8 800 333-39-37
Ваше имя:
Номер телефона:

Классификация лакокрасочных материалов таблица


Лакокрасочные материалы: виды, состав, свойства

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) объединяют обширную группу смесей, которые выпускаются в жидком или порошкообразном виде и используются для отделки различных конструкций. Вещество распределяется по предварительно подготовленной поверхности и формирует прочную пленку в процессе высыхания. Помимо декоративных свойств, такие материалы защищают изделия от негативных воздействия внешних факторов (повышенная влажность, температурные скачки, осадки и т.д.).

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) – обширная группа смесей, используемые для отделки различных конструкций.

Содержание

  1. Определение ЛКМ
  2. Назначение материалов
  3. Структура и слои
  4. Классификация лакокрасочных материалов
  5. По виду
  6. Типы связующих компонентов
  7. Оптические свойства
  8. Способность отражать свет
  9. По характеру поверхности
  10. Опасность лакокрасочных материалов
  11. Компоненты лакокрасочных составов
  12. Связующие вещества
  13. Красящие пигменты
  14. Красители
  15. Аддитивы
  16. Колоранты и колеры
  17. Тонеры
  18. Растворители и разбавители
  19. Разжижители краски
  20. Отвердители
  21. Наполнители
  22. Прочие добавки
  23. Процесс высыхания ЛКМ
  24. Свойства лакокрасочных материалов и покрытий
  25. Требования к качеству ЛКМ
  26. Совместимость лакокрасочных материалов
  27. Расходные материалы для подготовки поверхностей
  28. Материалы основного слоя
  29. Маркировки лакокрасочных составов
  30. Методы нанесения ЛКМ
  31. Особенности хранения

Определение ЛКМ

Эмали и краски необходимы для образования верхних слоев, которые должны соответствовать ряду требований по декоративности и устойчивости к неблагоприятным воздействиям.

Понятие «лакокрасочная среда» означает совокупность жидких компонентов, а термин «лакокрасочное покрытие» называет пленку, которая появляется в ходе сложных химических и физических процессов. Окрашиваемое основание называется подложкой.

Назначение материалов

Лакокрасочные материалы и покрытия необходимы для решения нескольких задач:

  1. Защита обрабатываемых конструкций от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
  2. Придание поверхности желаемого декоративного эффекта .

Структура и слои

ЛКМ образует сложную структуру, которая включает несколько слоев. В их числе:

  1. Грунтовка. Является основанием покрытия и нужна для получения требуемой адгезии. Данный слой защищает материал от негативных воздействий и агрессивных сред, включая щелочи, которые выделяются бетонными конструкциями, либо пластификаторы, присутствующие в пластмассовых изделиях.
  2. Функциональный (промежуточный слой). Необходим для усиления защитных функций предыдущего покрытия и скрытия неровностей. Делает покрытие устойчивым к механическим нагрузкам и улучшает такие параметры, как светоотражение, приостановление диффузии и т.д.
  3. Внешний слой. Играет ключевую роль в облицовке, защищая поверхность от атмосферных осадков, ультрафиолета, сырости, химикатов и растворителей. Придает предмету требуемые декоративные качества.

Толщина всей структуры достигает 1000 мкм (1 мм) и больше.

Грунтовый слой защищает материал от негативных воздействий.

Классификация лакокрасочных материалов

ЛКМ различают по ряду параметров:

  1. Вид и назначение.
  2. Специфика связующих добавок.
  3. Оптические характеристики.
  4. Светоотражающие параметры.
  5. Тип финишного покрытия.

По виду

При выборе краски особое внимание уделяют материалу обрабатываемой поверхности. Серии для древесины продлевают срок службы конструкций, позволяя сформировать ровный огнестойкий слой. Для отделочных работ внутри помещения применяют масляные или алкидные смеси. Первые востребованы при облицовке напольных покрытий, стен и потолков, а вторые – для обработки предметов мебели, дверных и оконных конструкций.

Следующий тип ЛКМ – для металла. Они разработаны в целях защиты материала от коррозийных процессов под воздействием воздуха и влаги. Для окрашивания на улице подходят полиуретановые варианты, а для внутренних работ – серии на основе натуральных масел.

