8 800 333-39-37
Ваше имя:
Номер телефона:

Путь нефти от скважины до потребителя


СИСТЕМА СБОРА и ПОДГОТОВКИ НЕФТИ и ГАЗА — Студопедия

Продукция нефтяных и газовых скважин – смесь

· нефти,

· газа,

· минерализованной воды,

· механических смесей (горных пород, затвердевшего цемента)

должна быть собрана из рассредоточенных на большой территории скважин и обработана как сырье для получения товарной продукции-

товарной нефти,

 
 

нефтяного газа,

пластовой и сточной воды, которую можно было бы снова возвращать в пласт.

Сбор и подготовка нефти составляют единую систему процессов и представляют сложный комплекс

· трубопроводов,

· блочного автоматизированного оборудования и

· аппаратов, технологически связанных между собой.

Она должна обеспечить:

S Предотвращение потерь нефтяного газа и легких фракций нефти от испарения на всем пути движения и с самого начала разработки

S Отсутствие загрязнения окружающей среды, вызываемого разливами нефти и воды

S Надежность работы каждого звена и системы в целом

S Высокие технико-экономические показатели работы

Сбор нефти и газа на промыслах – это процесс транспортирования по трубопроводам нефти, воды и газа до центрального пункта сбора. Они транспортируются под действием напора, обусловленного

давлением на устье скважин,

давлением, создаваемого насосами (при необходимости).

Нефтепроводы по которым осуществляется сбор нефти от скважин называются сборные коллекторы, давление в коллекторе называется линейным давлением.

Выбор схемы внутрипромыслового сбора продукции скважин в зависимости от


природно-климатических условий,

систем разработки месторождений,

физико-химических свойств пластовых жидкостей,

способов и объемов добычи нефти, газа и воды.

Это дает возможность

замера дебитов каждой скважины;

транспорта продукции скважин под давлением, имеющемся на устье скважин, на максимально возможное расстояние;

максимальную герметизацию системы в целях исключения потерь газа и легких фракций нефти.

возможность смешения нефтей различных горизонтов;

необходимость подогрева продукции скважин в случае добычи высоковязких и высокопарафинистых нефтей.

На нефтяных месторождениях в основном применяются однотрубные системы сбора, при которых продукция скважин по выкидным линиям поступает на групповую замерную установку (ГЗУ), где проводится измерение дебитов (производительность) отдельных скважин, затем по трубопроводу нефть в газонасыщенном состоянии (без отделения нефти) направляется на ЦПС.


Помимо однотрубных систем сбора применяются и двухтрубные, когда после ГЗУ нефть поступает на дожимную насосную станцию (ДНС), где осуществляется первая ступень сепарации нефти (отделение основного количества газа от нефти). После ДНС нефть насосами откачивается на ЦПС, а газ по отдельному газопроводу за счет давления в сепараторе ДНС (обычно 0,6-0,8 Мпа) направляется также на ЦПС, где производится его подготовка к дальнейшему транспорту. Двухтрубные системы сбора продукции скважин применяются на больших по площади месторождениях нефти, когда давление скважин недостаточно для транспортировки продукции скважин до ЦПС.

На некоторых месторождениях осуществляется раздельный сбор продукции безводных и обводненных скважин. В этом случае продукция безводных скважин, не смешиваясь с продукцией обводненных скважин, поступает на ЦПС. Также раздельно собирают продукцию скважин, если нежелательно смешение нефтей разных горизонтов, например не содержащих и содержащих сероводород. Продукция обводненных скважин и продукция, которую нежелательно смешивать, по отдельным выкидным линиям и нефтегазосборным коллекторам транспортируется до ЦПС

СИСТЕМА СБОРА И ПОДГОТОВКИ НЕФТИ И ГАЗА

Поступающая из нефтяных и газовых скважин продукция не представляет собой соответственно чистые нефть и газ. Из скважин вместе с нефтью поступают пластовая вода, попутный (нефтяной) газ, твердые частицы механических примесей (горных пород, затвердевшего цемента). Для получения товарной нефти ее необходимо подвергнуть специальной подготовке, а газ перед поступлением к потребителю проходит сепарацию и осушку. Ввиду того, что пластовая вода и различные мех.примеси вызывают износ трубопроводов и оборудования, нефть отделяют от воды, газа и мех.примесей до подачи в магистральный трубопровод.

