8 800 333-39-37
Ваше имя:
Номер телефона:

Требование ростехнадзора о ликвидации скважины


Ростехнадзор разъясняет: Ликвидация и консервация неопасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами

Вопрос:

В Ростехнадзор поступило обращение с вопросом о порядке ликвидации и консервации неопасных производственных объектов (скважины, карьеры общераспространенных полезных ископаемых), связанных с пользованием недрами.

Ответ:

Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления горного надзора Ростехнадзора.

Согласно статье 26 Закона Российской Федерации «О недрах» предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

Технические требования к ликвидации объектов, связанных с пользованием недрами, установлены Инструкцией о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.1999 № 33 (зарегистрировано Минюстом России 25.06.1999 № 1816), которые применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.

До установления порядка ликвидации (консервации) объектов, связанных с пользованием недрами, и не относящимися в соответствии с законодательством о промышленной безопасности к опасным производственным объектам, при осуществлении указанных работ руководствуются техническими требованиями к ликвидации скважин, установленными разделом LVII.I. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101.


Вопрос от 23.03.2017:

В Ростехнадзор поступил вопрос: какими нормативными правовыми актами и нормативно-технической документацией необходимо пользоваться при разработке проектов консервации и ликвидации скважин?

Ответ:

Специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора подготовлен ответ на поступивший вопрос.

Требования к консервации и ликвидации скважин, оборудования их устьев и стволов определены в разделе LVII Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101, зарегистрированным в Минюсте России от 19.04.2013, рег. № 28222 (с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 12.01.2015 № 1).

tk-servis.ru

Ростехнадзор разъясняет: Ликвидация и консервация неопасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами

Вопрос:

В Ростехнадзор поступило обращение с вопросом о порядке ликвидации и консервации неопасных производственных объектов (скважины, карьеры общераспространенных полезных ископаемых), связанных с пользованием недрами.

Ответ:

Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления горного надзора Ростехнадзора.

Согласно статье 26 Закона Российской Федерации «О недрах» предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

Технические требования к ликвидации объектов, связанных с пользованием недрами, установлены Инструкцией о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.1999 № 33 (зарегистрировано Минюстом России 25.06.1999 № 1816), которые применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.

До установления порядка ликвидации (консервации) объектов, связанных с пользованием недрами, и не относящимися в соответствии с законодательством о промышленной безопасности к опасным производственным объектам, при осуществлении указанных работ руководствуются техническими требованиями к ликвидации скважин, установленными разделом LVII.I. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101.


Вопрос от 23.03.2017:

В Ростехнадзор поступил вопрос: какими нормативными правовыми актами и нормативно-технической документацией необходимо пользоваться при разработке проектов консервации и ликвидации скважин?

Ответ:

Специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора подготовлен ответ на поступивший вопрос.

Требования к консервации и ликвидации скважин, оборудования их устьев и стволов определены в разделе LVII Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101, зарегистрированным в Минюсте России от 19.04.2013, рег. № 28222 (с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 12.01.2015 № 1).

krantest.ru

Ростехнадзор разъясняет: Ликвидация и консервация неопасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами

Вопрос:

В Ростехнадзор поступило обращение с вопросом о порядке ликвидации и консервации неопасных производственных объектов (скважины, карьеры общераспространенных полезных ископаемых), связанных с пользованием недрами.

Ответ:

Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления горного надзора Ростехнадзора.

Согласно статье 26 Закона Российской Федерации «О недрах» предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

Технические требования к ликвидации объектов, связанных с пользованием недрами, установлены Инструкцией о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.1999 № 33 (зарегистрировано Минюстом России 25.06.1999 № 1816), которые применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.

До установления порядка ликвидации (консервации) объектов, связанных с пользованием недрами, и не относящимися в соответствии с законодательством о промышленной безопасности к опасным производственным объектам, при осуществлении указанных работ руководствуются техническими требованиями к ликвидации скважин, установленными разделом LVII.I. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101.