Если производится покраска пластиковой конструкции, ключевая задача такой процедуры сводится к восстановлению начального вида изделия. В составе не должны присутствовать вещества, способные повредить структуру пластика (например, растворители).

Декоративные предметы из натурального камня окрашивают материалами на основе латексных и акриловых частиц. Кирпич можно отделать смесями на базе акрила, полисилоксана и поливинилацетата.

Типы связующих компонентов

Ключевым элементом всех ЛКМ является связующая добавка. В большинстве случаев применяются неорганические или природные высокомолекулярные соединения.

Наибольшим спросом среди всего ассортимента продукции на рынке пользуются водно-дисперсионные смеси. Это обусловлено их универсальностью и возможностью использования как для наружных, так и для внутренних работ. Такие краски не выделяют токсичных веществ в процессе эксплуатации, хорошо разводятся в воде и быстро просыхают.

Летуче-смоляные варианты отличаются быстрым просыханием и неплохой адгезией к бетонным и кирпичным поверхностям. Однако они содержат растворитель, который является небезопасным для человеческого организма.

Органо-минеральные ЛКМ производятся на базе кремнийорганических веществ. Современные тенденции развития промышленности привели к появлению еще одной группы материалов – органосиликатных, которые состоят из 2 компонентов. Вещества предварительно смешивают, а затем распределяют по поверхности. Срок службы готового покрытия достигает 30 лет. Такие материалы отличаются пожарной опасностью и являются токсичными.

Традиционным типом красок являются масляные варианты. В качестве связующих добавок применяются олифы, которые получают из растительных масел.

Связующее вещество один из главных компонентов в составе краски.

Оптические свойства

По данным параметрам ЛКМ бывают прозрачными и непрозрачными. К первым относятся декоративные лаки, ко вторым – смеси с пигментацией с соответствующим оттенком и фактурой.

Способность отражать свет

Существующие типы красок различаются интенсивностью зеркального блеска. В зависимости от способности отражать свет, они бывают глянцевыми и среднеглянцевыми, матовыми и глубоко матовыми.

По характеру поверхности

Для окрашивания конструкций используют 2 типа красок с разным характером поверхности. Среди них:

  1. Гладкие типы.
  2. Фактурные разновидности (шероховатые).

Опасность лакокрасочных материалов

Некоторые типы материалов, включая эмали, растворители и лаки, отличаются быстрым воспламенением и взрывоопасностью. Исключением считаются водно-дисперсионные и водорастворимые варианты. Хранить большие объемы красок в домашних условиях не рекомендуют.

В составе ЛКМ содержатся органические летучие компоненты (эфиры и спирты). При попадании в человеческий организм они способны вызвать сильное отравление и аллергические реакции. Этилбензол, стирол и ряд других химических соединений являются сильными канцерогенами.

Токсические добавки из состава ЛКМ могут попадать в организм через кожу, дыхательные пути и органы ЖКТ. Наибольшую опасность для здоровья представляют пары, которые проникают в легкие вместе с воздухом.

Интенсивность негативного влияния красок зависит от их летучести. Эта характеристика указывает на скорость загрязнения пространства внутри помещения.

Многие растворители представляют опасность для здоровья. Даже в небольшой концентрации они провоцируют повышенное возбуждение, а в критических дозах вызывают головные боли, тошноту, рвоту и сильное отравление.

Ацетон, бензин и всевозможные спирты поражают слизистые оболочки верхних дыхательных путей и глаз. Кроме того, они могут спровоцировать аллергические реакции и воспаления кожи.

При длительном контакте с краской можно получить отравление.

Компоненты лакокрасочных составов

Современные марки ЛКМ состоят из десятков разных компонентов. В их числе:

  1. Пигменты.
  2. Пластификаторы и образователи пленки.
  3. Разбавители.
  4. Растворители.
  5. Отвердители.
  6. Антиоксиданты и прочие целевые добавки.

Эти химические соединения влияют на характеристики и параметры готового покрытия.

Связующие вещества

Ключевая задача таких веществ – формирование плотной пленки на поверхности обрабатываемого материала. Они соединяют частицы пигментов, защищая конструкцию от негативных воздействий окружающей среды.

