8 800 333-39-37
Ваше имя:
Номер телефона:

Санитарно охранная зона скважины


Разработка проекта зоны санитарной охраны (ЗСО) артезианской скважины в Москве

✚ Создание проекта ЗСО для артезианской скважины — разработка санитарно-защитной зоны источника питьевой воды недорого от компании «ЭкоЭксперт» по всей России. Работаем 13 лет.

В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», вокруг любого источника питьевой воды должна быть организована зона санитарной защиты. Её необходимо специально рассчитать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора. В противном случае нарушителя могут ожидать серьезные штрафные санкции и другие неприятности — например, отзыв лицензии на добычу подземных вод.

В чем разница между санитарно-защитной зоной и зоной санитарной охраны водоскважины

Часто путают эти два понятия. Разница между ними есть, и большая.

У скважины нет санитарно-защитной зоны (СЗЗ). СЗЗ — это территория для защиты от негативного воздействия объекта. Сама скважина ни на что негативно не воздействует. Её саму нужно защищать, чтобы никакая отрава не просочилась в подземные воды. Именно для этого и служат ЗСО — для защиты подземных водоносных горизонтов.

Фото 1. Измерение размера ЗСО.

Компания «ЭкоЭксперт» предлагает расчёт и согласование ЗСО скважины на воду. Мы также делаем такие проекты для любых других объектов.

Одним из самых важных моментов составления проекта является определение поясов охраны.

Посмотрите видео об особенностях лицензирования скважин

Три пояса защиты

ЗСО скважины должна иметь три пояса охраны, которые соответствуют таковым в случае с любым источником питьевого водоснабжения.

Пояса в проекте зоны санитарной охраны — это определённые территории, на которых установлены особые режимы и ограничения.

Первый пояс — зона строгого режима

Это единственная территория защиты, размеры которой строго регламентированы. Ее границы как бы описывают окружность, край которой находится на расстоянии от объекта, в зависимости от характера грунтовых вод:

  • Если, по данным разведки, грунтовые воды защищены от загрязнений извне, то граница может проходить на расстоянии 30 м от источника.
  • Если же установлено, что загрязнение не исключено, то граница смещается от центра на 50 метров.
  • Если на территории находится несколько артезианских скважин, то вокруг каждой из них на карте чертят отдельную окружность, а затем все полученные территории объединяют вместе.

Второй пояс охраны

Размеры второго пояса определяют при помощи расчётов. При этом принимаются во внимание такие показатели:

  • Дебет (производительность) источника.
  • Время выживания микроорганизмов в почве (устанавливают приблизительно, в зависимости от защищённости грунтовых вод и климатического пояса).
  • Мощность водоносного горизонта.
  • Активная пористость почвы — её обычно принимают в соответствии с архивными данными.

Конечная цель всех расчетов — не допустить проникновения бактерий в источник. Второй пояс охраны стараются организовать таким образом, что, если за его пределами произойдёт микробное загрязнение, микроорганизмы не будут перенесены к источнику в результате движения почв и грунтовых вод.

Третий пояс ЗСО

Третий пояс охраны также имеет границы, положение которых определяется после проведения расчётов. В качестве исходных данных принимают предполагаемое время эксплуатации источника питьевой воды. Если за пределами этой территории произойдёт химическое загрязнение, то вредные вещества не должны пройти через ЗСО источника до конца срока эксплуатации.

Как и в случае со вторым поясом, при расчёте размеров третьего предусматривается некоторый запас.

Фото 2. Компьютерная модель ЗСО.

Создание санитарного проекта для защиты скважины

Разработку проекта можно разделить условно на три больших этапа:

  • Подготовительные работы — проведение обследования, исследований, оценка особенностей источника воды и местности, подготовка необходимой документации.
  • Непосредственно проектирование ЗСО.
  • Согласование проектной документации в соответствующих государственных органах.

