8 800 333-39-37
Ваше имя:
Номер телефона:

Стингер в бурении


Инструмент для скважин

Описание

Разжимной переводник долота является надежно сконструированным размыкающим инструментом для гидравлического выкачивания долота или фрезы с днища бурильной колонны или насосно-компрессорной трубы.

Характеристики и преимущества

  • Давление среза, настраиваемое в эксплуатационных условиях
  • Устраняет спускоподъемную операцию НКТ после разбуривания
  • Ловильный размер - наружный диаметр 2 1/2" на инструмент 2 3/8"
  • Полностью открытый внутренний диаметр после разделения
  • Удержание внутренних компонентов в нижнем переводнике после освобождения.

Технические данные

Размер Макс. наружный диаметр, дюйм Длина, дюйм Резьбовое соединение
2 3/8 3.25 21 3/4 2 3/8 EU8rd x 2 3/8 5 Reg Tubing

Расжимной переводник долота

Буровое оборудование

Буровые долота
Гидравлические и пневматические ключи для обсадных и бурильных труб
Компоненты для буровых установок. Кронблоки, лебедки, насосы Механическое буровое оборудование
Оборудование для добычи и транспорта нефти и газа
Установки для капитального ремонта скважин
Установки осушки скважин
Элеваторы. Предохранительные хомуты. Бурильные трубы
Сбор, регенерация и закачка бурового раствора в скважину
Силовые верхние приводы
Скважинное оборудование. Ясы, овершоты, труболовки, стабилизаторы

Инженеры всегда готовы проконсультировать или предоставить дополнительную техническую информацию по предлагаемому оборудованию.

Ваши запросы на оборудование просим присылать в технический департамент нашей компании на e-mail: [email protected], тел. +7 (495) 225 57 86.

Центральный сайт компании ENCE GmbH
Наша сервисная компания Интех ГмбХ

Головные Представительства в странах СНГ:

России
Казахстане
Украине
Туркменистане
Узбекистане
Латвии
Литве

ence-drilling-rigs.ru

Стингер в нефтяной промышленности что это такое


Примеры внедрения

ЗАО «ОКБ «Зенит» с 2009г. занимается инжинирингом и изготовлением оборудования для проведения ГРП . Первым шагом в освоении оборудования для ГРП стало изготовление уплотнителя ГРП “Стингера ” для 146мм и 168мм колонны разработанного и изготовленного совместно со специалистами ОАО”РН-Юганскнефтегаз” . УГРП “Стингер ” предназначен для защиты ствола обсадной колонны от динамического воздействия рабочей среды в процессе проведения различных технологических операций, осуществление которых требует создания перепада давления внутри обсадной колонны.

В 2012г. совместно с ОАО ”Самотлорнефтегаз ” были проведены опытно промыш-ленные работы по проведению многостадийного ГРП с использованием оборудования производства ЗАО”ОКБ Зенит” . Первая опытная работа была проведена в боковом стволе скважины из 146мм  материнской колонны под хвостовик 102мм , в составе оснастки хво-стовика спускалось две муфты ГРП 102мм , 1-активирующаяся перепадом давления , 2- активирующаяся шаром , муфты ГРП были отсечены друг от друга водонабухающими пакерами.

По результатам работ  стало ясно,  что данная технология является эффективной , значительно снижает время освоения скважины и увеличивает дебет, а оборудование предлагаемое нашей компанией является уникальным и позволяет выполнять операции по МГРП  в открытом стволе 123мм .

      

При производстве оборудования  для МГРП используются самые современные технологии , применяется новейшее програмное  обеспечение для проектирования , осуществляется входной контроль материалов . Все этапы производства отслеживаются и фикси-руются в электронной системе, финальной операцией производственного процесса явля-ются сдаточные испытания КАЖДОЙ единицы оборудованния на стенде рассчитанном на перепад  давления 750 Атм..

За счет всего этого мы получаем надежное и четкое срабатывание нашего оборудования в реальных условиях.

С начала 2012г. по настоящий момент было выполнено более 50 операций по МГПР , на месторождениях наших  Заказчиков : ОАО”Самотлорнефтегаз ”, ОАО”Газпромнефть-ННГ” ,  ОАО”Газпромнефть-Муравленко”, ОАО”ГПН-Развитие” филиал “Новый порт” , “Иркутская нефтяная компания” , ОАО”Славнефть-Мегионнефтегаз”.

Технология многостадийного ГРП показала свою состоятельность и эффективность, поэтому наша компания ведет непрерывную работу по расширению линейки оборудования для МГРП .

В ЗАО «ОКБ «Зенит» освоены муфты ГРП 102 и 114 мм для проведения пропантового и кислотного ГРП, разрабатывается манжентный пакер для многостадийного ГРП , а так же  оборудование для кислотной обработки интервала .

www.zenith.ru

РАЗВИТИЕ УСЛУГ ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЗАКАЗЧИКОМ

Развитие услуг для нефтегазовой отрасли на основе активного взаимодействия с заказчиком

ЗАО «ОКБ Зенит» работает на рынке нефтегазовых услуг более 10 лет. В течение этого времени количество видов и объемов предоставляемых услуг и товаров постоянно расширяется. Как правило, расширение номенклатуры поставляемых изделий связано с решением проблем заказчиков, возникающих в ходе работ на скважинах или при решении задач, связанных с повышением эффективности работ в ходе строительства и капитального ремонта скважин. Можно отметить ряд показательных случаев, когда сотрудничество со службами заказчика в области инноваций давало взаимовыгодные результаты. В частности, несколько лет назад в ООО «РН-Юганскнефтегаз» при производстве работ по ГРП возникали проблемы в ходе закачки растворов для разрыва пласта. В ходе применяемой тогда технологии существовал высокий риск разрушения эксплуатационной колонны при ГРП. В ответ на обращение рассмотреть возможность решения этой проблемы в конструкторском бюро ЗАО «ОКБ Зенит» была инициирована опытно-конструкторская разработка, направленная на решение этой проблемы. В результате проводимых в течение года исследований и испытаний было разработано специализированное оборудование – Уплотнитель ГРП (стингер), которое позволило исключить риск разрушения эксплуатационной колонны в ходе работ по ГРП. Уплотнители для ГРП были разработаны 2-х типоразмеров: для хвостовиков Ø 102 мм и Ø 114 мм (рис. 1).

Рис.1 Уплотнитель УГРП.

Первоначально внутренний диаметр Уплотнителя для хвостовика Ø 102 мм составлял 59 мм, чего было достаточно непосредственно для закачки пропанта, однако, у заказчика появилась потребность в ходе работ по ГРП спускать в скважину геофизические приборы для проведения необходимых измерений, и диаметр 59 мм был недостаточным для прохождения применяемых приборов. По желанию заказчика Уплотнитель был модернизирован, в результате чего внутренний диаметр был увеличен вначале до 68 мм, а затем и до 76 мм. Аналогичным образом был усовершенствован Уплотнитель ГРП для хвостовика Ø 114 мм – внутренний диаметр увеличился с 76 до 99 мм. По данному показателю в настоящий момент он превосходит имеющиеся аналоги отечественных производителей. Подводя итог данной разработки как результата сотрудничества с инновационной службой заказчика, можно отметить успешность и взаимовыгодность подобного взаимодействия.