Система сбора и подготовки нефти включает комплекс промысловых технических средств и установок, соединенных трубопроводами. Обычно на месторождениях применяется напорная герметизированная система сбора и подготовки продукции скважин, почти полностью исключающая потери углеводородов. На рис.1 изображена типовая схема сбора и подготовки нефти,

газа и воды.

Со скважин жидкость (нефть, газ и вода) поступает на замерные установки, где производится учет количества нефти и газа с каждой скважины. С АГЗУ жидкость поступает на дожимные насосные станции (ДНС) или установки предварительного сброса воды (УПСВ). На ДНС осуществляется первая ступень сепарации, газ отводится по отдельному коллектору потребителю или на газоперерабатывающий завод (ГПЗ). Частично дегазированная жидкость подается центробежными насосами ЦНС на УПСВ или центральный пункт сбора (ЦПС).

На УПСВ жидкость проходит последовательно две ступени сепарации. Перед первой ступенью сепарации в жидкость подается реагент – деэмульгатор. Газ с обеих ступеней сепарации подается на узел осушки газа, а затем потребителю или на ГПЗ. Жидкость со второй ступени сепарации поступает в резервуарный парк, где происходит частичное отделение мех.примесей и предварительный сброс воды с подачей ее на блочную кустовую насосную станцию (БКНС) для закачки в пласт. На БКНС производится подготовка, учет и закачка воды по направлениям на водораспределительные батареи (ВРБ). С ВРБ вода подается на нагнетательные скважины.

После ДНС или УПСВ нефть поступает на подготовку.

Технологические процессы подготовки нефти проводятся на установке подготовки нефти (УПН) или центральном пункте подготовки нефти (ЦППН), и включают в себя следующие процессы:

- сепарация (1,2 ступень) и разделение фаз;

- обезвоживание продукции;

- обессоливание;

- стабилизация нефти.

На УПН (ЦППН) жидкость поступает на узел сепарации. После сепарации жидкость направляется в печи для подогрева эмульсии с реагентом. Нагревается до 50о и поступает в отстойники, где происходит разделение эмульсии на нефть и воду. Вода сбрасывается в очистные резервуары, где происходит гравитационный отстой остаточных нефтепродуктов, содержащихся в воде, и далее направляется на БКНС. Нефть из отстойников направляется в технологические резервуары, где происходит дальнейшее отделение нефти от воды.

Нефть с содержанием воды > 10% с установок предварительного сброса воды насосами ЦНС подается на установки подготовки нефти (УПН – 1, 2) в печи-нагреватели ПТБ-10 . В поток нефти, на прием насосов подается дозируемый расход реагента - деэмульгатора в количестве > 20 г/т. Нагрев в печах производится до 45-50оС, после чего нефть поступает в электродегидраторы, где происходит обезвоживание и обессоливание нефти. Нефть, с содержанием воды до 1% и температурой 44-49оС поступает в сепараторы “горячей сепарации” для дальнейшего разгазирования (стабилизации), оттуда следует в товарные резервуары РВС. Нефтяные резервуары представляют собой емкости, предназначенные для накопления, кратковременного хранения и учета сырой и товарной нефти. Резервуары типа РВС (резервуар вертикальный стальной). Товарная нефть проходит проверку качества с помощью лабораторных методов и подается насосами ЦНС через узел учета нефти (УУН) на центральный товарный парк (ЦТП) или в магистральный нефтепровод. С ЦТП нефть подается для окончательной переработки на нефтеперерабатывающий завод (НПЗ).