Вопрос от 23.03.2017:

В Ростехнадзор поступил вопрос: какими нормативными правовыми актами и нормативно-технической документацией необходимо пользоваться при разработке проектов консервации и ликвидации скважин?

Ответ:

Специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора подготовлен ответ на поступивший вопрос.

Требования к консервации и ликвидации скважин, оборудования их устьев и стволов определены в разделе LVII Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101, зарегистрированным в Минюсте России от 19.04.2013, рег. № 28222 (с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 12.01.2015 № 1).

kostroma-diagnostika.ru

29 сентября 2015 г.

Вопрос:

В Ростехнадзор поступило обращение с вопросом о порядке ликвидации и консервации неопасных производственных объектов (скважины, карьеры общераспространенных полезных ископаемых), связанных с пользованием недрами.

Ответ:

Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления горного надзора Ростехнадзора.

Согласно статье 26 Закона Российской Федерации «О недрах» предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

Технические требования к ликвидации объектов, связанных с пользованием недрами, установлены Инструкцией о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.1999 № 33 (зарегистрировано Минюстом России 25.06.1999 № 1816), которые применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.

До установления порядка ликвидации (консервации) объектов, связанных с пользованием недрами, и не относящимися в соответствии с законодательством о промышленной безопасности к опасным производственным объектам, при осуществлении указанных работ руководствуются техническими требованиями к ликвидации скважин, установленными разделом LVII.I. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013
№ 101.

www.gosnadzor.ru

Ростехнадзор разъясняет: Консервация ОПО или части ОПО


Вопрос от 17.07.2019:

Согласно п. 29 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 года № 495), для исключения опасного производственного объекта из государственного реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, утраты им признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасного производственного объекта эксплуатирующая организация представляет в регистрирующий орган заявление с указанием причины исключения опасного производственного объекта из государственного реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих:
  1. ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации;
  2. утрату объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, требуется ли исключать из государственного реестра опасные производственные объекты, выведенные из эксплуатации путем консервации (выполненной в соответствии с документацией на консервацию опасного производственного объекта с получением положительного заключения экспертизы промышленной безопасности данной документации).

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 18 июля 2019 г. № 100/13443, сообщает.

Основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относится, в том числе, консервация и ликвидация опасного производственного объекта.

Порядок консервации опасных производственных объектов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства».

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленном данным Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежит, в том числе, документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Государственная услуга по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 494 (далее - Административный регламент).

После проведения в установленном порядке консервации опасного производственного объекта, опасный производственный объект подлежит исключению из реестра опасных производственных объектов на основании заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями Административного регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения реестра опасных производственных объектов, согласно описи, установленной приложением № 2 к Административному регламенту, с указанием причины, в рассматриваемом случае, ликвидация объекта или вывод его из эксплуатации.

Письмо Ростехнадзора от 19.07.2019 N 11-00-15/7059 "О рассмотрении обращения"


Вопрос от 20.03.2018:

Какие требования предъявляются к сетям газораспределения и газопотребления на этапе консервации?

Ответ: Решение о консервации и расконсервации сети газораспределения и сети газопотребления принимается организацией - собственником сети газораспределения или сети газопотребления с уведомлением об этом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.

Консервация сети газораспределения и сети газопотребления предусматривает осуществление мероприятий, обеспечивающих их промышленную и экологическую безопасность, материальную сохранность и предотвращение их разрушения, а также восстановление работоспособности сетей газораспределения и газопотребления после расконсервации.

На период консервации должна быть обеспечена защита от коррозии объектов, входящих в состав сетей газораспределения и газопотребления.

Консервация сети газораспределения и сети газопотребления производится на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.

В проектной документации на консервацию сети газораспределения и сети газопотребления должны быть предусмотрены меры, исключающие возможность образования предельно допустимой взрывоопасной концентрации газовоздушной смеси.


Вопрос от 28.02.2018:

На основании приказа эксплуатирующей организации опасные производственные объекты законсервированы и не эксплуатируются, оформлен акт консервации объектов. При проведении проверочных мероприятий инспектор Ростехнадзора требует документацию на консервацию объектов и положительное заключение экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию. Правомочно ли требование инспектора?