Другим примером оперативного решения инновационных потребностей заказчика с привлечением опытно-конструкторского подразделения нашей компании можно рассмотреть разработку и поставку роликовых центраторов. У заказчика компании – ЗАО «Ванкорнефть» возникла срочная потребность снизить риски недохода колонны до забоя при заканчивании скважины с достаточно протяженным горизонтальным окончанием (порядка 1500 м). В качестве одного из эле

blog-expert.ru

Технология ГРП после зарезки боковых стволов. Стингер.

При проведении ГРП в скважинах после зарезки боковых стволов (ЗБС) специалисты ПАО «Оренбургнефть» столкнулись со случаями повреждения обсадных труб между пакером ГРП и подвеской хвостовика. Обсадные трубы, находящиеся в эксплуатации уже достаточно продолжительное время, не выдерживают избыточного давления, необходимого для эффективного проведения ГРП. Для предотвращения данного вредного воздействия конструкторы Научно-технического центра «ЗЭРС» разработали герметизирующее устройство УГРХ (стингер). В настоящей статье обсуждается конструкция данного устройства и результаты его применения на месторождениях ПАО «Оренбургнефть».

01.09.2015 Инженерная практика №09/2015 Стрункин Сергей Иванович Первый заместитель генерального директора по производству – главный инженер ПАО «Оренбургнефть» Степанов Юрий Георгиевич Начальник отдела управления проектами новых технологий ПАО «Оренбургнефть» Кириллов Евгений Леонидович Главный специалист отдела инжиниринга ПАО «Оренбургнефть» Абдуллин Азат Фаритович Ведущий инженер отдела внедрения новых технологий и инжиниринга добычи ООО «СамараНИПИнефть»

Полный текст статьи доступен только в печатной версии журнала.

glavteh.ru

Долото с алмазными вставками Stinger

Размещение инновационной алмазной вставки конической формы в центре любого долота PDC Smith позволяет повысить МСП и улучшить устойчивость

Алмазная вставка конической формы Stinger представляет собой инновационную модификацию режущей структуры, значительно повышающую эффективность любого долота PDC Smith. Расположенная в центре долота вставка обеспечивает концентрированное приложение нагрузки для более эффективного разрушения породы, что обеспечивает увеличение срока службы долота и повышение МСП.
В ходе сравнительных полевых испытаний стандартных долот PDC Smith и долот PDC Smith, оснащенных вставкой Stinger, в широком диапазоне типов пород и эксплуатационных параметров долота, оснащенные алмазной вставкой Stinger, продемонстрировали большую надежность и стабильность, а также повышение МСП на 46%.
С момента своего появления долота Smith с алмазной вставкой Stinger в центре были использованы более 2000 раз и неизменно обеспечивали повышение средней МСП на 15%

Оптимизация режущей структуры позволяет преодолеть трудности, возникающие в ее центральной части

Так как скорость вращения стандартных резцов PDC, расположенных вблизи центра режущей структуры, ниже, эффективность выноса породы из центральной части забоя снижается, особенно при бурении твердых пород. Кроме того, так как наибольшая нагрузка приходится на резцы, расположенные в центре, изменения эксплуатационных параметров и свойств породы могут привести к разрушительным поперечным колебаниям и повреждению резцов.
С помощью интегрированной инженерно-аналитической платформы IDEAS разработчики долот укоротили лопасти, на которых располагаются центральные резцы долот PDC, вращающиеся с низкой скоростью. Отсутствие этих резцов снимает напряжение в центральной части профиля забоя во время бурения, которую непрерывно разрушает установленная в центре алмазная вставка Stinger, повышая таким образом эффективность бурения. Кроме того, продемонстрированная долотами с алмазными вставками Stinger устойчивость создает положительную динамику, повышая устойчивость ствола скважины, снижая нагрузку на компоненты бурильной колонны и повышая надежность КНБК.


Библиотека знаний


www.slb.ru

Алмазная вставка конической формы Stinger

Инновационная алмазная вставка конической формы повышает скорость бурения и устойчивость в сложных для бурения породах

Алмазная вставка Stinger сочетает в себе эффективную коническую форму и высокую устойчивость к ударным нагрузкам и износу. Используемые в различных конфигурациях на долотах, вставки обеспечивают увеличение проходки и скорости бурения, повышение управляемости и устойчивости, а также образование более крупных фрагментов шлама в широком диапазоне условий бурения.

Улучшенный механизм разрушения породы

В то время как стандартные резцы PDC имеют цилиндрическую форму и оказывают сдвигающее действие на породу, алмазные втсавки Stinger имеют заостренную коническую форму, обеспечивающую концентрированное приложение нагрузки для эффективного разрушения породы, обладающей высокой прочностью на сжатие. Данный уникальный метод разрушения породы позволяет бурить с меньшим крутящим моментом с образованием более крупных фрагментов бурового шлама по сравнению со стандартными резцами PDC.

Увеличение срока службы буровых долот

Алмазный слой вставок Stinger в два раза толще алмазного слоя стандартных резцов PDC. В сочетании с уникальной технологией производства это придает вставкам Stingers превосходную устойчивость к ударным нагрузкам и износу. Высокая прочность алмазных вставок Stinger и уникальная коническая форма позволяют значительно повысить срок службы долот, и увеличить проходку и скорость бурения в сложных породах.

Оптимизация под требования Заказчика

В зависимости от поставленных задач возможны различные варианты размещения алмазных вставок Stinger на рабочей поверхности долота.

  • Размещение в центре-размещение алмазной вставки Stinger в центре долота обеспечивает снятие напряжение в центральной части профиля забоя которую расположенная в центре алмазная вставка Stinger непрерывно разрушает для повышения МСП и эффективности бурения.
  • Размещение по торцу долота-применение долота с алмазной вставкой конической формы StingBlade, оснащенного алмазными вставками Stinger на торце, увеличивает проходку и повышает МСП, улучшает управляемость, уменьшает ударные нагрузки и позволяет получить более крупные фрагменты породы для оценки на буровой площадке.

Библиотека знаний

ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть. Мировой рекорд Подробнее

Компания ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть установила мировой рекорд, пробурив за одно долбление горизонтальную секцию длиной 4895 м и достигнув соотношения длины секции в продуктивном коллекторе к общей протяженности горизонтального интервала 88,5%.


www.slb.ru

Системы турбинного бурения Neyrfor

Обеспечени высокого КПД и производительности мощного турбинного бурения для продления времени работы КНБК на забое

Мощность и производительность являются важными элементами при турбинном бурении, поскольку долото механически не связано с бурильной колонной Для поддержания оптимальной мощности, при работе на забое на протяжении длительного времени, высокопроизводительные турбобуры Neyrfor оснащаются механизмом с концентрическим планетарным приводом. Система привода Neyrfor является чрезвычайно эффективной в преобразовании гидравлической энергии столба бурового раствора в механическую энергию на долоте. Это позволяет турбобурам Neyrfor передавать на забой больше механической энергии бурения, чем другие системы, при сравнительно одинаковых гидравлических режимах Вращая приводной вал на более высоких оборотах и оставаясь при этом динамически устойчивыми, турбобуры Neyrfor создают непревзойденную скорость проходки без негативного влияния избыточного крутящего момента

Обеспечение вертикальности в прямых вертикальных скважинах

При бурении прямых вертикальных скважин турбобуры Neyrfor работают как естественная маятниковая КНБК в режиме роторного бурения Такая работа обеспечивает сохранение вертикальности при более высокой скорости проходки, что позволяет бурить ствол скважины более высокого качества за меньшее время, чем при использовании обычных КНБК.
По сравнению с винтовыми забойными двигателями (ВЗД), турбобуры Neyrfor обладают рядом преимуществ:

  • более высокая мощность и производительность;
  • высокая надежность и долговечность при работе в условиях высоких давлений и температур;
  • меньше вибрации;
  • более надежные при использовании в наклонно-направленном бурении и при бурении с депрессией на пласт;
  • ствол скважины более высокого качества.