С учетом стандартов ДИН 55 945, в качестве связующего компонента используется нелетучая часть ЛКМ с включением пластификаторов и сиккативов.

Качество образователя пленки определяется несколькими параметрами:

  1. Вязкость.
  2. Поверхностное натяжение.
  3. Концентрация летучих и нелетучих соединений.
  4. Содержание гелей и микрогелей.
  5. Размеры частиц.

Эти показатели влияют на прочностные свойства и срок службы финишного покрытия.

В список пленкообразователей входят олифы натурального или искусственного происхождения. Синтетические аналоги дешевле природных, но они менее безопасны для организма человека.

Красящие пигменты

Это специальные цветные порошки, которые почти не растворяются в дисперсионных средах (органических составах, воде и пленкообразователях), но обеспечивают равномерный слой на поверхности. В промышленных условиях выпускается больше 500 тыс. видов пигментов. Они различаются цветом (колером) финишного слоя, стойкостью к негативным воздействиям окружающей среды и деформационно-прочностными свойствами. Для примера, алюминиевый порошок предотвращает появление ржавчины на стальных изделиях, а малярная сажа провоцирует коррозию.

В зависимости от происхождения, выделяют несколько типов таких добавок:

  1. Натуральные (охра, мел, сиена, умбра коричневая).
  2. Синтетические и металлические (медный порошок, алюминиевая и цинковая пудра и т.д.). В эту категорию входят вещества органического и неорганического происхождения.

Все добавки из группы пигментов обладают несколькими важными свойствами:

  1. Дисперсность. Понятие характеризует тонкость помола. Если размеры частиц больше 0,2-10 мкм, финишный слой пленки станет неровным и шероховатым.
  2. Кроющие свойства. Определяют способность вещества перекрывать оттенок подложки. Показатель зависит от объемов компонентов на 1 кв. м, которых хватит для перекрашивания поверхности.
  3. Интенсивность. Свойство влияет на качество передачи веществом своего оттенка.
  4. Маслоемкость. Указывает на способность удерживать связующие добавки на поверхности. Свойство определяется удельной поверхностью частиц и степенью смачиваемости.
  5. Плотность. Показатель зависит от кристаллической структуры пигмента. Самым тяжелым веществом считается свинцовый сурик с плотностью от 8600 кг/куб. м, а самым легким – лазурь (1800 кг/куб. м).
  6. Светостойкость. Характеризует способность вещества сохранять начальный состав и оптические параметры при взаимодействии со светом. Отдельные виды подвергаются потемнению на свету, а другие теряют цвет. Точные показатели светостойкости определяются химическим составом компонента, его содержанием и типом связующих добавок.
  7. Токсичность. Многие добавки, которые есть в ЛКМ, отличаются безопасностью для человеческого организма. Однако существуют и токсичные виды, которые представляют угрозу для человека и окружающей среды. К ним относятся составы на базе меди, мышьяка и свинца. Из-за повышенного класса опасности их нужно наносить с соблюдением всех правил и рекомендаций производителя.

В коллекции оттенков представлено больше 10 тыс. вариаций и свыше 300 тыс. готовых рецептур. Нужный цвет можно создавать по индивидуальному заказу.

Базис «А» обладает только белым цветом и подходит как для индивидуального применения, так и для производства пастельных красок. «B» обладает небольшой концентрацией белого пигмента в эмали и подходит для изготовления составов со средней насыщенностью. Базис «C» не содержит белого компонента и необходим для получения интенсивных цветов. Колеровка выполняется с помощью специализированного оборудования.

Существуют соединения, которые обеспечивают имитацию золота, платины, серебра, стали или бронзы. Металлические пигменты производятся в виде порошков, которые проходят цикл измельчения в специальных мельницах. Показатель их укрывистости равен 3-4 г/кв. м.

Красители

Такие компоненты обладают порошкообразной консистенцией и производятся из органического сырья, растворимого в спирте, воде и некоторых других веществах. С учетом происхождения красители бывают синтетическими и природными. Первые выпускаются из каменноугольной смолы, а вторые – из красящих компонентов, которые выделяются растениями или животными организмами.

Наибольшим спросом пользуются такие красители:

  1. Ярко-красный фуксин.
  2. Фиолетово-цветной ализарин.
  3. Красно-розовый.
Красители производятся из органического сырья и имеют порошкообразную консистенцию.