На каждом этапе программы создания ЗСО есть свои сложности. Но отсутствие правильного проектирования зон — это нарушение закона, которое может повлечь, самое меньшее, административную ответственность в виде штрафа. А в отдельных случаях подобное нарушение может квалифицироваться и в качестве уголовно наказуемого преступления.

Фото 3. Анализ и прогноз изменений в ЗСО.

Вам нужно сделать проект ЗСО для скважины?

Для правильного составления проекта территории санитарной охраны и успешного согласования его в государственных инстанциях, обратитесь к профессионалам. В Москве и регионах России вам готовы предложить свою помощь специалисты из «ЭкоЭксперт».

Мы давно занимаемся проектированием зон санитарной охраны артезианских скважин и подземных водозаборов и отлично знаем все детали процесса. Вы можете посмотреть наши выполненные работы и узнать цены. Пишите или звоните нам!

xn--80anccgcwd3a3hra8a.xn--p1ai

2 хитрости чиновников с зонами санитарной охраны

материал обновлен 11 января 2020 года

Зона санитарной охраны водных объектов ограничивает в обороте земельные участки, которые в нее попали.

Участок, ограниченный в обороте не может передаваться в частную собственность.

Иными словами, владельцы участков в зоне санитарной охраны, НЕ могут:

  • выкупить землю в собственность, даже если на участке есть их недвижимость,
  • прирезать к своему участку прилегающую территорию,
  • другим способом получить участок в собственность.

Любые ограничения раздражают.

Однако у них есть и положительная сторона.

Например, более низкая кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость участка в зоне санитарной охраны должна быть ниже.

Другими словами,  земля в зоне сан охраны дешевле, чем за пределами ЗСО.

Снижение кадастровой стоимости автоматически влечет уменьшение платы за землю.

Проще говоря, владельцы участков в зоне санитарной охраны должны платить меньший земельный налог или арендную плату.

Однако, некоторые региональные власти не хотят терять часть платежей за землю и начинают хитрить.

Рассмотрим 2 хитрости чиновников, а также способы, как владельцам участков обратить их себе на пользу.

Липовая зона санитарной охраны источников водоснабжения. 

Уловка состоит в том, что власти применяют режим зон санитарной охраны, но при этом юридически их не оформляют.

Разберемся в этой хитрости, чтобы понимать, как из этого извлечь выгоду.

Как устанавливаются ЗСО?

В отношении водных объектов (рек, озер, водохранилищ и т.д.), которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны.

Порядок установления ЗСО определяется законом.

Суть порядка сводиться к 2-ум аспектам:

  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам;
  • утверждение таких зон органами исполнительной власти субъекта РФ.

Другими словами, зоны санитарной охраны водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются органами региональной власти при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Обратите внимание: ЗСО утверждаются не органами местного самоуправления, а органами исполнительной власти субъекта РФ, то есть региональной властью.

Для справки.

Как правило, зоны санитарной охраны в населенных пунктах включаются в Правила землепользования и застройки.

На этом основании, чиновники считают, что ЗСО установлены.

Однако, это лукавство, потому что Правила землепользования застройки принимают органы местного самоуправления.

А зоны сан. охраны утверждает региональная власть, а не местная.

Безусловно, муниципалитеты должны отражать в Правилах землепользования и застройки зоны санитарной охраны.

Но должны это делать на основании правовых актов министерств (управлений) региональных правительств или администраций.

Вывод: наличие в ПЗЗ сведений о зонах санитарной охраны не доказывает, что ЗСО установлены законно.

С этим разобрались, двигаемся дальше.

Почему чиновники юридически не оформляют утверждение ЗСО?

Наверняка, вы уже поняли, что дело в деньгах.

Не берусь со 100-процентной уверенностью утверждать, что дело именно в финансовой стороне вопроса.

Однако, анализ законодательства в этой области свидетельствует именно об этом.

Объясню подробнее.

Любые органы власти обязаны направлять в Росреестр документы и сведения, в случае принятия решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий.

Для сведения.

Зона санитарной охраны является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.