Максимальный контроль за положением инструмента при направленном бурении и при бурении горизонтальных секций скважин

Турбобуры Neyrfor обеспечивают постоянные и прогнозируемые скорости проходки при направленном и горизонтальном бурении Турбобуры Neyrfor имеют исключительную управляемость, гарантируя достижение целей наклонно-направленного бурения даже в самых сложных условиях.

Сохранение работоспособности в условиях высоких температур и давления при бурении на ГНКТ

Благодаря наиболее мощной из всех имеющихся систем привода малого диаметра, турбобуры Neyrfor для ГНКТ обеспечивают максимальную производительность. Их концентрический дизайн делает их превосходным решением для применения в средах с низким забойным давлением, в системах с двухфазным раствором, кислых средах и в высокотемпературных скважинах.


Библиотека знаний


www.slb.ru

примеры внедрения

ЗАО «ОКБ «Зенит» с 2009г. занимается инжинирингом и изготовлением оборудования для проведения ГРП . Первым шагом в освоении оборудования для ГРП стало изготовление уплотнителя ГРП “Стингера ” для 146мм и 168мм колонны разработанного и изготовленного совместно со специалистами ОАО”РН-Юганскнефтегаз” . УГРП “Стингер ” предназначен для защиты ствола обсадной колонны от динамического воздействия рабочей среды в процессе проведения различных технологических операций, осуществление которых требует создания перепада давления внутри обсадной колонны.

В 2012г. совместно с ОАО ”Самотлорнефтегаз ” были проведены опытно промыш-ленные работы по проведению многостадийного ГРП с использованием оборудования производства ЗАО”ОКБ Зенит” . Первая опытная работа была проведена в боковом стволе скважины из 146мм  материнской колонны под хвостовик 102мм , в составе оснастки хво-стовика спускалось две муфты ГРП 102мм ,
1-активирующаяся перепадом давления , 2- активирующаяся шаром , муфты ГРП были отсечены друг от друга водонабухающими пакерами.

По результатам работ  стало ясно,  что данная технология является эффективной , значительно снижает время освоения скважины и увеличивает дебет, а оборудование предлагаемое нашей компанией является уникальным и позволяет выполнять операции по МГРП  в открытом стволе 123мм .

      

При производстве оборудования  для МГРП используются самые современные технологии , применяется новейшее програмное  обеспечение для проектирования , осуществляется входной контроль материалов . Все этапы производства отслеживаются и фикси-руются в электронной системе, финальной операцией производственного процесса явля-ются сдаточные испытания КАЖДОЙ единицы оборудованния на стенде рассчитанном на перепад  давления 750 Атм..

За счет всего этого мы получаем надежное и четкое срабатывание нашего оборудования в реальных условиях.

С начала 2012г. по настоящий момент было выполнено более 50 операций по МГПР , на месторождениях наших  Заказчиков : ОАО”Самотлорнефтегаз ”, ОАО”Газпромнефть-ННГ” ,  ОАО”Газпромнефть-Муравленко”, ОАО”ГПН-Развитие” филиал “Новый порт” , “Иркутская нефтяная компания” , ОАО”Славнефть-Мегионнефтегаз”.

Технология многостадийного ГРП показала свою состоятельность и эффективность, поэтому наша компания ведет непрерывную работу по расширению линейки оборудования для МГРП .

В ЗАО «ОКБ «Зенит» освоены муфты ГРП 102 и 114 мм для проведения пропантового и кислотного ГРП, разрабатывается манжентный пакер для многостадийного ГРП , а так же  оборудование для кислотной обработки интервала .

www.zenith.ru

Переносной зенитный ракетный комплекс «Стингер»

FIM-92 «Стингер» (англ. FIM-92 Stinger — Жало) – это переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) американского производства. Основное его предназначение – поражение низколетящих воздушных объектов: вертолетов, самолетов и БПЛА.

Разработку ПЗРК «Стингер» вела компания «Дженерал Дайнемикс». Он создавался в качестве замены для ПЗРК FIM-43 Redeye. Первую партию из 260 ед. зенитно-ракетных комплексов ввели в опытную эксплуатацию в середине 1979 года. После этого компании-производителю заказали еще одну партию в 2250 ед. для американской армии.

«Стингеры» приняли на вооружение в 1981 году, они стали самыми распространенными в мире ПЗРК, которыми укомплектованы армии более двадцати государств.

Всего было создано три модификации «Стингера»: базовая («Stinger»), "Stinger"-RMP (Reprogrammable Microprocessor) и "Stinger"-POST (Passive Optical Seeking Technology). У них одинаковый состав средств, высота поражения цели и дальность стрельбы. Различие между ними в головках самонаведения (ГСН), которые используются на зенитных ракетах FIM-92 (модификации А, В, С). В настоящий момент компания «Raytheon» производит модификации: FIM-92D, FIM-92E Block I и II. У этих модернизированных вариантов лучшая чувствительность ГСН, а также защищенность от помех.

ГСН POST, которую применяют на ЗУР FIM-92B, работает в двух диапазонах длины волны– ультрафиолетовом (УК) и инфракрасном(ИК). Если в ракете FIM-92A ИК ГСН получает данные о положении цели относительно ее оптической оси из сигнала, который модулирует вращающийся растр, то ГСН POST использует безрастровый координатор цели. Детекторы УФ и ИК излучений работают в контуре с двумя микропроцессорами. Они могут проводить розеткообразное сканирование, которое обеспечивает высокую возможность выбора цели в условиях сильных фоновых помех, а также защищено от средств противодействия, работающих в ИК диапазоне.

Производство ЗУР FIM-92B с ГСH POST запустили в 1983 году. Однако в 1985 году фирма General Dynamics начала разработку ЗУР FIM-92C, поэтому темпы выпуска несколько снизились. Разработка новой ракеты была завершена в 1987 году. В ней используется ГСH POST-RMP, процессор которого можно перепрограммировать, что обеспечивает адаптацию системы наведения к целевым и помеховым условиям при помощи соответствующей программы. Корпус пускового механизма ПЗРК "Stinger"-RMP содержит сменные блоки памяти с типовыми программами. Последние доработки ПЗРК предусматривали оснащение ракеты FIM-92C литиевой батареей, кольцевым лазерным гироскопом, а также модернизированным датчиком угловой скорости по крену.

Можно выделить следующие основные элементы ПЗРК Stinger:

Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) с ЗУР, а также оптический прицел позволяющий проводить визуальное обнаружение и сопровождение цели и определять приближенную дальность до нее. Пусковой механизм и блок охлаждения и электроснабжения с емкостью жидкого аргона и электрической батарей. Также установлена аппаратура «свой-чужой» AN/PPX-1 с электронным носителем, который закрепляется на поясе стрелка.

