрационных работ и отбор полного комплекса проб для проведения лабораторных исследований подземных вод.

Приложение.
Выдержка из СанПиН
4. Контроль качества питьевой воды
4.1. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
4.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
4.3. Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в табл. 6.

licenzia-kazan.ru

Скважина без лицензии порядок оформления документов на скважину

29 декабря 2014 года вступили в силу изменения к закону «О недрах». Согласно новой редакции, не требуется получение лицензии для бурения скважины производительностью менее 100 куб.м. в сутки. Более того, при отсутствии централизованного водоснабжения в Вашем районе, можно бурить скважину на любой водоносный горизонт! Обратите Ваше внимание, что ни законом «О недрах», ни любым другим подзаконным актом не устанавливается какой бы то ни было ограничитель скважины в метрах(!!!). Важно помнить что это относится только подземным пресным водам. Кроме того, напоминаем Вам, что при отсутствии лицензирования, в каждом субъекте Российской Федерации существует свой нормативный акт, устанавливающий порядок производства таких работ.

Статья 19. Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 459-ФЗ)

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Как узнать является ли водоносный горизонт источником централизованного водоснабжения?

На этот вопрос Вам гарантировано ответит ФБУ «Территориальный фонд геологической информации» (ТФГИ). Вы подаете заявку с приложением карты (масштаба 1:10000), на которой указываете местоположение Вашего участка. Кроме ТФГИ, на этот вопрос Вам помогут ответить и другие организации, имеющие доступ к геологической информации (как правило, это платная услуга).

В нынешней редакции закона «О недрах» пропало упоминание о первом от поверхности водоносном горизонте. Таким образом, значительно облегчив жизнь рядовым гражданам.

gp-cg.ru

Подготовка материалов для получения лицензии на скважину, на добычу, на воду, Воронеж

Перечень документов для лицензии на право пользования участком недр в целях добычи подземных вод

1. Копия устава, учредительных документов
2. Для АО – выписка из реестра акционеров
3. ЕГРЮЛ и документ, подтверждающий факт внесения в ЕГРЮЛ
4. Копия свидетельство о постановке на налоговый учет с ИНН
5. ФИО, должность руководителей полностью и представителей при получении лицензии. Для ИП также место жительства, паспортные данные, копия свидетельства о регистрации.
6. Документы, подтверждающие платежеспособность заявителя для проведения геологических работ (копия бух. баланса за год, договоры займа, справка об отсутствии задолженности из налоговой, гарантии банка)
7. Данные о технико-технологическом обеспечении заявителя и привлекаемых подрядчиков: копии лицензий на проведение работ, связанных с изысканиями недр; копии договоров с подрядчиками; данные о спецоборудовании и квалифицированных работниках
8. Если ранее выдавались лицензии – сведения о благонадежности заявителя в плане выполнения условий пользования недрами
9. Целевое назначение скважины
10. Технический проект водоснабжения объекта кап. строительства для обоснования объемов потребления
11. Договор на сброс сточных вод, образовавшихся из скважины (п.8 ст. 23 Закона РФ «О недрах»)
12. Паспорт или учетная карточка на скважину, в т.ч. табличные данные по санитарно-техническому состоянию артезианской скважины
13. Справка о регистрации скважины в ФГУ ТФИ по ЦФО
14. Подтверждение наличия или возможности организовать I пояс зоны санитарной охраны водозабора (ст. 18, 42, 51 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)
15. Санитарно-эпидемиологическое заключение Роспортебнадзора
16. Документ, подтверждающий качество подземных вод и режим эксплуатации скважины (ст. 18, 42, 51 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)
17. Сведения о наличии наблюдательной сети скважин, ее характеристика, сведения о методах наблюдений за подземными водами.
18. Предоставить подтверждение: наличия счетчика, наличия графика отбора проб воды, способа замера уровня воды в скважине.
19. Данные мониторинга по современному состоянию подземных вод (уровень, дебит скважины, результаты по химии и бактериологии)

eco-36.ru

Лицензия на бурение скважин на воду, порядок получения, необходимые документы

Сегодня многие из нас уже имеют или пока только строят собственные дома подальше от города. Разумеется, при создании эскиза и постройке дома мы учитываем каким образом будет снабдить участок водой. Наиболее удобным методом является создание своей водяной скважины. Но в данной сфере есть масса пробелов и людям не всегда понятно какая лицензия нужно для бурения глубоких скважин питьевой воды. В нашей статье мы разберем наиболее частые вопросы про оформление лицензии на бурение скважин для воды.

Нужна ли лицензия?

Здесь следует различать два момента. Если вы решили пробурить неглубокую скважину, т.е. песчаную, то разрешительные документы вам не требуются. Если же вы намерены пробурить артезианскую скважину, то здесь вам понадобится лицензия на пользование недрами. Таким образом, вы теперь в курсе о том, нужна ли лицензия на бурение мелких скважин.