Иными словами, в случае принятия региональной властью решения об утверждении ЗСО, данное решение и сведения из него должны быть переданы в Росреестр.

Решение передается в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При этом, Росреестр, получив такое решение, вносит в ЕГРН сведения об ограничении земельного участка в виде зоны санитарной охраны.

Идем дальше.

Одним из ценообразующих факторов, который учитывается при определении кадастровой стоимости, является наличие обременений (ограничений), зарегистрированных в ЕГРН.

Зоны санитарной охраны ограничивают права на земельный участок.

Я не очень разбираюсь в методике расчета кадастровой стоимости.

Но что-то мне подсказывает, что ограничение не может увеличивать стоимость участка.

Наоборот, должно её  уменьшать.

Таким образом, юридическое оформление региональной властью решения об установлении зоны санитарной охраны приведёт к появдению в ЕГРН информации об ограничении земельных участков, попавших в ЗСО.

Чтобы эта информация не появилась в ЕГРН и не учитывалась при определении кадастровой стоимости, чиновники просто не оформляют решение в виде правового акта (приказа, постановления и т.д.).

С их точки зрения, всё до безобразия просто: нет документа об утверждении ЗСО, следовательно, нет записи в ЕГРН об ограничении участков.

Как следствие, нет факторов, снижающих кадастровую стоимость земли.

При этом, в государственных информационных системах (ГИС) и Правилах землепользования застройки (ПЗЗ) сведения о зонах санитарной охраны, каким-то волшебным образом появляются.

А поскольку сведения о зонах содержаться в ГИС и ПЗЗ, то чиновники направо и налево «лепят» отказы:

  • в выкупе земельных участков из аренды под объектами ИЖС и другой недвижимостью,
  • отказы в перераспределении (прирезке) участков,
  • отказы по другим процедурам, предусматривающим передачу участков в частную собственность граждан и организаций.

Согласитесь, хитрый подход: плата за землю не снижается, но ограничение на практике применяется. Очень «удобно».

Что с этим делать и как использовать с выгодой для себя, расскажу ниже.

А пока рассмотрим 2-ую хитрость, к которой прибегают власти.

Зоны санитарной охраны относятся к «сведениям» государственной тайны.

Иногда органы власти могут идти на такую уловку.

Сообщают, что нормативный акт об утверждении (установлении границ) зоны санитарной охраны принят, но не опубликован, потому что якобы сведения о ЗСО относятся к сведениям государственной тайны.

Подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, потому что ни Указом Президента РФ, ни законом, зоны санитарной охраны не отнесены к сведениям государственной тайны.

Как использовать зоны сан охраны для своей выгоды?

Должен предупредить о следующем: у меня нет информации, что абсолютно во всех регионах РФ власти применяют вышеописанные хитрости с зонами санитарной охраны.

По этой причине, целесообразно предварительно проверить: хитрят ли власти в вашем регионе с установлением зон санитарной охраны или действуют законно.

Как проверить законность утверждения ЗСО?

Проверку следует начать с получения выписки из ЕГРН.

Обратите внимание.

Изначально исходим из того, что земельный участок расположен поблизости от водоема и/или уже был получен отказ по причине наличия зоны санитарной охраны.

Получить выписку можно в Росреестре или через онлайн сервис.

В полученном документе нас интересует строка – «Особые отметки».

Если в этой строке отсутствуют сведения о зоне санитарной охраны, то это может означать одно из 2-х:

  • зона не устанавливалась, и соответственно нет правовых оснований передавать сведения в Росреестр,
  • зона фактически установлена, но власти не передали сведения в Росреестр.

В первом случае, когда ЗСО не устанавливалась, то есть вы не испытываете никаких ограничений в виде отказов в выкупе участка, прирезке дополнительной земли и т.д.,  следует вывод, что все законно.

Во втором случае, когда зона фактически установлена, то есть вам отказали в выкупе участка, в прирезке земли или в ином способе получения участка в собственность по причине наличия ЗСО, то данное обстоятельство 1-ый признак того, что власти хитрят в этом вопросе.