На ракетах FIM-92E Block I устанавливаются двухдиапазонные помехозащищенные розеточные головки самонаведения (ГСН), которые работают в УФ и ИК диапазонах. Кроме того осколочно-фугасные боевые части, вес которых составляет три килограмма. Их дальность полета составляет 8 километров, а скорость М=2.2 В ракеты FIM-92E Block II устанавливается всеракурсная тепловизионная ГСН, в фокальной плоскости которой расположена оптическая система матрицы ИК-детекторов.

При производстве ракет использовалась аэродинамическая схема «утка». Носовая часть содержит четыре аэродинамических поверхности: две играют роль рулей, а две другие сохраняют неподвижность относительно ракетного корпуса. При маневрировании при помощи одной пары рулей ракета вращается вокруг продольной оси, при этом сигналы управления, которые на них поступают, согласованы с движением ракеты вокруг этой оси. Начальное вращение ракете обеспечивают наклонные сопла стартового ускорителя относительно корпуса. Вращение в полете поддерживается благодаря раскрытию плоскостей хвостового стабилизатора при выходе из ТПК, которые также расположены под углом к корпусу. Использование пары рулей при управлении существенно снизило массу и стоимость приборов управления полетом.

Ракета приводится в движение твердотопливным двухрежимным маршевым двигателем Atlantic Research Mk27, обеспечивающим разгон до скорости M=2.2 и поддерживающим ее в течение всего полета к цели. Этот двигатель начинает работать после того, как стартовый ускоритель отделился, а ракета отошла на безопасное расстояние от стрелка – примерно 8 метров.

Вес боевого снаряжения ЗУР составляет три килограмма – это осколочно-фугасная часть, взрыватель ударного действия, а также предохранительно-исполнительный механизм, который обеспечивает снятие предохраняющих ступеней и дает команду на самоликвидацию ракеты в случае, если она не попала в цель.

Для размещения ЗУР используется герметичный цилиндрический ТПК из ТПК, который заполнен инертным газом. У контейнера две крышки, которые разрушаются при пуске. Материал передней пропускает ИК и УФ излучения, что дает возможность захвата цели без необходимости нарушать уплотнение. Контейнер достаточно надежен и герметичен, чтобы обеспечить хранение ракет без необходимости технического обслуживания в течение десяти лет.

Для присоединения пускового механизма, подготавливающего ракету к запуску и запускающего ее, используются специальные замки. При подготовке к пуску в корпус пускового механизма устанавливают блок охлаждения и электроснабжения с электрической батареей, который подключается к бортовой системе ракеты при помощи штепсельного разъема. Емкость с жидким аргоном соединяется с магистралью системы охлаждения посредством штуцера. В нижней части пускового механизма есть штепсельный разъем, который используется для подключения электронного датчика системы «свой-чужой». На рукоятке находится спусковой крючок, у которого есть одно нейтральное и два рабочих положения. При переводе крючка в первое рабочее положение активизируются блоки охлаждения и энергоснабжения. На борт ракеты начинают поступать электроэнергия и жидкий аргон, которые охлаждают детекторы ГСН, раскручивают гироскоп и выполняют другие операции для подготовки ЗРК к запуску. При переводе крючка во второе рабочее положение начинается активизация бортовой электрической батареи, которая обеспечивает питание электронной аппаратуры ракеты в течение 19 секунд. Следующий шаг – начало работы воспламенителя стартового двигателя ракеты.

В процессе боя информация о целях передается внешней системой обнаружения и целеуказания или номером расчета, который наблюдает за воздушным пространством. После того как цель обнаружена, оператор-стрелок кладет ПЗРК на плечо, начиная наведение на выбранную цель. После захвата цели ГСН ракеты, срабатывает звуковой сигнал, а оптический прицел начинает вибрировать при помощи устройства, прилегающего к щеке оператора. После этого по нажатию кнопки включается гироскоп. Кроме того перед пуском стрелку необходимо ввести необходимые углы упреждения.

При нажатии на спусковую скобу активизируется бортовая батарея, которая выходит на нормальный режим после срабатывания патрона со сжатым газом, отбрасывающего отрывной штекер, отключая тем самым питание, передаваемое блоком охлаждения и электроснабжения. Затем включается пиропатрон, запускающий стартовый двигатель.

ПЗРК «Стингер обладает следующими тактико-техническими характеристиками.

Зона поражения составляет 500-4750 метров по дальности, и 3500 метров по высоте. Комплект в боевом положении весит 15.7 килограмм, а стартовая масса ракеты – 10.1 килограмм. Длина ракеты составляет 1500 мм, диаметр ее корпуса 70 мм и размах стабилизаторов 91 мм. Ракета летит со скоростью 640 м/c.

Как правило, расчеты ПЗРК во время боевых действий выполняют задачи самостоятельно или в составе подразделения. Огнем расчета управляет его командир. Возможен автономный выбор цели, а также с использованием команд, которые передает командир. Огневой расчет производит визуальное обнаружение воздушной цели, определяет принадлежит ли она противнику. После этого, если цель достигает расчетной дальности и дана команда на уничтожение, расчет запускает ракету.

В действующих инструкциях по ведение боя присутствуют приемы ведения огня для расчетов ПЗРК. К примеру, для уничтожения одиночных поршневых самолетов и вертолетов применяют метод под названием «пуск-наблюдение-пуск», для одиночного реактивного самолета «два пуска-наблюдение-пуск». В этом случае по цели одновременно стреляют и стрелок, и командир расчета. При большом количестве воздушных целей, огневой расчет выбирает самые опасные цели, причем стрелок и командир обстреливают разные цели при помощи метода «пуск-новая цель-пуск». Происходит следующее распределение функций членов расчета – командир обстреливает ведомую или летящую слева от себя цель, а стрелок атакует ведущий или правый крайний объект. Огонь ведут до полного расхода боекомплекта.

Координацию огня между разными расчетами проводят с использованием предварительно обговоренных действий по выбору установленных секторов обстрела и выбору цели.

Стоит отметить, что огонь в ночное время демаскирует огневые позиции, поэтому в этих условиях рекомендуется вести стрельбу в движении или во время коротких остановок, меняя позицию после каждого пуска.

Первое боевое крещение ПЗРК «Стингер» прошло во время Британо-Аргентинского конфликта в 1982 году, причиной которого стали Фолклендские острова.

При помощи ПЗРК обеспечивалось прикрытие для британского десанта, который высадился на берег, от ударов штурмовиков аргентинской армии. По словам английских военных, они сбили один самолет, а еще нескольким сорвали атаки. В то же время произошла интересная вещь, когда ракета, которую выпустили по турбовинтовому штурмовику «Пукара», поразила вместо него один из выпущенных штурмовиком снарядов.

Лёгкий Аргентинский турбовинтовой штурмовик "Пукара"

Но настоящую «славу» этот ПЗРК получил после того, как его стали применять афганские моджахеды для атак на правительственную и советскую авиацию.

С начала 80-х годов моджахеды использовали американские системы «Ред Ай», советские «Стрела-2», а также британские ракеты «Блоупайп».

Стоит также отметить, что до середины 80-х годов при помощи ПЗРК сбивалось не более 10% всех летательных аппаратов, принадлежащих правительственным войскам и «ограниченному контингенту». Самая эффективная ракета на то время - поставляемая Египтом «Стрела-2м». Она превосходила всех конкурентов в скорости, маневренности и мощности боевой части. К примеру, у американской ракеты «Ред Ай» были ненадежные контактные и бесконтактные взрыватели, иного ракета разбивалась об обшивку и отлетала от вертолета или самолета.