Для подготовки нефти используют следующее оборудование:

- сепарационные установки – двухфазные сепараторы-отделители газа от жидкости типа НГС, сепараторы 2 ступени. Для более глубокой сепарации нефти на УПСВ применяют двухступенчатую сепарацию – смесь последовательно проходит через два сепаратора. Отсепарированный газ направляется через счетчики в газопровод на ГПЗ и ГРЭС как товарный продукт;

- печи – ПТБ – 10 (печь трубная блочная) – предназначены для подогрева нефтяных эмульсий перед блоками обезвоживания и обессоливания, для улучшения процесса разделения эмульсии на нефть и воду;

- блок нагрева БН - предназначен для подогрева нефтяных эмульсий перед блоками обезвоживания и обессоливания;

Кроме сепарации, процесс подготовки нефти включает очистку нефти от свободной воды, механических примесей и солей. Этот процесс осуществляется в отстойниках, аппаратах ОВД – 200. Отстойники предназначены для отстоя нефтяных эмульсий с целью разделения ее на нефть и пластовую воду после нагрева и подачи реагента – деэмульгатора, способствующего облегчению разделения нефтяной эмульсии на нефть и воду.

Используются следующие деэмульгаторы: Дисольван 28/30, Дисольван 34/08, Сепарол WF-41, Сепарол ES-3344, Прошинор DN-15, Дипроксамин, СНПХ. Деэмульгаторы – химические вещества, обладающие поверхностно-активными свойствами, уменьшающие поверхностное натяжение раздела фаз нефть-вода, тем самым способствующие расслоению эмульсии. Для глубокого обезвоживания и обессоливания на установках подготовки нефти применяются электродегидраторы ЭГ – 200 – 10 (объем 200 м3, рабочее давление 10 атм.) Электродегидратор отличается от отстойника ОВД – 200 наличием двух горизонтальных электродов, на которые подается напряжение до 44 Кв.

Контроль над качеством товарной нефти и учет ее ведется на объединенном коммерческом узле учета нефти. Подготовленная нефть проходит через автоматическую систему “СМИТ”, обеспечивающую точность учета до 0,1 %. Качество товарной нефти регламентируется ГОСТом 9965-76.

studopedia.ru

Путь нефти и газа от месторождения до потребителя

Химия и химическая технология

Статьи Рисунки Таблицы О сайте English     За последние годы в СССР и других странах обнаружены крупные месторождения природного горючего газа. Выгодность его применения по сравнению с произ-вом искусственных газов очевидна. Однако разведанные запасы ископаемых твердых топлив значительно превосходят запасы нефти и газов. Поэтому Г. т. т. остается одним из основных путей газоснабжения про.мышленных предприятий и бытовых потребителей в районах, бедных природными газами. [c.370]
    В соответствии с нормами технологического проектирования объектов сбора, транспорта, подготовки нефти, газа и воды нефтяных месторождений (ВНТП 3-85) на месторождениях должен осуществляться однотрубный герметизированный сбор скважинной продукции до пунктов первой ступени сепарации добываемой нефти или до центральных пунктов сбора (ЦПС). Нефтяной газ первой ступени сепарации должен иметь давление, достаточное для обеспечения его бескомпрессорного транспорта до ЦПС, газоперерабатывающего завода (ГПЗ), на собственные нужды или другим потребителям. Нормами ВНТП 3-85 предусматривается требование, в соответствии с которым система сбора скважинной продукции должна обеспечивать централизацию объектов промыслового обустройства нефтяных месторождений. При обустройстве крупных месторождений и группы месторождений небольщих по площади и рассредоточенных по территории нефтяного района нормами допускается децентрализованное размещение технологических объектов и сооружений (установок предварительного сброса воды (УПСВ), сепарационных установок, дожимных насосных станций (ДНС), компрессорных станций (КС) и так далее). Оптимальность принятых рещений по децентрализации размещения объектов промыслового обустройства должна быть подтверждена путем технико-экономического сопоставления вариантов нефтепромыслового обустройства месторождений. [c.162]