Следующим шагом целесообразно проверить сайты органов региональной власти на предмет опубликованного приказа (постановления) об утверждении зон санитарной охраны.

Особое внимание уделите сайту министерства (управления) ЖКХ вашего региона, потому что чаще всего утверждение ЗСО передают в компетенцию данного органа.

Проверку сайта можно проводить следующим образом.

В разделе «Поиск по сайту» вводите поочередно следующие запросы:

  • зона санитарной охраны,
  • утверждение зоны санитарной охраны,
  • ЗСО,

полученные результаты проверяйте на наличие правовых актов об утверждении ЗСО.

Не лишним будет направить письменный запрос на имя главы региона (губернатору) с просьбой сообщить – утверждался ли проект либо границы зоны санитарной охраны.

Примерный вариант запроса может быть таким.

Правительство Тьмутараканской области

Губернатору Пыжикову Соломону Альбертовичу

от

Иванова Ивана Ивановича,

проживающего: Тьмутараканская область,

Беспросветный район,

с. Прощайнадежденское,  ул. Пустая дом 5.

 Уважаемый Соломон Альбертович!

           Прошу сообщить, утверждались ли проект и/или границы зоны санитарной охраны для с. Прощайнадежденское.

            В случае, если зоны санитарной охраны утверждались, прошу сообщить:

  • номер, дату и наименование нормативного правового акта, которым были утверждены зоны санитарной охраны,
  • источник официальной публикации указанного нормативного правового акта, в том числе, наименование источника, номер и дата периодического издания официальной публикации.

Кроме этого, прошу сообщить, по какой причине сведения об утвержденных зонах санитарной охраны до сих пор в порядке межведомственного информационного взаимодействия не переданы в Росреестр.

 Дата. подпись.

Результаты проведенной проверки могут быть разными.

Но условно их можно свести к 2 знаменателям:

  1. зоны фактически установлены и есть нормативный акт региональной власти об установлении зон.
    Данный акт официально опубликован, вступил в силу и с полным текстом можно ознакомиться, чтобы проверить в самом ли деле ваш участок находится в пределах ЗСО.
  2. зоны фактически установлены, но нет нормативного акта об их установлении.
    Чиновники могут говорить, что такой акт есть, но найти его не возможно. Текст нигде не опубликован.

Второй вариант уже более убедительно свидетельствует о том, что власти хитрят в вопросе юридического оформления зон санитарной охраны.

Что можно сделать в такой ситуации?

Ответ во многом зависит от ваших целей.

Первый вариант.

Если вы хотели выкупить участок либо прирезать прилегающую землю или иным способом перевести участок в частную собственность, но получили отказ по причине наличия зоны санитарной охраны, то можно обжаловать данный отказ в суде.

Основание для обжалование — зона санитарной охраны не была утверждена в установленном законом порядке.

По данному вопросу есть положительная судебная практика, которую следует использовать, чтобы обжаловать отказ и добиться перевода земли в собственность.

Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства, на основании статей Кодекса административного судопроизводства.

Важно учитывать, что срок на подачу административного иска составляет 3 месяца с момента получения отказа.

Если вы пропустили 3-х месячный срок, то это не страшно, потому что можно снова обратиться в орган, который вам выдал отказ, с повторным заявлением.

На данное заявление вы получите новый отказ, который будет датирован новой датой, и его вы сможете обжаловать, не пропустив 3-месячный срок.

Второй вариант.

Требовать снижения кадастровой стоимости, с целью уменьшить плату за земельный участок, если такая плата зависит от размера кадастровой стоимости.

Мне не приходилось реализовывать на практике данный вариант.

Но для его практической реализации я бы действовал по следующему алгоритму.

  • направил в региональную прокуратуру заявление о проведении проверки законности фактического установления зоны санитарной охраны, без принятого в законном порядке нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • оценил бы перспективы снижения кадастровой стоимости, установленной без учета фактически существующего ограничения в виде зоны санитарной охраны.

Судебный или иной конфликт с органами власти не имеет заведомо положительного исхода.