Аддитивы

Технологические добавки, которые облегчают и ускоряют циклы диспергирования пигментов, смачивания подложки и устранения дефектов на поверхности. Также они обеспечивают затвердевание красок на этапах производства, перевозки, хранения и образования финишного слоя. Концентрация таких компонентов в составе достигает 0,02…3-5%.

Колоранты и колеры

Являются высокоинтенсивными колеровочными составами на базе пигментов, гликолей, поверхностно-активных добавок и прочих веществ. Производятся с включением и без связующих добавок. Используются для изменения цвета поверхности. В зависимости от интенсивности оттенка и тонировки, содержание колорантов в составе ЛКМ достигает 1-10%.

Тонеры

Эти мелкодисперсные вещества добавляются в краску без соединения с растворителем. С их помощью можно получить оптимальный цвет или эффект. Существуют разные типы тонеров, которые придают краске визуальные эффекты и цвета. Отдельные варианты создают имитацию люминесцентного блеска, металлического покрытия или эффекта старины.

Растворители и разбавители

В категорию растворителей входят многокомпонентные составы на основе летучих углеводородов, спиртов, эфиров и кетонов. Они необходимы для преобразования пленкообразующей добавки в оптимальное состояние для дальнейшего применения. Растворители нужны для регулировки вязкости лакокрасочных составов.

В большинстве случаев органические компоненты выпускаются в результате синтеза ацетона, бутилацетата или этилацетата, при перегонке нефтепродуктов, каменноугольной смолы и ряда других веществ. Наиболее часто встречаются такие растворители:

  1. Очищенный керосин.
  2. Скипидар.
  3. Ксилол.

Наименования таких веществ указаны в маркировке красок. Соответствие растворителей стандартам ГОСТ 3134 означает, что они безвредны.

Под разбавителями подразумеваются составы из 1 или нескольких частиц, которые не растворяют пленкообразователи, но придают им оптимальные вязкостные свойства.

С помощью растворителя регулируется вязкость лакокрасочных составов.

Разжижители краски

Компоненты испаряются в ходе сушки и добавляются для снижения вязкости материала. Наиболее часто в состав вносят смесь под названием P-60 (этиловый спирт и этилцеллозольв) и P-5 (состав из бутилацетата, ксилола и ацетона).

Отвердители

Добавки необходимы для тех ЛКМ, где в качестве образователя пленки используются термореактивные смолы. Они сшивают макромолекулы таких компонентов, создавая 3-мерную структуру. С помощью отвердителей можно перевести жидкие полимеры в твердое состояние, убрав их плавкость и растворимость.

Наполнители

Как и пигментирующие вещества, эти добавки являются тонкодисперсными порошками минерального происхождения, которые практически не растворяются в лакокрасочных составах. Они не характеризуются красящими свойствами, но могут разбавлять оттенок покрытия. Наполнители позволяют снизить расход основного материала и улучшить малярно-технические и эксплуатационные свойства покрытия. Кроме того, они улучшают устойчивость финишного слоя к негативным воздействиям окружающей среды.

Прочие добавки

Помимо упомянутых компонентов, в состав ЛКМ добавляют:

  1. Антиоксиданты.
  2. Реологические и тиксотропные добавки.
  3. Биоциды.
  4. Коалесценты.
  5. Загустители.
Загуститель – один из компонентов лакокрасочного материала.

Процесс высыхания ЛКМ

Сушка представляет собой процесс, при котором краска приобретает ряд важных характеристик. При выборе технологии нужно учитывать несколько факторов:

  1. Тип окрашиваемого изделия.
  2. Вид ЛКМ.

Существует несколько методов нанесения лакокрасочных материалов и их дальнейшей просушки. Естественный способ применяется в тех случаях, когда нет ограничений по времени высыхания.

Холодная сушка производится в температурных условиях +12…+20°C при относительной влажности до 65%. Точное время процедуры зависит от температуры окружающей среды, циркуляции воздуха и воздействия ультрафиолета. При усиленном воздухообмене высыхание происходит быстрее.

Горячая сушка широко применяется в промышленных условиях, т.к. позволяет получить качественное покрытие и повышает производительность процесса.