Ответ: В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 8 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.

Не допускаются консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

Требование к проведению экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию и ликвидацию опасных объектов определено пунктом 1 статьи 13 ФЗ№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности».

Требование инспектора законно и правомочно.


Вопрос от 13.10.2017:

Если на опасных производственных объектах опасные вещества не обращаются и технологические процессы не производятся, рассматриваются ли анализ риска аварии на объектах и возможные сценарии аварий?

Ответ: Если на опасном производственном объекте не происходит технологический процесс, значит произведена остановка оборудования на длительный период с обязательной консервацией.

В соответствии со статьей 8 ФЗ-116 от 20.06.1997 консервация опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в установленном порядке и имеющие положительное заключение экспертизы.

При полной реализации проектных решений на консервацию ОПО (подтвержденных соответствующими документами) объект утрачивает признаки опасности и на нем не может возникнуть аварийная ситуация, и локализация всех нештатных ситуаций осуществляется в соответствии с разработанной инструкцией.

На период частичного выполнения проектных решений по консервации - объект считается находящимся в стадии эксплуатации и на него распространяются требования норм промышленной безопасности в установленном порядке.


Вопрос от 05.06.2017:

Прошу разъяснить, не запрещено ли организации, эксплуатирующей ОПО, консервировать отдельные технические устройства, применяемые на ОПО, с оформлением приказа (акта) о консервации технического устройства. К примеру, при эксплуатации опасного производственного объекта, в составе которого эксплуатируется несколько воздухосборников, законсервировать один воздухосборник, оформив приказ (акт) о консервации воздухосборника.

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», консервация опасного производственного объекта должна осуществляться на основании документации, разработанной в порядке, установленном данным Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Документация на консервацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Требований о запрете консервации технических устройств и о необходимости разработки документации на консервацию технических устройств и сооружений, применяемых на опасном производственном объекте, нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено.


Вопрос от 09.03.2016:

Прошу разъяснить, требуется ли исключать из перечня адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, адрес, опасные производственные объекты по которому находятся на консервации.

Ответ: Управлением обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрено Ваше обращение (зарегистрировано в Ростехнадзоре за вх. № 0-2207 от 12.02.2016) о необходимости исключения из раздела лицензии «места осуществления лицензируемого вида деятельности» опасных производственных объектов, находящихся на консервации.

Исчерпывающий перечень оснований переоформления лицензии определен частью 1 статьи 18 и частью 6.1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее -Федеральный закон № 99-ФЗ).

Указанные нормы не предусматривают необходимость переоформления лицензии с исключением адреса опасного производственного объекта, находящегося на консервации.

Вместе с тем, пунктом 23.3.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, (утвержден приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606) предусмотрено, что при консервации опасного производственного объекта на срок не менее года, данный объект подлежит исключению из государственного реестра опасных производственных объектов.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключение (часть 8 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ) из соответствующего раздела лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности адреса места нахождения опасного производственного объекта при его консервации на срок не менее года.


Комментарий от нас:

С сентября вступает в силу новый регламент Приказ Ростехнадзора от 08.04.2019 №140 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», в котором в качестве одного из оснований исключения из Реестра ОПО указывается "вывод ОПО из эксплуатации по причине консервации на срок более 1 года". При этом необходимо предоставить сведения о документации на консервацию с зарегистрированной экспертизой и копию акта о консервации на срок более года.


На правах рекламы:

Наша организация выполняет работы по разработке документации на консервацию любых видов ОПО с экспертизой промышленной безопасности. В реестр Ростехнадзора вносим заключение сами. Оказываем помощь при формировании комплекта документов для исключения ОПО из гос.реестра.