Тем не менее, позволять «дурить» себя, не самый лучший выбор.

Желаю хорошего дня и успешного обхода зон санитарной охраны.

 

paruslex.ru

Санитарно-защитная зона для скважины на известняк

Вода для индивидуального использования забирается из подземного источника. Но вся вода даже в самые глубокие горизонты поступает с поверхности, принося с собой различные загрязнения. Поэтому при целевом назначении - например, «вода питьевая» - к месту размещения скважины предъявляются определенные требования, порой очень жесткие. Конечно, фильтры для очистки ставятся в любом случае, так как посторонние вещества присутствуют в воде практически всегда.

Однако без санитарно-защитной зоны (или зоны санитарной охраны) вокруг скважины возрастает риск дополнительного загрязнения, в результате чего система водоочистки станет сложнее и дороже. Другими словами, санитарно-защитная зона выступает как дополнительный рубеж в деле защиты чистой воды.

Условия создания санитарной зоны

Перед тем, как организовать вокруг скважины санитарно-защитную зону, определяется источники и уровень возможных загрязнений. Тип грунта влияет на скорость прохождения поверхностных или грунтовых вод, несущих в себе химические и бактериологические загрязнения. Фильтрующий, песчаный грунт легко проницаем для воды, поэтому санитарная зона должна быть шире. Глинистые грунты являются естественной преградой для жидкости и зона может быть меньше. С другой стороны, по плотной глинистой поверхности загрязненная вода разольется более широко и сможет добраться до устья скважины.

При расчете размеров защитной зоны учитывается срок жизни патогенной микрофлоры, тип которой можно выяснить после проведения бактериологического анализа. Расстояния от источника загрязнения до источника воды должны затруднять перемещение микробов в их активной, самой опасной фазе. Рассчитать и обозначить санитарную зону недостаточно. Требуется планирование и проведение действий по поддержанию чистоты на прилегающих территориях. Если не вывозится содержимое накопительного септика, то концентрация опасных бактерий в нем растет, снижая тем самым эффективность санитарной зоны. Если емкость септика сделана не из бесшовного пластика, а представляет из себя обычную яму, то риск биологического заражения вырастает во много раз. Теоретически, при возрастающем риске источник возможного загрязнения должен быть удален от скважины на большее расстояние.


При создании санитарно-защитной зоны принимается во внимание глубина размещения водоносного горизонта и метод добычи воды из него. Только глубоко залегающий водоносный известняк отделен от поверхности сплошным слоем глины, выступающей в роли гидроупора. Другими словами, вода с поверхности и верхних самых загрязненных слоев не может попасть в артезианский слой. Это позволяет несколько смягчить требования к ширине санитарной зоны. Но делать это следует лишь в крайних случаях, когда нет другого выхода — например, если на плотно застроенном участке нет выбора для места размещения скважины. Дело в том, что герметичность скважины обеспечивается выполнением всех технических требований при ее обсадке. Если требования нарушаются, то сколь глубокой не была бы скважина, загрязнения смогут проникнуть в зону водозабора по затрубному пространству, сквозь щели в стыках и т.д. Должны выполняться все требования к правилам обсадки и герметизации скважины. Иначе даже наличие очень большой санитарной зоны не поможет.

Организация санитарной зоны

Непосредственно вокруг артезианской скважины формируется I пояс санитарно-защитной зоны, ширина которого не менее 30 м. При плохой защищенности водоносного горизонта от поверхности размеры I пояса могут увеличиться до 100 м. Если горизонт защищен хорошо (например, водоупорный слой глины) и явные источники загрязнения отсутствуют, ширину первого пояса можно уменьшить до 15-25 м. Для увеличения эффективности первый защитный пояс рекомендуется оградить забором или обозначить зелеными насаждениями. Максимальный радиус II пояса составляет 200 м. В пределах II пояса нельзя бурить скважины как для добычи чистой воды, так и для закачки отработанной. Допустимо бурение неглубоких скважин на песок. III пояс должен располагаться на расстоянии не меньше, чем 250 м.