В любом случае, успешные пуски происходили достаточно регулярно. Однако вероятность попадания были почти на 30% ниже, чем у советской «Стрелы».

Дальность обеих ракет не превышала трех километров для огня по реактивным самолетам, двум для Ми-24 и Ми-8. А по поршневым Ми-4 они и вовсе не попадали из-за слабой ИК-сигнатуры. Теоретически, у британского ПЗРК «Блоупайп» были гораздо большие возможности.

Это была всеракурсная система, которая могла вести огонь по боевому самолету на встречном курсе на расстоянии до шести километров, а по вертолету – до пяти километров. Она легко обходила тепловые ловушки, а вес боевой части ракеты составлял три килограмма, что обеспечивало приемлемую мощность. Но было и одно, но… Наведение посредством ручных радиокоманд, когда для управления ракетой использовался джойстик, перемещаемый большим пальцем, при недостатке опыта у стрелка означало неминуемый промах. Кроме того, весь комплекс весил более двадцати килограмм, что также мешало его широкому распространению.

Ситуация кардинально изменилась, когда на территорию Афганистана попали новейшие американские ракеты «Стингер».

Небольшая 70-мм ракета была всеракурсной, а наведение было полностью пассивным и автономным. Максимальная скорость достигала значений в 2М. Всего за одну неделю использования с их помощью было сбито четыре самолета Су-25. Машину не могли спасти термоловушки, а трехкилограммовая боевая часть была весьма эффективна против двигателей Су-25 – в них перегорали тросы для управления стабилизаторами.

В течение первых двух недель боевых действий с использованием ПЗРК «Стингер» в 1987 году было уничтожено три Су-25. Два летчика погибли. В конце 1987 года потери составили восемь самолетов.

При стрельбе по Су-25 хорошо зарекомендовал себя метод «смещения», но он был малоэффективен против Ми-24. Однажды в советский вертолет попал сразу два «стингера», причем в один и то же двигатель, но поврежденной машине удалось вернуться на базу. Для защиты вертолетов использовались экранированные выхлопные устройства, которые снижали контрастность ИК-излучения примерно в два раза. Также был установлен новый генератор подачи импульсных ИК-сигналов под названием Л-166В-11Е. Он уводил ракеты в сторону, а также провоцировал ложный захват цели ГСН ПЗРК.

Но у «Стингеров» были и слабые стороны, которые сначала отнесли к плюсам. У пусковой установки был радиодальномер, который обнаруживался летчиками Су-25, что позволяло использовать ловушки превентивно, увеличивая их эффективность.

Душманы могли использовать «всеракурсность» комплекса только в зимний период, так как у разогретых передних кромок крыльев штурмовиков не хватало контрастности для пуска ракеты в полусферу спереди.

После начала использования ПЗРК «Стингер» понадобилось внести изменения в тактику использования боевой авиации, а также улучшить ее защищенность и постановку помех. Было принято решение увеличить скорость и высоту во время огня по наземным целям, а также создать специальные звенья и пары для прикрытия, которые начинали обстрел, в котором были обнаружены ПЗРК. Очень часто моджахеды не решались использовать ПЗРК, зная о неминуемом возмездии со стороны этих самолетов.

Стоит отметить, что самыми «несбиваемыми» самолетами стали Ил-28 – безнадежно устаревшие бомбардировщики афганских ВВС. Во многом это произошло из-за установленной на корме огневой точки из спаренных 23-мм пушек, которая могла подавить огневые позиции расчетов ПЗРК.

ЦРУ и Пентагон вооружали моджахедов комплексами «Стингер», преследуя ряд целей. Одна из них - испытания нового ПЗРК в реальном бою. Американцы соотносили их с поставками советского оружия во Вьетнам, где советские ракеты сбили сотни американских вертолетов и самолетов. Однако СССР помогал законным властям суверенной страны, в то время как США отправляли оружие для антиправительственных вооруженных моджахедов – или «международных террористов, как их сейчас классифицируют сами американцы.

Официальные российские СМИ поддерживают мнение, что впоследствии афганские ПЗРК использовались чеченскими боевиками для огня по российской авиации в ходе «контртеррористической операции». Однако это не могло соответствовать действительности по некоторым причинам.

Во-первых, одноразовые батареи питания хранятся два года, после чего их необходимо менять, а саму ракету можно хранить в герметичной упаковке десять лет, после чего ей необходимо техническое обслуживание. Афганские моджахеды не могли самостоятельно заменить батареи и обеспечить квалифицированное обслуживание.

Большую часть «Стингеров» перекупил в начале 90-х годов Иран, который смог ввести часть из них обратно в строй. По словам иранских властей, в настоящий момент у «Корпуса стражей исламской революции» есть около пятидесяти комплексов «Стингер».

В начале 90-х годов с территории Чечни вывели подразделения советских военных, а после них осталось множество складов с оружием. Поэтому особой необходимости в «Стингерах» не было.

Во время Второй чеченской компании боевики применяли ПЗРК разных типов, которые поступали к ним из разных источников. Большей частью это были комплексы «Игла» и «Стрела». Иногда встречались и «Стингеры», которые попадали в Чечню из Грузии.

После того как на территории Афганистана начались операции международных сил, не было зафиксировано ни одного случая использования ПЗРК «Стингер».

В конце 80-х годов «Стингеры» использовали солдаты Иностранного Французского легиона. С их помощью они вели огонь по ливийским боевым машинам. Но достоверных подробностей в «открытых источниках» нет.

В настоящее время ПЗРК «Стингер» стал одним из самых эффективных и распространенных на планете. Его ракеты используются в различных зенитных комплексах для ведения ближнего огня – Aspic, Avenger и других. Кроме того, они используются на боевых вертолетах в качестве оружия самообороны от воздушных объектов.

topwar.ru

Бурение. Широкий спектр бурового оборудования «Шлюмберже» и услуг по бурению.

Компания Геосервисез является лидером в области Геолого-Технологических Исследований, включающих качественные стандартные исследования ГТИ и ГК: анализ углеводородного состава газовоздушной смеси, литологическую и геологическую оценку пласта, мониторинг технологических параметров во время всего цикла строительства скважины, оптимизацию процесса бурения и предотвращение аварийных ситуаций, а так же новейшие разработки.

Основное назначение ГТИ и ГК — контроль состояния скважины на всех этапах строительства и ввода в эксплуатацию, изучение геологического разреза, достижение высоких технико-экономических показателей, а также обеспечение выполнения природоохранных требований. В ходе исследований с помощью ГТИ решается комплекс геологических и технологических задач, направленных на оперативное выделение в разрезе перспективных на нефть и газ пластов-коллекторов, определяется характер их насыщения, обеспечивается безаварийная проводка скважины, проводится оптимизация режимов бурения, мониторинг параметров бурения. Эффективная работа станции ГТИ достигается на основе применения рациональных технологий и четкого взаимодействия с буровой бригадой, с геологической службой заказчика.