Руководитель направления по Нижегородской области, Республике Татарстан
Шатило Валерий Викторович
Телефон: +7 (910) 181-9760
E-mail:

tk-servis.ru

Ростехнадзор разъясняет: Требования промышленной безопасности к эксплуатации буровых установок

Вопрос:

Какими нормативными документами установлены требования промышленной безопасности к установкам разведочного бурения и подлежат ли экспертизе промышленной безопасности установки разведочного бурения типа УРБ-2А-2?

Ответ на данный вопрос подготовили специалисты Управления горного надзора Ростехнадзора: Установки разведочного бурения, эксплуатируемые на опасных производственных объектах, относятся к категории технических устройств, на которые распространяются обязательные требования, установленные в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ.

Данные обязательные требования содержатся в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (принят решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823).

При эксплуатации буровых установок на опасных производственных объектах следует руководствоваться Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности:

Технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон) в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 7 указанного Закона.


Вопрос от 27.04.2018:

В Ростехнадзор поступил вопрос: распространяются ли требования п. 11 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, предписывающего осуществлять мероприятия по обеспечению дистанционного контроля процессов на ОПО, включающие регистрацию параметров, определяющих опасность технологических процессов, срабатывания систем защиты с записью в журнале событий, и передачу в Ростехнадзор данной информации в электронном виде, на опасный производственный объект «Участок ведения буровых работ», технологический процесс на котором круглосуточно контролируется обслуживающим персоналом?

Ответ: Ответ на данный вопрос был подготовлен специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.

Требования п. 11 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101 (далее - Правила), обязательны для всех опасных производственных объектов нефтегазодобывающих производств, в том числе для опасного производственного объекта «Участок ведения буровых работ».

Согласно требованиям п. 11.2 информация о регистрации параметров, определяющих опасность процессов, а также о срабатывании систем защиты (с записью в журнале событий), переданная в автоматизированную систему управления технологическими процессами эксплуатирующей организации (архивирование) и Ростехнадзор, хранится в течение 3 месяцев. При производстве буровых работ, подземном и капитальном ремонте скважин обеспечивается их видеорегистрация с формированием видеоархива с использованием электронных средств носителей информации, обеспечивающих возможность передачи информации в Ростехнадзор.


Вопрос от 28.06.2018:

В приложении № 1 к вышеуказанному Приказу Ростехнадзора указаны типовые наименования объектов и условия их идентификации.

В разделе 4. Опасные производственные объекты нефтегазодобывающего комплекса, указано наименование ОПО «Участок ведения буровых работ», который идентифицируются по признаку использования и получения опасных веществ, использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°C, и грузоподъемных механизмов. Границы объекта – Границы опасной зоны.

В примечании №6 к наименованию объекта дается пояснение о том, что в состав объекта входят все буровые установки подразделения организации, осуществляющего ведение буровых работ на принадлежащих ей объектах.

Предприятие (далее Заказчик) осуществляет строительство (бурение) скважин на арендованных лицензионных участках силами подрядных организаций (далее Подрядчик). Т.е. Заказчик не имеет в собственности оборудование для строительства (бурения) скважин, равно как и Подрядчик осуществляет работы по бурению (строительству) скважин на территории, принадлежащей Заказчику (на основании договора аренды земельного участка). На период строительства (бурения) скважин Заказчик передает опасный участок – участок ведения работ Подрядчику по акту передачи геодезической основы.

В разделе 6. Опасные производственные объекты геолого-разведочных и геофизических работ при разработке месторождений указано наименование ОПО «Участок геолого-разведочных (геофизических) работ, который идентифицируется по признаку ведения горных работ, а также использования взрывчатых материалов на местах производства взрывных работ, использования грузоподъемных механизмов и оборудования, работающего под давлением свыше 0,07 МПа. Границы объекта - Границы опасной зоны.

Предприятие (далее Заказчик) осуществляет геофизические исследования скважин на арендованных лицензионных участках силами подрядных организаций (далее Подрядчик). Т.е. Заказчик не имеет в собственности оборудование для геофизические исследования скважин, равно как и Подрядчик осуществляет работы геофизические исследования скважин на территории, принадлежащей Заказчику (на основании договора аренды земельного участка). На период проведения геофизические исследования скважин Заказчик передает опасный участок – участок ведения работ Подрядчику по акту приема передачи скважины.