Свойства лакокрасочных материалов и покрытий

К физико-химическим характеристикам материалов относят вязкость, укрывистость, плотность, время высыхания и образования пленки. Химические свойства определяют соотношение компонентов в составе. Малярно-технические свойства указывают на удобство окрашивания и включают такие показатели:

  1. Стекаемость.
  2. Перелив.
  3. Наносимость.
  4. Плотность.

Требования к качеству ЛКМ

Стандарты качества материалов прописаны в нескольких нормативных актах. Они основаны на нескольких параметрах:

  1. Вязкость. Показатель измеряется с использованием вискозиметров. Качественный состав обладает оптимальной консистенцией, которая соответствует условиям применения ЛКМ и не создает дискомфорт при распределении.
  2. Дисперсность. Определяется величиной самых крупных включений. Чем мельче компоненты, тем лучше распределяется краска и ниже ее расход.
  3. Кроющие свойства. Требования указаны в ГОСТ 8784, ISO 6504 и ISO 2814.
В ГОСТ 19007 прописана продолжительность высыхания краски.

Совместимость лакокрасочных материалов

В нормативных актах ISO 12944-5 есть подробное описание совместимости красок с учетом их способности сохранять свойства без проявления дефектов. Перед окрашиванием поверхности нужно внимательно изучить эти параметры, используя таблицу совместимости ЛКМ.

Тип наносимого состава Грунтующий слой
АК АС АУ ВГ ВЛ ГФ КФ МЛ МС МЧ ПФ УР
Алкидно-акриловые (АС) + + + + + +
Алкидно-стирольные (МС) + + + + + +
Винилхлоридные (ХС) + + + + +
Масляные (МА) + + + + +
Эпоксидные (ЭП) + + + + + +
Меламиновые (МЛ) + + + + + + + +
Полиуретановые (УР) + + + + +

Расходные материалы для подготовки поверхностей

Предварительные работы начинаются с распределения грунтовочного раствора. Эта смесь формирует непрозрачный или прозрачный однородный слой с хорошими адгезионными свойствами. Она необходима для улучшения качеств ЛКМ по ГОСТ P 51693. Грунтовка способствует повышению плотности материала и равномерному распределению краски, штукатурки, шпаклевки, клея для обоев и прочих составов.

В зависимости от назначения, грунтовки бывают антикоррозийными (для металлических изделий), антисептическими (для обработки дерева), пропиточными или глубокого проникновения.

Следующим расходным материалом, который требуется для подготовки поверхности, является шпаклевка. Раствор выпускается в жидкой или пастообразной консистенции, позволяющей устранить дефекты поверхности и сформировать ровный слой.

Подготовительный этап подразумевает использование подмазок для устранения мелких трещин, выбоин или царапин, а также заполнителя пор.

Материалы основного слоя

Он состоит из лаков, которые производятся из шеллака – специальной смолистой субстанции, формирующей плотную и твердую пленку с хорошими адгезионными свойствами.

В составе лака отсутствуют пигменты, но могут содержаться отвердители, пластификаторы и ряд других компонентов, положительно влияющих на качество покрытия.

Для основного слоя используют спиртовые лаки, на основе синтетических полимерных частиц, растворенных в спирте, либо масляные и смоляные лаки. Наибольшим спросом среди всех ЛКМ для окрашивания поверхностей пользуются краски и эмали..

В первую категорию входят различные вещества с жидкой или пастообразной консистенцией. Вторая группа описывает лаки с пигментацией.

Спиртовой лак используется для основного слоя.

Маркировки лакокрасочных составов

Для удобной классификации используют специальную маркировку красок. Она включает несколько буквенно-числовых сокращений, отвечающих за соответствующие показатели.

В зависимости от состава пленкообразователя, различают такие обозначения:

  1. АД – полиамиды.
  2. АС – солимеры полиакрила.
  3. АУ – алкидно-уретановые компоненты.
  4. БТ – битумы и пеки.
  5. КК – канифоль.
  6. КП – копалы.
  7. КЧ – каучуки.
  8. МА – растительные масла.
  9. МЛ – меламиновые.