  • Сопровождение бурения и контроль технологических операций
    Запись, анализ, хранение и передача технологических параметров, контроль технологии бурения, видеомониторинг, интерпретация полученных данных, оценка эффективности буровых операций, предоставление рекомендаций.
  • Геологические и геохимические исследования
    Отбор проб и анализ бурового шлама, керна и газа бурения, оценка насыщения пласта, геологическая привязка, построение литологической колонки. Оценка продуктивности и характрестики пласта в сложных геологических условиях и в процессе бурения скважины.
  • Безопасность
    Контроль соблюдения технологии бурения, оценка поведения скважины, мониторинг параметров бурения, оценка давления пласта, определение наличия опасных концентраций газа и оповещение, повышение безопасности буровых работ.

Новые технологии


Направления деятельности


www.slb.ru

технические характеристики (ТТХ), дальность стрельбы, ракетный комплекс, высота поражения

Переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) – довольно молодой вид оружия. ПЗРК сложны в разработке и изготовлении, поэтому моделей не так много и производятся они только в некоторых странах. Однако среди них уже была (и до сих пор есть) установка, которая долгое время была самым знаменитым представителем класса.

Так же, как «Базука» на некоторое время стала собирательным именем всех противотанковых гранатомётов – переносные зенитные ракеты ассоциировались именно со «Стингером». Сейчас, разумеется, «Стингер» уже не является самой знаменитой и эффективной системой – но остаётся одной из наиболее распространённых моделей.

История создания

Разработку зенитной ракетной установки, которая могла бы использоваться пехотинцами, в США начали ещё в 50-е годы. Итогом работ стал ПЗРК FIM-43 «Ред ай». Первый запуск зенитной ракеты с плеча состоялся в 1961 году. «Ред ай» доказал жизнеспособность идеи переносных зенитно-ракетных комплексов, но его характеристики были далеки от впечатляющих.

Низкая чувствительность инфракрасной головки самонаведения не позволяла вести огонь по целям на встречном курсе. Тепловые ловушки эффективно отвлекали на себя «внимание» ракеты. А невысокая маневренность позволяла самолёту просто увернуться. Попытки поднять эффективность ПЗРК привели к тому, что «Ред ай» третьей модификации серьёзно отличался от предыдущих серий, а с прототипом у него общим было разве что название.

Работы над новым ПЗРК, в то время известным, как «Ред ай 2», начались в 1969 году.

В проведённом конкурсе победил проект фирмы «Дженерал Дайнэмикс». В 1971 году состоялся другой конкурс, по отбору конструкции головки самонаведения. Ну а в 1972 году «Дженерал Дайнэмикс» получила контракт на дальнейшее усовершенствование ПЗРК, которому теперь присвоили имя «Стингер».

Неожиданно этот подход встретил «в штыки» Конгресс, потребовавший провести в очередной раз конкурсный отбор. Требования удовлетворили, и в конце года был проведён масштабный конкурс, в котором участвовали не только американские, но и европейские разработки.

В финал, однако, вышли «Стингер» и проект фирмы «Филко», оставшийся в истории как «альтернативный Стингер». Но о нём позже. Доводка «Стингера» заняла ещё 4 года. В 1978 году развернули серийное производство, а с 1981 года ПЗРК стал поступать в войска.

Конструкция

Зенитная управляемая ракета, применяемая в ПЗРК «Стингер», имеет аэродинамическую схему «утка» – горизонтальное оперение находится впереди основных плоскостей. В носу ракеты расположены 2 руля и 2 неподвижные аэродинамические поверхности. Ракета стабилизируется за счёт вращения – в полёте его помогают сохранять установленные под углом хвостовые стабилизаторы. Приобрести вращение ракете помогает стартовый ускоритель, сопла которого расположено наклонно.

Маршевый двигатель ракеты «Стингера» – твердотопливный, включается после вылета ракеты из пусковой трубы и удаления её на безопасное расстояние.

Боевая часть – осколочно-пучковая, содержит 3 кг взрывчатого вещества. Взрыватель, однако, контактный, требующий прямого попадания в цель. При промахе ракеты срабатывает механизм самоликвидации. Головка самонаведения у ракет ПЗРК первой модификации FIM-92A – всеракурсная инфракрасная.

Ракета хранится в транспортно-пусковом контейнере в виде герметичной трубы из пластика. Изнутри контейнер-труба заполняется инертным газом, и ракета в нём может находиться, не требуя обслуживания, до 10 лет.

Перед использованием к контейнеру присоединяется механизм запуска. В него вставляется блок, включающий в себя электрическую батарею и ёмкость, содержащую жидкий аргон. Также к пусковому механизму крепится антенна системы «свой-чужой». Обнаружив цель, ракетчик наводит на неё ПЗРК, используя оптический прицел, и нажимает на спуск. После этого батарея подаёт электроэнергию в бортовую сеть ракеты, а аргон охлаждает головку самонаведения.

О захвате цели ракетчика оповещают звуковой сигнал и вибрация встроенного в прицел устройства. После этого следует снова нажать на спуск – включается бортовая батарея ракеты, патрон со сжатым воздухом отсоединяет блок питания, а пиропатрон запускает стартовый ускоритель. Пусковая труба «Стингера» является одноразовой, и «перезарядить» её новой ракетой невозможно.

Для использования в ночное время к ПЗРК адаптировали ночной прицел AN/PVS-4.

Оснащённый электронно-оптическим преобразователем третьего поколения, он позволяет опознавать цели на дистанции в 7 км и имеет увеличение в 2.26 крат. В Турции в настоящее время производится тепловизионный прицел, предназначенный для использования со «Стингером».

Модернизации и модификации

ПЗРК «Стингер» второй модели – FIM-92B – получил усовершенствованную головку самонаведения. Кроме приёмника инфракрасного излучения, ГСП имела второй, работающий в ультрафиолетовом спектре. За счёт этого увеличилась устойчивость к помехам, как к «естественным», так и к тепловым ловушкам (которые в УФ-диапазоне не воспринимаются).

Кроме того, на последнем участке сближения с целью, ракета начинает наводиться уже не на тепловое излучение двигателей, а на контур летательного аппарата вообще. ПЗРК FIM-92B производился с 1982 года. Он также известен, как “Стингер POST” – «Passive Optical Seeker Technique» ( «пассивная оптическая ГСН»).

Комплекс FIM-92C, он же “Стингер RPM” – «Reprogrammable Microprocessor», выпускался во второй половине 80-х годов. От предыдущих вариантов он отличался, как это понятно из индекса, процессором системы наведения ракеты с возможностью перепрограммирования. Таким образом, при появлении новых самолётов противника, достаточно ввести в память ракеты их параметры.

Модификация FIM-92D отличалась от предыдущей версии незначительно – при её создании преследовали только увеличение устойчивость «Стингера» к воздействию помех.

ПЗРК FIM-92E был разработан с целью повышения эффективности поражения малых маневренных целей – крылатых ракет, беспилотников и лёгких вертолётов.

В войска начал поступать в 1995 году, и вскоре вытеснил «Стингеры» предыдущих модификаций. Комплексы серии –D, доработаные до стандарта серии –E получили обозначение FIM-92H.

В настоящее время в производстве находится модель ПЗРК с индексом FIM-92E, подробные характеристики которой не разглашаются. «Стингеры» серий E и H с середины 2010-х годов модернизируются до нового стандарта FIM-92J. Изменения включают неконтактный взрыватель, не требующий прямого попадания, и новый двигатель.