В разделе 15. Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры, указано наименование ОПО «Участок механизации», который идентифицируются по признаку использования стационарно установленных грузоподъемных механизмов. Границы объекта - Границы опасной зоны.

В примечании №45 дается пояснение о том, какие объекты требуется регистрировать в реестре ОПО под таким наименованием, а именно, объекты, в том числе, на которых организацией эксплуатируются подъемники (вышки).

Предприятие (далее Заказчик) осуществляет работы по капитальному и подземному ремонту скважин на арендованных лицензионных участках силами подрядных организаций (далее Подрядчик). Подрядчик выполняет вышеуказанные работы, в том числе при помощи подъемников (вышек). Т.е. Заказчик не имеет в собственности оборудование для проведения работ по капитальному и подземному ремонту скважин, равно как и Подрядчик осуществляет вышеуказанные работы на территории, принадлежащей Заказчику (на основании договора аренды земельного участка). На период проведения работ по капитальному и подземному ремонту скважин Заказчик передает опасный участок – участок ведения работ Подрядчику по акту приема передачи скважины.

Согласно п.14 Приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495 (ред. от 09.04.2018) для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект представляет в регистрирующий орган, заявление в соответствии с административными регламентами и прилагает к нему документы, в том числе копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании опасного производственного объекта (технического устройства), земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект.

Следовательно для регистрации ОПО в государственном реестре, организация, эксплуатирующая ОПО, должна иметь в собственности или на ином законом основании опасный производственный объект (технические устройства) и земельный участок, на котором располагается опасный объект.

В этой связи, прошу разъяснить следующее - какая организация должна регистрировать вышеперечисленные ОПО в государственном реестре ОПО, при вышеуказанных условиях, т.е. собственник оборудования (на праве собственности) – организация, эксплуатирующая ОПО (Подрядчик) или владелец земельного участка (на основании договора аренды земельного участка) – Заказчик.

Ответ: В соответствии с требованиями пункта 2 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 (далее - Административный регламент») установлено, что заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности и ином законном основании.

Если договором на выполнение услуг Подрядчик осуществляет, в том числе, работы по обеспечению оперативного управления, технического обслуживания и эксплуатации всего оборудования, входящего в состав опасного производственного объекта, с обязательным соблюдением правил и норм технической эксплуатации, то организация - Подрядчик является эксплуатирующей организацией данного опасного производственного объекта и, в соответствии п.14 Приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», обязан представить в регистрирующий орган, не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта, на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов с приложением к нему соответствующих документов.


Вопрос от 08.2018:

Кто может выступать заявителем при регистрации опасного производственного объекта типовым наименованием «Участок ведения буровых работ», на котором применяются технические устройства (буровые установки), место которых может меняться, и что указывать в графе адрес местонахождения опасного производственного объекта?

Ответ: В соответствии с Правилами разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденными приказом Минприроды России от 14 июня 2016 г. № 356, к объектам бурения относится площадка в границах участка недр, предназначенная для разработки месторождения (залежи углеводородного сырья) в соответствии с технологией бурения поисковых, разведочных, эксплуатационных и других по назначению скважин на месторождении, предусмотренных рабочим проектом производства буровых работ (индивидуальным или групповым), разработанным и утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации и техническим проектом на разработку месторождений.

Согласно пункту 2 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 494, заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании.

В качестве иного законного основания может учитываться договор подряда или иной договор между недропользователем и буровым подрядчиком, положения которого устанавливают правовую ответственность бурового подрядчика при ведении буровых работ на земельном участке недропользователя. Вопросы права владения или пользования опасным производственным объектом на период проведения буровых работ регулируются в рамках договорных отношений между подрядными организациями с недропользователем.

Таким образом, организация, осуществляющая работы на опасном производственном объекте «Участок ведения буровых работ», может выступать заявителем по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов в случае наличия законного основания на его эксплуатацию.