размеры зон санитарной охраны

При расчете размеров санитарной зоны учитываются такие параметры, как ширина зоны в направлении, противоположном перемещению воды, так и в направлении, совпадающем с течением воды. Вычисляется не только ширина, но и время, за которое химическое, бактериологическое и любое другое загрязнение способно распространится по всей защитной площади. Ширина зоны должна быть такой, чтобы от ее границ до водозаборной части скважины вода с посторонними включениями попадала не ранее окончания срока функционирования скважины. Расчетный срок работы скважины 25-50 лет. То есть защитой для скважины на столь длительный срок будут верхние геологические слои, препятствующие приближению загрязненной воды к водозабору. Верховодка и грунтовые воды с более удаленных территорий вообще не должны достигать скважины. Именно так работает санитарно-охранная зона, по сути представляющая собой территориальный защитный буфер, который использует свойства грунта и верхнего слоя почвы в качестве препятствия для сдерживания загрязненной воды.

При плохой гидрологической защищенности расчетный срок попадания загрязненных вод может составлять 400 суток, то есть ширина пояса увеличивается. Если водоносный слой защищен водоупором (как в случае с артезианским горизонтом), то время перемещения нежелательной воды может быть около 200 суток.


На ширину защитного III пояса оказывает влияние рельеф местности. По сравнению с размерами на равнине, ширина пояса в гористой местности или на склоне может быть увеличена в 3-4 раза. Это компенсирует большую скорость движения воды под уклон в сторону скважины. В некоторых случаях для более точного определения эффективных размеров санитарно-защитной зоны рекомендуется использовать разведочное бурение малым диаметром, которое поможет определить структуру и особенности геологического разреза, наличие промежуточных водоносных горизонтов и т.д. На территории сформированной санитарно-охранной зоны запрещена не только утилизация мусора и использованной воды, но даже простое размещение посторонних предметов, складирование материалов и т.д. Допускается размещение водоподъемного оборудования, емкостей с чистой водой и т.п.

Проект защитно-санитарной зоны разрабатывается и согласовывается в профильных вышестоящих организациях. Формируется пакет документов, содержащих гидрогеологическое и санитарное заключение специалистов. Последующее изменение размером I и II поясов без официального разрешения этих организаций невозможно. Оформление санитарно-защитной зоны на слишком маленьких площадях (радиус меньше 5-10 м) невозможно.


www.biiks.ru

Требования к зонам санитарной охраны источников водоснабжения

Подземные водоносные пласты являются уникальным источником чистой питьевой воды, которые государство считает своей собственностью и причисляет их к категории стратегических ресурсов. Поэтому само государство издало много законодательных актов, в основе которых лежат требования, касающиеся бережного отношения к воде. Одним из таких документов являются санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.027-95, определяющие зоны санитарной охраны источников водоснабжения. При этом правила распространяются на все источники водоснабжения: поверхностные и подземные. И в независимости от их предназначения, то есть, для питья, для бытовых нужд или для предприятий для нужд технических.

Охраняемая зона водозабора

Общие сведения о зонах санитарной охраны (ЗСО)

В вышеобозначенном документе определяются три санитарные зоны вокруг источника водоснабжения.

  • Первая зона строго режима.
  • Вторая и третья считаются зонами ограничения.

При этом для каждого пояса разработаны свои нормы, то есть, размер границ, правила эксплуатации и использования по назначению, комплексы мероприятий, с помощью которых можно улучшить состояние зоны и самого источника воды, требования по воспрепятствованию их загрязнения.

Пояс номер один ЗСО

Это площадь вокруг источника воды, внутрь которой входят сооружения и водозаборное оборудование. Цель создания этого пояса – охрана источника, чтобы в него не попали какие-либо загрязнения.

Огражденная первая зона

Как определяются границы? Понятно, что центром зоны будет выступать скважина водозабора. От нее во все стороны будут откладываться расстояния, обозначенные в СанПиН документе.