Между группами знаков может присутствовать уточнение некоторых свойств:

  1. Б – без летучих растворителей.
  2. В – составы, которые растворяются в воде.
  3. ВД – ЛКМ из водно-дисперсионной группы.
  4. П – порошковые и др.

Цифры указывают на условия эксплуатации и назначение серии.

Смеси от зарубежных производителей могут обозначаться по другим принципам, которые не связаны со спецификой их производства или назначением.

Методы нанесения ЛКМ

Для распределения ЛКМ используют разные технологии и приспособления. Подходящий метод выбирается с учетом типа окрашиваемой поверхности, ее размеров и требований к качеству или свойствам финишного слоя.

Пневматическое распыление является популярным способом нанесения красок и лаков. Оно выполняется как с предварительным прогреванием смеси, так и без этой процедуры. В случае подогрева материал становится более вязким без включения в его состав растворителей.

Следующий популярный метод – окунание предмета в красящий состав. Технология ограничивается геометрической формой и габаритами предмета. Ее часто используют в промышленных условиях для окрашивания брусковых или погонажных изделий.

Отделка накатом (вальцеванием) практикуется при окрашивании плоских поверхностей.

Особенности хранения

Правила хранения органоразбавляемых ЛКМ подразумевают использование сухих, неотапливаемых помещений с температурой -40… +40°C. Составы не должны находиться рядом с нагревательным оборудованием, щелочными веществами, кислотами и прочими химикатами.

Водно-дисперсионные смеси в холодный период хранятся в отапливаемых постройках с температурой выше 0°C.

Продукцию, расфасованную в пластиковые емкости, можно держать в штабелях высотой до 3 м на поддонах из дерева.

Разрешается хранить ЛКМ в таре на открытом пространстве при комплектации отгрузки, но не дольше 3 суток.

Если для состава требуются особые условия хранения, они должны указываться на упаковке или в нормативно-технической документации.

Владимир

Специалист по ЛКМ

Задать вопрос

Я эксперт в области производства лакокрасочной продукции. Знаю все о красках и полимерных защитных покрытиях
Могу помочь при выборе подходящего красящего материала и готов ответить на интересующие Вас вопросы

 

Состав лакокрасочных материалов, характеристики, таблицы, классификация

Окружающий мир без красок и лаков был бы абсолютно серым и безрадостным. Тяжело представить жизнь современного человека без этих материалов. В самые разнообразные цвета окрашено все вокруг нас: дома, предметы интерьера, бытовая техника, спортивный инвентарь, транспорт, и тем более детские игрушки. Лакокрасочные материалы защищают от ржавчины металлические конструкции, гниения деревянные изделия, предупреждают растрескивание бетона и штукатурки.

Общая характеристика

Лакокрасочным материалом (ЛКМ) называют поликомпонентную систему, которая при нанесении на окрашиваемую поверхность образует цельное полимерное покрытие с защитными, декоративными и специальными свойствами. Это покрытие формируют определенные физико-химические превращения. Тонкая пленка на основе органических и неорганических соединений изолирует поверхность от воздействия окружающей среды, придает ей определенную окраску и облик. Толщина такой пленки не превышает десятки микрометров, т.е. примерно равна толщине человеческого волоса.

В состав лакокрасочных материалов входят:

  1. Пленкообразующие вещества.
  2. Пигменты.
  3. Наполнители.
  4. Разбавители.
  5. Сиккативы.
  6. Отвердители.
  7. Ускорители.
  8. Целевые добавки.
  9. Растворители.

Следует остановиться на каждом из них по отдельности.

Таблица 1. Классификация ЛКМ по роду плёнкообразующего вещества.
Род плёнкообразующего веществаУсловное обозначениеРод плёнкообразующего веществаУсловноеобозначение
Масляные МА Перхлорвиниловые ХВ
Пентафталевые ПФ Меламиноалкидные МЛ
Нитроцеллюлозные НЦ Полиакриловые АК
Глифталевые ГФ Каучуковые КЧ
Битумные БТ Сополимерно-стирольные СС
Масляно-стирольные МС Полиуретановые УР
Шеллачные ШЛ Сополимерно-винилхлоридные ХС
Этрифталевые ЭТ Фенольные ФЛ
Полиэфирные ПЭ Эпоксидные ЭП
Мочевиноформальдегидные МЧ Алкидно-акриловые АС
Кремнеорганические КО Канифольные КФ