    Даже неполный перечень созданного на Каспии оборудования и технологий добычи продукции нефтегазовых месторождений дает представление о том, как далеко шагнуло морское нефтепромысловое хозяйство. При этом наряду с расширением акватории моря, занятой нефтепромысловым хозяйством, параллельно росла сложность их возведения и эксплуатации. Одновременно менялась и технология добычи газа. Если в первый период весь газ, поступавший на материк, сразу шел на утилизацию в Азербайджан и соседние республики, то позже он стал проходить сложный путь. Теперь почти весь газ с головных ПГРС направляется на Карадагский газобензиновый завод и лишь после отбензинования поступает к потребителям. Правда, добыча нефти и газа на Каспии осуществляется не в таких тяжелых природных условиях как Северное море или Западная Сибирь, но имеет свою специфику, [c.118]



Смотреть страницы где упоминается термин Путь нефти и газа от месторождения до потребителя: [c.9]    [c.315]   
Смотреть главы в:

Основы нефтяной и газовой промышленности -> Путь нефти и газа от месторождения до потребителя




© 2019 chem21.info Реклама на сайте

www.chem21.info

Способы транспортировки нефти - Пути российской нефти

 Энциклопедия технологий

Россия является одним из лидеров нефтяного рынка (по итогам 2015 года добыча составила 534 млн тонн). Крупные, средние и малые месторождения расположены по всей территории страны, их эксплуатация невозможна без решения вопроса о способе транспортировки. Выбранный вид транспорта должен обеспечить постоянность поставок, независимо от сезонных и прочих факторов, поскольку добычу на многих месторождениях, например, расположенных в условиях Крайнего Севера, просто невозможно остановить. 

Виды транспортировки нефти

Существует четыре основных вида транспортировки: железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный. Выбор в пользу той или иной формы зависит от того, насколько она сможет обеспечить регулярность, и от себестоимости, которая связана с расположением нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и другими факторами.

Например, все регионы страны охватывает сеть автомобильных дорог. Однако из-за ограничения грузоподъемности автомобилей у этой формы транспорта очень высокая себестоимость. Поэтому автомобильные перевозки используются лишь на короткие расстояния и преимущественно для нефтепродуктов. 

Значительно ниже себестоимость водного транспорта, который делится на морские и речные перевозки. Однако и у него есть несколько важных ограничений. Во-первых, он доступен далеко не везде — многие месторождения и НПЗ расположены в глубине континента. Во-вторых, из-за сезонности и особенностей климатических условий навигация по некоторым маршрутам доступна лишь в летний период. 

Этих недостатков лишены железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, использование которых доступно практически в любых погодных условиях и на любые расстояния. В железнодорожных перевозках применяются специальные цистерны. Состав из таких вагонов формирует наливной маршрут. Себестоимость перевозки вагонов обратно пропорциональна их количеству. Однако железнодорожный транспорт также имеет существенные недостатки. Ключевые из них — большие капитальные вложения при строительстве и реконструкции путей, относительно высокие эксплуатационные расходы. 

Единственный вид транспорта нефти, для которого характерны низкие операционные издержки — трубопроводный. Он может использоваться как для перекачки нефти (нефтепроводы), так и для перекачки различных нефтепродуктов (нефтепродуктопроводы). Сейчас по трубопроводам проходит более 90% добываемой в стране нефти. Длина магистральных трубопроводов, находящихся под управлением ОАО «АК «Транснефть», превышает 70 тыс км. 

В отдельных случаях нефтепродукты доставляют потребителям авиатранспортом, например, для срочной переброски горючего в небольших количествах или в малодоступные места, при невозможности использовать другие виды транспорта. 

Смешанные транспортировки

Очень часто конечный потребитель расположен достаточно далеко от мест добычи и транспортировки. Как правило, в таких случаях не удается организовать «прямые поставки» и приходится передавать нефтяные грузы с одного вида транспорта на другой. Перемещение грузов несколькими видами транспорта называется смешанными перевозками. 