  • Если скважина пробурена на участке, где полностью исключается ее загрязнение, а также загрязнение почвы, то размер границ составляет 15-25 м.
  • То же расстояние, если водозабор располагается в благоприятных условиях эксплуатации. В основном учитываются гидрогеологические условия.
  • Если скважина защищена надежными горизонтами, то расстояние можно увеличить до 30 м.
  • Если горизонты защищены недостаточно, то расстояние увеличивается до 50 м.
  • Если на скважине устанавливаются водопроводные башни, то ширина пояса может быть и 10 м. В некоторых случаях, учитывая конструкцию башни, первый пояс можно исключить, потому что само сооружение уже является максимальной защитой.
  • Прокладка трубопроводов до 1000 мм также определяет зону охраны. Если труба укладывается в сухой грунт, то пояс определяется 10 м, если в мокрый, то 50 м.

Второй пояс ЗСО

Вторая зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения организуется с целью защитить подземные воды от негативного воздействия микроорганизмов и химических веществ. Точных расстояний этой зоны не существует. Их специально рассчитывают с учетом различным методов, в которые входят аналитические методы, численные и даже графоаналитические. В основу расчетов вкладываются гидродинамические алгоритмы.

Огражденная вторая зона

Суть расчетов заключается в том, что различные загрязнения с атмосферными осадками могут проникнуть вглубь земли и достигнуть водоносного пласта. Так вот определяется то расстояние, чтобы эти загрязнения не дошли до этого пласта водозабора. По сути, это будет определяться временем, за которое вода внутри пласта самоочистится. К примеру, если загрязнения попали в водоносный слой за 500 м до скважины, то дойдя до нее, они должны очиститься самостоятельно под действием природных факторов. Такое свойство подземные воды имеют. Особенно это относится к жизнедеятельности микроорганизмов. Они, находясь долго в воде, или погибают, или становятся неспособными воздействовать на организм человека.

Правда, проводя такие расчеты, очень сложно определить, как будут себя вести микроорганизмы внутри водоносного слоя. Ведь всегда есть вероятность, что они попадут в породу и останутся там надолго. Такие процессы не изучены. Поэтому размер второго пояса санитарной охраны источников водоснабжения увеличивают на определенную величину. Так сказать, организуют ее с запасом.

Третья зона ЗСО

Санитарные требования к водоснабжению очень строгие, именно поэтому к третьему поясу относятся с большим вниманием, потому что именно он является защитой от химического воздействия на водоносный пласт, из которого производится водозабор. И здесь, как и в случае со второй зоной, границы определяются на основе расчетов.

Схема ЗСО

Внимание! При проведении расчетов учитывается тот момент, что химические вещества внутри водоносного слоя не изменяются и не растворяются. Поэтому их концентрация, и даже их состав являются в расчетах величинами постоянными.

Из расчетов становится понятным, что в основе установки границ пояса учитывается время, за которое химические вещества, попавшие водоносный пласт, дойдут до водозаборной скважины. И эта временная величина определяется числом – 10000 суток. Приличный показатель, который соответствует времени эксплуатации самой скважины. То есть, пока химикаты доберутся до водозабора, его эксплуатация закончится.

Понятно, что такие допущения при расчете второго и третьего пояса санитарной охраны источника водоснабжения связаны с неизученностью процессов, происходящих внутри водоносных пластов и окружающих их пород. Именно поэтому границы двух зон устанавливаются приблизительно, но с учетом определенного запаса, который дает надежду, что скважина водозабора не будет загрязнена.

Требования к поясам ЗСО

Итак, документ СаПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения» четко оговаривает, что можно делать в каждой зоне. Первая зона самая строгая, потому что она окружает скважину.