Таблица 2.
Классификация ЛКМ по назначению.
НазначениеГруппаНазначениеГруппа
Атмосферостойкие 1 Маслобензостойкие 6
Ограниченноатмосферостойкие 2 Химически стойкие 7
Консервационные 3 Термостойкие 8
Водостойкие 4 Электроизоляционные 9
Специальные 5

Пленкообразующие вещества

Пленкообразователи (будучи по своей природе полимеризационными, природными, поликонденсационными смолами, эфирами целлюлозы, жирными кислотами, растительными маслами) выполняют ряд важных функций:

  1. Связывают наполнители и пигменты;
  2. Растворяют органические наполнители;
  3. Образуют защитную пленку;
  4. Способствуют адгезии с обрабатываемой поверхностью.

Зачастую в качестве пленкообразующих веществ используют алкидные смолы. Это полиэфиры, которые являются результатом переработки многоосновных и жирных одноосновных кислот, а также спиртов и имеют разветвленную структуру.

Выделяют несколько видов этого соединения:

  • глифталевая,
  • пентафталевая,
  • этрифталевая,
  • ксифталевая.

Каждая из них на основе:

  • глицерина,
  • пенраэтитрита,
  • этиола,
  • ксилита.

Алкидная смола обуславливает плавность и влагоустойчивость готового состава. С целью улучшения этих параметров в рецептуру добавляют растительные масла или карбоновые кислоты.

На основании массовой доли масла в составе, смолы бывают:

  • сверхтощими,
  • тощими,
  • средней жирности,
  • жирные.

Алкидные смолы могут быть:

  • высыхающими,
  • невысыхающими.

Вид растительного масла, которое используют при изготовлении ЛКМ, влияет на скорость высыхания защитной пленки и ее водоустойчивость. Именно это следует учитывать при составлении рецептуры того или иного материала. Так, например, тунговое масло обладает наибольшей скоростью высыхания, поэтому его целесообразно использовать при производстве грунтовок.

По взаимоотношениям с растворителями алкидная смола может быть:

  • Водоразбавляемой и нерастворимой в воде;
  • Разбавляемой органическими растворителями и растворимой в них.
Таблица 3. Пленкообразующие, применяемые при изготовлении лакокрасочных материалов.
НаименованиеХарактеристикаОбласть применения
Латекс СКС-65 ГП ГОСТ 10564-75* Продукт совместной полимеризации дивинила со стиролом. Масса белого цвета. Вязкость — 11…16 с. рН — не менее 11. Изготовление водоэмульсионных красок КЧВД-26, состав «ФСЛ» и др.
Поливинилацетатная дисперсия ПВАД ГОСТ 18992—80* Однородная вязкая масса белого цвета. Получают путем полимеризации винилацетата в присутствии инициатора и защитного коллоида.
Условная вязкость по кружке ВМС — 6…10 с.
Изготовление водно-дисперсионных красок ЭВА-17, ЭВА-27, состав «Дефас»
Олифа «Оксоль» ГОСТ 190—78* Маслянистая жидкость темно-желтого цвета. Вязкость по вискозиметру ВЗ-4 — 18…20 с, время высыхания до 24 ч. Получают путем .окисления растительных масел при температуре 160°С с добавлением сиккатива Изготовление масляных красок, грунтовок, шпатлевок
Олифа натуральная ГОСТ 7931—76* Маслянистая жидкость желтого цвета, вязкость по вискозиметру ВЗ-4 — 12…16 с, время высыхания до 24 ч. Получают на основе полимеризации высыхающих масел при температуре 160… 180 °С, не содержит растворителя Изготовление высококачественных масляных красок и грунтовок
Жидкое стекло калийное ГОСТ 18958—73 Жидкость желтого цвета , плотностью 1,15. ..1,18 кг/см3 . Получают путем разогрева и перемешивания в горячей воде кусков силикатного растворимого стекла. Изготовление силикатных красок
Лак ГФ-046 ТУ 6-10-612—76 Раствор глифталевой смолы в сольвенте или уайт-спирите, вязкость по ВЗ-4 — 40…60 с, содержание нелетучих — Изготовление эмали ГФ-230
ЛакПФ-06 0 ТУ 6-10-612—76 Раствор пентафталевой смолы в уайт-спирите, вязкость по ВЗ-4 — 45… 60 с, содержание нелетучих — 58…62 % Изготовление эмали ПФ-115, ПФ-14
Фосфатное связующее ФС-3 ТУ 6-59-0204852-8—89 Бесцветная вязкая жидкость без механических включений Изготовление фосфатных красок