Например, нефтепродукты с нефтеперерабатывающего завода могут перевозиться морем с помощью танкеров. Затем в устье реки их перекачивают в баржу, плывущую на головную станцию нефтепродуктопровода, по которому транспортируются на распределительные нефтебазы. Оттуда через железные дороги они будут распределены по мелким нефтебазам, которые с помощью бензовозов переправят их конечным потребителям. Чаще всего встречается сочетание трубопроводного с железнодорожным транспортом, на долю которых приходится более 80% перевозок.

discoverrussia.interfax.ru

Подготовка нефти к транспортировке - Пути российской нефти

 Энциклопедия технологий

Проблема

В недрах Земли нефть никогда не залегает в абсолютно чистом виде. Из скважин на поверхность поднимается сложная смесь жидкостей и газов, которая требует сепарации и очистки. Кроме этого в нефтесодержащей жидкости могут быть и механические взвеси — песчинки или глинистые частицы. Мало того, в самой нефти могут содержаться растворенные соли. 

На каждом месторождении нефтяники сталкиваются со своим «коктейлем», в связи с чем требуется своя технологическая оснастка для очистки нефти и подготовки ее к транспортировке по трубопроводам. 

Решения

Прежде всего нефть нужно освободить от механических примесей, если в этом есть необходимость. Далее в общем виде процедура очистки выглядит следующим образом. 

Исходная нефтяная жидкость проходит сепарацию, в процессе которой отделяется вода. Вода затем дополнительно очищается от следов нефти и удаляется. Из освобожденной от воды нефти выделяются растворенные в ней газы, которые дальше обрабатываются отдельно. И затем производится обессоливание нефти. 

Для проведения сепарации используются специальные устройства, различающиеся принципом действия, например они могут быть центробежными или гравитационными. Центробежные сепараторы могут отличаться по инженерному решению, например с вертикальной или горизонтальной осью вращения. 

В процессе сепарации нефтесодержащая жидкость может нагреваться, а также смешиваться со специальными реагентами, которые не дают нефти и воде соединиться в устойчивую эмульсию. 

На месторождениях важнейшим узлом, где происходит подготовка нефти к ее дальнейшей транспортировке, является так называемая «установка комплексной подготовки», где окончательно отделяются газы, отжимается вода из нефтесодержащей эмульсии, удаляются соли путем разбавления нефти пресной водой и повторным обезвоживанием, и производится стабилизация нефти. Ее проводят, удаляя летучие фракции, чтобы уменьшить потери объема нефти при дальнейшей транспортировке. 

Данная установка является важной составной частью «центрального пункта сбора», откуда нефть уже отправляется в специальные хранилища, которые могут быть различной емкости, но чаще всего она составляет от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч кубических метров. Именно из таких хранилищ подготовленная нефть подается в магистральный нефтепровод, проходя при этом через специальный пост учета. 

На одном месторождении обычно бывает один сборный пункт, но в ряде случаев он может работать для обслуживания нескольких месторождений, на которых в свою очередь будут находиться локальные сборные пункты, где добытая нефтесодержащая жидкость проходит первичную обработку. 

Описанная система сбора и подготовки нефти к транспортировке разрабатывается индивидуально для каждого месторождения, в соответствии со специальным проектом, который готовится специалистами специализированных институтов, на основании исследования образцов нефтяной жидкости с месторождений, изучения местных географических особенностей, природоохранных требований и других важных факторов.

discoverrussia.interfax.ru

Закрытая эксплуатация - это... Что такое Закрытая эксплуатация?


Закрытая эксплуатация

        нефтяных скважин, способ сбора нефти на промыслах, при котором нефть из скважин движется по герметично закрытой системе трубопроводов и аппаратов, не контактируя с атмосферой. Впервые схема З. э. разработана русским учёным М. М. Тихвинским, предложившим вместо воздуха использовать газ в качестве рабочего агента при компрессорном способе добычи нефти (1914). Это позволило герметизировать («закрыть») нефтегазосборную систему промысла и предотвратить потери нефти от испарения. В СССР после 1950 все нефтяные промыслы строятся по герметизированным схемам. Наибольшее распространение получили схемы З. э., по которым продукция скважины (нефть и газ) с давлением 0,5—0,1 Мн/м2по отдельным трубопроводам («шлейфам») направляется на замерную установку. Далее нефтегазовая смесь по общему коллектору попадает на сборный пункт промысла, в сепараторах которого происходит отделение нефти от газа. Затем нефть подаётся на установку для обезвоживания, а газ — на газоперерабатывающий завод или установку для отбора бензина и сжиженного газа. После переработки «сухой» газ направляется в газопровод. Вода, отделившаяся после обезвоживания нефти, подвергается очистке и закачивается в систему заводнения пластов.