Проекция поясов ЗСО на водоносный пласт

  • Все сооружения, дорожки и площадки строятся только из твердых материалов и покрытий.
  • Определяется и сооружается схема отвода поверхностного стока.
  • Производится озеленение, ограждение и устанавливается охрана.
  • Канализация зданий должна выводится за пределы зоны. Если такой возможности нет, то оборудуются сточные ямы герметичного типа, стоки из которых вывозятся и утилизируются за пределами первого пояса.
  • Большое внимание уделяется герметичности оголовков скважины, переливных труб или люков.
  • Оборудование водозабора комплектуется автоматикой, которая отслеживает дебит скважины.
  • Нельзя сажать деревья, которые вырастают до больших размеров в высоту.
  • Нельзя заносить на территорию навоз и другие химические удобрения.
  • Нельзя строить жилые и хозяйственные постройки, которые не относятся к эксплуатации скважины.
  • Нельзя разводить скот, производить его выпас, стирать белье и так далее.

Во втором поясе нельзя:

  • организовывать склады химических веществ, горюче-смазочных материалов, шлама и так далее;
  • размещать скотомогильники, кладбища, поля фильтрации или канализационные колодцы, силосные ямы, скотный или птичий двор;
  • вносить в грунт удобрения;
  • разрабатывать недра и рубить деревья.

Водоохранная зона с водонапорной башней

В третьей зоне санитарной охраны источников водоснабжения нельзя производит все те же действия, что и во второй. Правда СанПиН оговаривает, что некоторые ограничения могут быть сняты. К примеру, можно организовывать склады, если подземные воды защищены приграничными пластами породы из прочных слоев. Или проведены специальные мероприятия по защите грунта от попадания загрязнения в него. Это может быть толстый бетонный слой в качестве напольного основания на складе. На территории третьей зоны можно производить строительство жилых зданий, если грамотно организовать для них систему канализации.

Необходимо также отметить, что требования к каждой зоне, в основном это касается второй и третьей, могут меняться в зависимости от гидрогеологических условий эксплуатации скважины. Если правильно на них производятся защитные мероприятия, то зону могут сократить, дав возможность производить на свободных территориях мероприятия, связанные с жизнедеятельностью человека.

otepleivode.ru

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов / 2 2 1 2 1 1 1200 03

На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК "Трансстрой"СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения

files.stroyinf.ru

: Жилищно-коммунальное хозяйство :: BlogStroiki Default Default :: BlogStroiki

     Вопрос №117: Подскажите пожалуйста какова охранная зона нефтяных скважин при строительстве жилого дома (частного). (руслан
     Ответ: Если какой либо обьект или производство является источником вредного воздействия на окружающую среду или здоровье человека то вокруг такого источника должна быть обустроена специальная территория с утановленными особыми правилами ее пользования-санитарно-защитная зона(СЗЗ). Размеры такой зоны(СЗЗ) должны обеспечивать уменьшение вредного воздействия источника на окружающую атмосферу до допустимых гигиенических норм установленных  санитарно-гигиеническими нормативами в РФ. Для предприятий даже сложнее, снижение вредных выбросов до величины приемлемых рисков не опасных для здоровья человека.
Если говорить простым языком то санитарно –защитная зона должна выполнять функцию защитного барьера , который позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности для населения при работе опасных для здоровья обьектов в нормальных штатных  режимах.
А теперь вернемся к вашему вопросу, существует нормативный документ СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Данным СанПиНом установлен размер санитарно-защитной зоны и минимальные разрывы для обьектов нефтедобычи: Глава 7, п. 7.1.3. Добыча руд и нерудных ископаемых:
-Класс I - санитарно-защитная зона 1000 м.Промышленные объекты по добыче нефти при выбросе сероводорода от 0,5 до 1 т/сутки, а также с высоким содержанием летучих углеводородов.
-Класс III - санитарно-защитная зона 300 м.Промышленные объекты по добыче нефти при выбросе сероводорода до 0,5 т/сутки с малым содержанием летучих углеводородов.
В зависимости от того к какому классу опасности отнесена ваша скважина к 1 или к 3 расстояние до частного жилого дома может быть или 300 метров или 1000. Удачи.

Добавлено: 30.06.2014 22:14

blogstroiki.ru


Смотрите также