Опасный производственный объект «Участок ведения буровых работ» в соответствии с Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденными приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 495 (далее - Требования), идентифицируется по признаку использования и получения опасных веществ, использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 Мпа или при температуре нагрева воды более 115 °C, и грузоподъемных механизмов, при этом границами объекта является граница опасной зоны. Буровые установки (буровое оборудование) сами по себе не могут быть категорированы и зарегистрированы в качестве опасного производственного объекта, так как они относятся к техническим устройствами и должны быть внесены в сведения, характеризующие опасный производственный объект.

Положение примечания к приложению № 4 Административного регламента по предоставлению Ростехнадзором государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 494, в части указания в сведениях, характеризующих опасный производственный объект в графе 1.2 «Место нахождения (адрес) ОПО» адреса места нахождения эксплуатирующей организации при регистрации опасного производственного объекта «Участка ведения буровых работ» не применимо, так как буровое оборудование дает признаки опасности использования и получения опасных веществ (в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода), использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 Мпа или при температуре нагрева воды более 115°C в рамках эксплуатации опасного производственного объекта «Участка ведения буровых работ» только в процессе бурения в порядке, предусмотренном рабочим проектом производства буровых работ.

Адрес местонахождения опасного производственного объекта «Участок ведения буровых работ» определяется по фактическому адресу земельного участка, на котором осуществляются работы по бурению скважин, и подтверждаются рабочими проектами на строительство (бурение) скважин, проектами на обустройство и разработку месторождения, договорами с недропользователем, актами приема - передачи земельных участков под бурение (между недропользователем и подрядчиком по бурению) и иными правоустанавливающими документами.

tk-servis.ru

Ликвидация ОПО

Так, подробные требования к проектам ликвидации ОПО, связанных с пользованием недрами, установлены отдельным документом – Постановлением Госгортехнадзора РФ от 2 июня 1999 года
№ 33 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами» (раздел III, п. 34-43).

Ликвидация (утилизация) ОПО с подъемными сооружениями должна выполняться с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации ПС, а также ТР ТС 010/2011 (п. 258 ФНП по ПС, утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 года № 533). Отметим, что ТР ТС 010/2011 также ссылается на руководство по эксплуатации при утилизации машины/оборудования (статья 5, пункт 18).

Обратите внимание: согласно п. 259 ФНП по ПС, грузоподъемные механизмы, подлежащие утилизации (ликвидации), должны быть демонтированы.

Что касается сети газопотребления, то требования к проектам ликвидации таких объектов установлены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

Согласно п. 20 этого документа, «проектирование должно осуществляться с учетом оценки рисков аварий, пожарного риска, связанных с ними чрезвычайных ситуаций и иных неблагоприятных воздействий на людей, имущество физических и юридических лиц и окружающую среду при ликвидации сетей газопотребления».

В документации на ликвидацию должны быть предусмотрены следующие мероприятия:

  • предотвращение загрязнения окружающей среды;
  • утилизация отходов производства;
  • рекультивация нарушенных земель;
  • предотвращение повреждения зданий и сооружений, расположенных в зоне влияния ликвидируемого объекта;
  • предотвращение активизации опасных геологических процессов (оползней, обвалов и т.д.).

Так, проект, по которому ликвидируется газовая котельная, может включать следующие разделы:
1. Пояснительная записка (Раздел 1 по ПП № 87).
2. Схема планировочной организации земельного участка (Раздел 2 по ПП № 87), если кроме внутреннего оборудования нужно ликвидировать здание котельной, дымовую трубу и наружный газопровод.
3. Проект организации работ по сносу/демонтажу объектов капстроительства (Раздел 7 по ПП № 87).
Разделы 8 и 11 ПП № 87 (мероприятия по охране окружающей среды и сметная документация) разрабатываются по желанию владельца ОПО. Декларация промышленной безопасности (раздел 12 по ПП № 87) для сетей газопотребления (котельных) также не требуется.

pro-nadzor.ru


Смотрите также