Каков порядок получения лицензии?

Изначально требуется определить какова потребность объекта в воде. Затем собрать все запрашиваемые бумаги и получить заключение о том, что вы имеете право на пользование природными недрами. После этого вам нужно будет подготовить ряд документов для геологического изучения. Следующим шагом будет составление технического задание и его согласование в департаменте недропользования. Затем следуют разработка проекта, проведение геологической экспертизы и только потом согласование этого же проекта. Далее можно производить само бурение, после чего нужно будет взять забор воды, чтобы исследовать его на составляющие. По полученным результатам следует составить отчет с рецензией двух специалистов, после этого провести проверку теперь уже санитарной зоны объекта. После этого вам выдадут санитарно-эпидемеологическое заключение и, в общем-то, вам нужно будет снова собрать все документы воедино, сдать их и получить долгожданную лицензию.

Что входит в перечень документов на оформление лицензии?

Если задаться целью, то документы для получения лицензии на бурение скважины собрать не так уж и сложно. Несмотря на все бюрократические проволочки, уже достаточно большое количество людей получили лицензии и пользуются собственными скважинами. Ниже представлен список документов на лицензию для бурения скважины.

Во-первых, это заявка на получение лицензии на право геологического изучения недр и добычи подземных вод.

Во-вторых, вам нужно предоставить документы на право пользования земельным участком, т.е. само свидетельство на право пользования участком, ген.план и ситуационный план.

В-третьих, нужно заключение о соответствии недр гидрогеологическим условиям.

В-четвертых, санитарно – эпидемиологическое заключение.

Пятым является целевое обоснование использования воды с предоставлением баланса отведения воды и ее потребления.

Стоит отметить, что в каждом регионе есть свои дополнения к этому перечню и необходимо уточнять как получить лицензию на бурение скважин на воду в каждом конкретном отделении регистрирующих органов.

Где получить лицензию?

Собрав и предоставив все документы, пройдя все экспертизы и получив необходимые заключения вы наконец-то готовы получить и саму лицензию на бурение. Но где выдаются лицензии на бурение скважин под воду? Чтобы получить столь желанный документ, необходимо обратиться в территориальное представительство Ростехнадзора.

Есть ли необходимость в получении при бурении скважины 50м?

В случае если вы желаете сделать скважину глубиной до пятидесяти метров, то о лицензировании бурения скважин вы можете не беспокоиться. В этом случае это не является необходимостью, как и при бурении мелких песочных лицензирование бурение скважин не требуется.

Нужна ли лицензия на садовом участке?

Здесь даже не столь важно на каком участке вы собираетесь бурить скважину, как то, какого типа скважина вам нужна. Об этом мы уже вели речь в начале нашей статьи. Также некоторых интересует, можно ли начинать работы по бурению скважины до получения лицензии? Однозначный ответ – нет. Хотя, вы можете под свою ответственность начать буровые работы. Однако если вы окажетесь замеченным, вам грозит довольно-таки приличный штраф.

Тех, кто желает заниматься бурением профессионально, как правило, интересует вопрос: нужна ли лицензия для бурения скважин бизнес достаточно прибыльный. Безусловно, для того, чтобы бурить скважины в качестве организации, лицензия на бурение скважин юридическими лицами должна получаться обязательно.

Как получить лицензию на бурение геологоразведочных скважин?

Для того чтобы у вас появилась лицензия для геологоразведочных скважин, необходимо собрат те же документы, что и для создания артезианской скважины. Перечень и порядок получения документов мы описывали выше. Что касается вопроса о том, нужна ли лицензия на бурение дренажных скважин, то ответ здесь, конечно же, положительный. Это совсем не тот случай, когда бурение скважины без лицензии будет законным. Лицензирование бурения водозаборных скважин также реализуется в результате сбора тех же документов, что и на артезианскую скважину.

Вот, в общем-то, наиболее главные вопросы, с которыми в основном сталкиваются люди, желающие узнать что такое бурение скважин на воду лицензия на пользование водой. Несмотря на довольно высокую стоимость и трудоемкость процесса, количество тех, кто хотел бы иметь собственную водяную скважину не сокращается, а даже наоборот, увеличивается. Чтобы наши действия были отлажены и ошибки сведены к минимуму, мы четко уяснили, что бурение скважин лицензия на недропользование нужна в большинстве случаев. Чтобы как можно сильнее ускорить сроки получения лицензии и избежать возможных непредвиденных затрат необходимо хорошенько изучить закон о бурении скважин лицензия и ее получение в котором играют не последнюю роль.

Если же вас интересует, каким образом ваш документ будет выглядеть, то пример лицензии на бурение скважин вы всегда можете найти в интернет.

ochistivodu.ru


Смотрите также