         В конце 60-х гг. в СССР предложены новые схемы З. э. По одной из них (автор Г. Н. Едигаров) с помощью насосов, опущенных в скважину, нефть под давлением, при котором весь газ находится в растворённом состоянии, собирается на пунктах, где затем разгазируется и обезвоживается. Схема позволяет применять для сборных систем промыслов трубопроводы меньших диаметров (и этим экономить металл), а также иметь на поверхности значительную часть газа под высоким давлением, обеспечивающим его дальнейшую транспортировку без компрессорных станций. По другой т. н. схеме с комплексными пунктами на месторождении для группы скважин (количество которых рассчитывается из условий минимальных приведённых затрат) сооружается сборный пункт, в котором осуществляется весь комплекс процессов, связанных с измерением количеств нефти и газа, их подготовкой к транспортировке, а также очисткой и закачкой сточных вод. В отдельных случаях полная подготовка газа осуществляется на центральном промысловом пункте или газоперерабатывающем заводе. Концентрация процессов подготовки продукции от большого количества скважин в одном пункте (таких пунктов может быть несколько) позволяет при этой схеме значительно уменьшить затраты на сооружение нефтегазосборных систем и обслуживание скважин.

         Лит.: Газиев Г. Н. и Корганов И. И., Эксплуатация нефтяных месторождений, ч. 1—2, Баку, 1950—55.

         А. И. Арутюнов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Закрытая оросительная система
  • Закрытый цех

Смотреть что такое "Закрытая эксплуатация" в других словарях:

  • ЗАКРЫТАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ — в нефтедобыче способ добычи нефти, при котором транспортирование ее от скважин до сборного пункта, отделение газа и воды осуществляются в герметизированной системе под давлением, большим атмосферного …   Большой Энциклопедический словарь

  • закрытая эксплуатация — в нефтедобыче, способ добычи нефти, при котором транспортирование её от скважин до сборного пункта, отделение газа и воды осуществляются в герметизированной системе под давлением, большим атмосферного. * * * ЗАКРЫТАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗАКРЫТАЯ… …   Энциклопедический словарь

  • ЗАКРЫТАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ — в нефтедобыче разработка ыефт. месторождения с полной герметизацией путей нефти и газа от скважин до потребителей. 3. э. сокращает потери нефтепродуктов от испарения, улавливает попутный газ, уменьшает пожарную опасность. Применяется на… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • ЗАКРЫТЫЙ — ЗАКРЫТЫЙ, ая, ое. 1. Ограждённый, а также имеющий стенки и покрытие. Закрытое пространство. Закрытая беседка. З. экипаж. 2. Недоступный для посторонних, предназначенный не для всех. Закрытое заседание. З. конкурс (с ограниченным числом… …   Толковый словарь Ожегова

  • система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО "Газпром". Термины и определения — Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО "Газпром". Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации : Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СТО 70238424.27.100.027-2009: Водоподготовительные установки и водно-химический режим ТЭС. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования — Терминология СТО 70238424.27.100.027 2009: Водоподготовительные установки и водно химический режим ТЭС. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования: 3.40 Na катионирование : Процесс фильтрования воды через слой… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 53801-2010: Связь федеральная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53801 2010: Связь федеральная. Термины и определения оригинал документа: 260 абонементный почтовый шкаф: Устанавливаемый в объектах почтовой связи специальный шкаф с запирающимися ячейками, которые абонируются на определенный… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГАЗ-21 — ГАЗ 21 …   Википедия

  • Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

dic.academic.ru


Смотрите также