ПЗРК FIM-92E

Помимо переносной установки, существует DMS – турель, на которую устанавливаются 2 пусковых контейнера. В турель встроены системы питания и охлаждения ГСН ракет, она может принимать данные о целях от внешних источников.

Для подготовки расчётов была разработана учебная пусковая установка М134. Она выстреливает учебную ракету без боевой части и маршевого двигателя. Вместо настоящего запросчика системы «свой-чужой» учебная установка использует его имитатор, генерирующий случайные «ответы».

Вместо блока питания и охлаждения применяется специальная батарея, ёмкости которой достаточно для 16 учебных пусков. Кроме М134, для ознакомления с материальной частью выпускается массово-габаритный макет «Стингера» М60.

На базе ПЗРК «Стингер» также была создана ракета класса «воздух-воздух» AIM-92.

Ей, для самообороны от воздушных целей, вооружаются вертолёты и беспилотники. На основе «воздушного Стингера» также разработали лёгкую противорадиолокационную ракету ADSM, которая должна позволить вертолётам самостоятельно подавлять радары ПВО.

Боевые машины

«Стингерами» вооружена самоходная зенитная установка «Эвенджер». Она представляет собой установленную на шасси армейского вездехода HMMWV турель. На турели установлены 2 пусковых контейнера с четырьмя ракетами FIM-92 в каждом. Для поиска цели ЗСУ имеет систему инфракрасного обзора (тепловизор) и лазерный дальномер, может принимать данные целеуказания с радаров ПВО.

Дополнительно на машине установлен пулемёт Браунинга калибра 12.7 мм в авиационной модификации, имеющий темп стрельбы 1200 выстрелов в минуту. Для ракет, применяемых на «Эвенджере», разрабатывались взрыватели, срабатывающие на заданной дальности по данным лазерного дальномера.

На базе БМП «Брэдли» выпускалась «боевая машина зенитчиков» М6 «Лайнбэкер». Отличалась она тем, что вместо контейнера с противотанковыми ракетами TOW вооружалась установкой с 4 FIM-92. Кроме того, в боевом отделении «Лайнбэкера» перевозился расчёт солдат, вооружённых ПЗРК. С 2005 года все выпущенные М6 были переоборудованы в стандартные БМП.

Альтернативный «Стингер»

ПЗРК, который разрабатывался в виде альтернативы FIM-92, отличался системой наведения. Подозрения в том, что чувствительность и помехоустойчивость инфракрасных головок самонаведения в ближайшее время повысить не удастся, привели к очевидному выводу – использовать другой принцип наведения.

Наиболее перспективным показалось наведение по лучу лазера.

Впрочем, у него тоже были принципиальные недостатки. Ракета не являлась самонаводящейся – наводчик должен был удерживать цель в луче лазера до её поражения и не мог немедленно покинуть позицию.

Предлагали запустить в производство оба ПЗРК, сделав нетребовательный к навыкам ракетчика «Стингер» оружием диверсионных отрядов, а «альтернативу» отдать линейной пехоте. Испытательные пуски боевых ракет проводили в 1976 году, и цели оба раза были поражены. Однако в 1977 году проект «альтернативного Стингера» закрыли.

Боевое применение

Первое применение ПЗРК «Стингер» произошло в 1982 году. Во время конфликта на Фолклендских островах отряду британских сил спецназначения – SAS – были тайно выделены 6 ракет. 21 мая с помощью комплекса был сбит лёгкий аргентинский штурмовик «Пукара», а 30 мая удалось поразить транспортный вертолёт «Пума». На этом участие «Стингеров» в той войне завершилось.

В 1985 году президент Пакистана Зия-уль-Хак заявил, что не сможет поддерживать афганских моджахедов, не провоцируя советские войска на вторжение, без более активного участия США. Зия-уль-Хак был близок с конгрессменом Чарли Уилсоном – с его помощью было принято решение о поставках современных ПЗРК афганцам.

Переносные зенитно-ракетные комплексы использовались моджахедами и раньше.

Это были устаревшие американские FIM-43 «Ред ай», британские «Блоупайп», а Китайская Народная Республика охотно поставляла свои копии советских «Стрел» (однако о китайской поддержке моджахедов вспоминают не в пример реже).

Значительного влияния на ход войны они не оказывали, и считались чем-то вроде «прочих опасностей». А ракеты «Блоупайп» имели мощный заряд, не сбиваюсь с цели помехами – но требовали высокой подготовки наводчика.

С появлением FIM-92 картина поменялась. Уже в сентябре 1986 года из новых ПЗРК сбили 3 ударных вертолёта, в следующем году за 2 недели использования «Стингеров» были уничтожены 3 штурмовика Су-25. При этом оказалось, что СССР, сам являющийся пионером и лидером в разработке ПЗРК, к такому противодействию был не готов.

Системы для экранирования выхлопа вертолётных турбин, например, пришлось конструировать на местах. Действенным средством оказалась только станция постановки помех «Липа». Однако, за 1987 год «Стингерами» было сбито 19 вертолётов, и еще 7 – за 1988-й. Стоит уточнить, что в начале войны вертолёты чаще всего несли потери от стрелкового оружия и были хуже защищены.

Бесспорно, что применение ПЗРК «Стингер» вынудило советскую авиацию резко изменить тактику и понизило её эффективность.

А вот оценка их вклада в ускорение вывода войск оценивается различно – вплоть до полностью противоположных точек зрения. Поставки ПЗРК закончились в 1988 году. После вывода советских войск ЦРУ попыталось найти и выкупить оставшиеся ракеты. Некоторые из них «всплывали» в Иране и КНДР.

Стоит помнить, впрочем, что если срок хранения ракеты – 10 лет, то блок питания и охлаждения может храниться максимум 5 лет. В Иране (как и в Северной Корее), по слухам, «Стингеры» поставили на вооружение и пытаются содержать в боеготовом состоянии.

Пока шла война в Афганистане, 310 экземпляров FIM-92 отправили в Анголу, движению УНИТА. После окончания военных действий, ЦРУ вновь пыталось выкупить неиспользованные ПЗРК. Во время ливийского вторжения в Чад «Стингеры» использовали силы Чада и поддерживающие их французские войска. Зенитными ракетами были сбиты 2 ливийских истребителя и транспортный самолёт «Геркулес».

После развала Советского Союза некоторые из «удержанных» афганцами «Стингеров» «просочились» на его бывшие территории. В ходе гражданской войны в Таджикистане таким ПЗРК был сбит российский бомбардировщик Су-24. Считается, что некоторые российские самолёты во время чеченской войны были сбиты именно «Стингерами». Это косвенно подтверждают фотографии боевиков с пусковыми установками, но их происхождение остаётся неизвестным, как и то, были ли ПЗРК работоспособны.

Возникли FIM-92 и в бывшей Югославии. Причём с его помощью боснийские мусульмане уничтожили итальянский транспортный самолёт, перевозивший гуманитарную помощь как раз для боснийских мусульман. В конце 90-х годов «Стингеры» были замечены в Шри-Ланке в руках «Тигров Тамил-Илама». Ими был сбит вертолёт Ми-24 правительственных сил.

Наконец, в ходе собственного вторжения в Афганистан, со «Стингерами» встретились и американцы. В 2012 году именно такой ракетой был сбит вертолёт «Чинук». Причём расследование показало, что это не остатки поставок из 80-х годов, а комплексы последних модификаций.

Предположительно, партия ПЗРК, проданная Катару по инициативе тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон, из Катара ушла не в Ливию, а талибам.

Присутствие ПЗРК FIM-92 замечено и в Сирии. Считается, что ими антиправительственные группировки снабжает Турция.

Достоин упоминания такой инцидент – в 2003 году иракский перехватчик МиГ-25 встретился с беспилотником MQ-1, вооружённым ракетами AIM-82. Вместо уклонения, БПЛА запустил по МиГу одну из ракет.

Головка самонаведения «Стингера» захватила одну из ответно запущенных иракских ракет, и из первого в истории воздушного боя с беспилотником МиГ вышел победителем.

Тактико-технические характеристики

«Стингер» можно сравнить с такими аналогами, как советский (впоследствии российский) ПЗРК «Игла» и британский «Старстрик», разработанный в конце 80-х годов.

 FIM-92 Stinger9К38 ИглаStarstreak HVM
Полная масса, кг423920
Масса ракеты, кг101014
Масса боевой части, кг31,1-
Дальность пуска, км4,55,27
Средняя скорость ракеты, км/ч257420924345

«Игла» многими конструктивными решениями отличалась от «Стингера». Её боевая часть содержит меньший заряд – зато ракета изначально комплектовалась неконтактным взрывателем, а потому в прямом попадании необходимости не было. Американская ракета имеет более высокую скорость – но и несколько уступает по дальности.

Совершенствование головок самонаведения FIM-92 происходило за счёт усложнения её памяти и возможности перепрограммирования – у «Иглы» улучшали способность к распознаванию ложных целей.

Серьёзным отличием стала возможность использования «Игл» в качестве батареи, управляемой с помощью электронного планшета.

Американцы такую возможность не закладывали. А по эффективности боевого применения «Игла» вполне может поспорить со «Стингером» – в чём-то уступая, где-то превосходя.

Британский ПЗРК «Старстрик» существенно отличается от обоих представленных для сравнения аналогов. Сразу бросается в глаза скорость ракеты, превышающая 3 числа Маха. Боевая часть тоже не такая, как «у всех» – вместо поражения цели осколками или пучком стальных стержней, «Старстрик» использует 3 независимых суббоприпаса, проникающие в цель за счёт вольфрамового корпуса, где происходит подрыв их боевой части.

Наводятся суббоеприпасы по лазерному лучу, так что несложно провести параллель с «альтернативным Стингером». И сделать вывод о том, что высокая скорость ракеты увеличивает вероятность поражения, необходимость ракетчика «подсвечивать» цель до поражения остаётся непреодолённым недостатком. В бою «Старстрик» ни разу не применялся и распространён мало. Сделать выводы о том, перевешивают ли преимущества недостатки – невозможно.

На киноэкранах ПЗРК «Стингер» появляется нечасто – при том, что комплекс существует более 40 лет, «засветился» он примерно в десятке фильмов. И это даже не совсем настоящий «Стингер». В качестве реквизита обычно используют израсходованную пусковую трубу (которая с точки зрения законодательства считается чем-то вроде стреляной гильзы), к которой присоединяется фальшивый пусковой механизм.

Довольно заметную роль «Стингер» играет в фильме «Война Чарли Уилсона», который рассказывает именно о том, как упоминавшийся конгрессмен Уилсон «пробивал» поставки оружия в Афганистан.

В компьютерных играх FIM-92 обычно появляются, когда есть возможность бороться с авиацией (её обычно предоставляют многопользовательские игры).

При этом игровыми механиками зачастую игнорируется минимальная дальность пуска, а ракета захватывает цель сразу после вылета из пусковой трубы. Кроме того, и в фильмах, и в играх, ПЗРК нередко приписывают наличие некоего компьютеризированного прицельного комплекса, что не соответствует реальности.

Переносной зенитно-ракетный комплекс «Стингер» не был самым лучшим в своём классе, да и появился в то время, когда о возможностях ПЗРК уже имелось представление.

Масштабная программа модернизации FIM-92 была закрыта в 2007 году, так что его жизненный цикл должен быть близок к финалу. Но в историю он свой название уже прочно вписал – и как знак возможностей переносных зенитных ракет, и как символ того, что мировым державам надо лучше думать, какие режимы поддерживать.

Видео

warbook.club

Что внутри прямоток-глушителя Stinger-AVTO MUTE — Лада 112 Купе, 1.6 л., 2009 года на DRIVE2

Выхлопная система моего купе:
— Паук 4-2-1 СТТ
— Резонатор СТТ
— Глушитель Stinger Avto
Весь выхлоп ставил осенью 2016 года.

Существуют в Тольятти два Стингера: Stinger Sport и Stinger Avto. Вообще я хотел брать тихий прямоточный глушитель MUTE от Stinger Sport. На авторынке спросил у одного дружит или нет со Stinger Sport, его ответ был ДА. Хорошо, заказал у него MUTE. И вот принятый звонок…глушитель приехал, можно забирать. Я поехал на рынок. Человек на рынке вручает мне глушитель, а глушитель совсем не тот! Он тоже MUTE, но от Stinger Avto. Stinger Avto зря время не теряло и в след за Stinger Sport начало штамповать эти тихие прямотоки. Продавец прикинулся дурачком, мол самый правильный Стингер это Stinger Avto. А их железкам я как раз и не доверяю, они, как правило, уступают по качеству тюнячкам Stinger Sport. Делать было нечего, брать и ставить. Самому интересно каков он будет в деле.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

А на деле он конечно же ХУ#ТА!

Какой же он MUTE? Многие знают, что не славится этот Стингер приятным звучанием. Звук от MUTE такой же громковатый и на слух резковат. Мой глушитель Турботема был гораздо тише и приятнее, даже с учетом того, что жить ему оставалось недолго.
Ездил и ездил себе, а звук от выхлопа становился хуже, усиливался тот противный резковатый звук. Решил его вскрыть, посмотреть что внутри и перенабить внутрянку.

Полный размер


Разрезали, вскрыли. Видим внутри крупные волокна негорючего материала. Весь глушитель забит чисто этим материалом. Убираем все, далее идет мелкая сетка, она из обычной стали, магнитится, значит быстро превратится в труху, процесс начался кстати.

Полный размер


Убираем сетку и зачищаем все:

Полный размер


Видим не круглые отверстия в трубе, а прорези. Решил края прорезей засверлить сверлом где подлезу:

Полный размер


Затем обмотал трубу мелкой сеткой из нержавейки, она препятствует выдуванию набивки через отверстия или прорези в трубе:

Полный размер


Набивку глушителя решил делать комбинированной. В качестве первой набивки купил в Леруа 100% Базальтовый прошитый лист с температурой применения до 1000 град.

Полный размер

Полный размер


Разрезал по размеру лист и обмотал трубу:

Полный размер

первый слой

Полный размер

2 слой

Полный размер

3 слой и зафиксировал проволокой


Остальное пространство заполнил родной набивкой))))) Фотку забыл сделать, увлекся)) После чего стянул глушитель хомутами и отвез на сварку. После сварки загрунтовал швы и покрасил.

Полный размер


ИТОГ: Звук стал тише и приятнее, стало больше слышно низких частот, те режущие ухо частоты пропали. После прогрева звук становится еще лучше))))) Набирать обороты одно удовольствие, пока даже музыку стал реже включать. Я доволен результатом!

www.drive2.ru


Смотрите также