Пигменты

Есть не что иное, как красящий порошок. Будучи нерастворимым в основе, образует с ней мелкодисперсную суспензию. По своей химической природе представляют собой соли или окислы металлов.

По происхождению можно выделить две группы этих веществ:

  1. Природные или естественные;
  2. Искусственные или синтетические. В свою очередь делятся на: органические и неорганические.

Наиболее яркий представитель естественных пигментов различные глины. Благодаря наличию в составе окислов железа, они способны давать самую разнообразную окраску: начиная желтой и заканчивая красно-коричневой. Главным достоинством применения природных пигментов является стойкость цвета.

Искусственные пигменты получают путем химических преобразований.

Чаще всего в производстве используют:

  • лазурь,
  • киноварь,
  • свинцовый сурик,
  • различные белила.

Достоинством веществ этого типа является очень яркий цвет в итоге.

Пигментирование ЛКМ повышает их влагостойкость, химическую стойкость, устойчивость к выцветанию, дисперсность, смачиваемость и другие качественные характеристики.

Наполнители

Использование дорогостоящих пигментов в составе лакокрасочных материалов не всегда экономически оправдано. Для экономии ресурсов часть из них заменяют на наполнители – неорганические сухие соединения, которые обладают следующими свойствами:

  1. Не растворяются в применяемой среде.
  2. Имеют высокую степень дисперсности и белизны.
  3. Содержат минимальное количество водорастворимых примесей.
  4. Имеют небольшую плотность и твердость.

Использовать их допускается только при производстве грунтовок и эмалей. Очень важно оптимально подобрать пропорцию между пигментом и наполнителем. Только в этом случае можно улучшить свойства лакокрасочных материалов. Как пример, повысить прочность или сделать более эластичным. Наиболее часто наполнителями выступают мел, тальк, слюда и т.д.

Разбавители

Очень часто необходимо регулировать вязкость лакокрасочного материала до определенного предела, именно с этой целью используют разбавители, которые не обладают растворяющей способностью. Зачастую в этом качестве выступает вода.

Сиккативы

Для инициации процесса пленкообразования в состав лакокрасочных материалов вводят сиккативы, которые представляют собой соли нафтеновой, смоляной, масляной кислот, растворимые в органических растворителях. Пленка может начать формироваться либо с поверхности, либо у подложки обработанного основания. Это зависит от типа сиккатива в составе ЛКМ. Мнение, что скорость пленкообразования прямо пропорционально количеству добавленного вещества, является верным лишь отчасти. При перенасыщении состава сиккативом, материал высыхает медленнее. Выполнять свою функцию он продолжает и после полного высыхания. Что является еще одной причиной разумного использования этого вещества, ибо в противном случае покрытие состарится преждевременно.

Отвердители

Эти вещества используют, как правило, перед началом работы с лакокрасочным материалом. Представляет собой химическое соединение, добавка которого к ЛКМ приводит к образованию неплавкого нерастворимого продукта.

Ускорители

Соединения, применяемые с целью уменьшить время отверждения лакокрасочного материала.

Растворители

Предтавляют собой жидкость (или смесь), которая обладает способность растворять пленкообразующие вещества. Остновной задачей является обеспечение возможности покрытия лакокрасочным материалом подложки. В промышленности чаще всего применяют сольвет, бутилацетат, уайт-спирит, вода.

Целевые добавки

Соединения, которые улучшают качественные характеристики лакокрасочных материалов, такие как: адгезия, абразивостойкость, пленкообразование, эстетичность, растекание, стабильность при хранении, прочность пленки и т.д. Как правило, массовая доля добавки в рецептуре находится в пределах 0,1-2%. Лучше всего использовать несколько видов этого вещества при производстве ЛКМ, но даже в этом случае его содержание будет менее 5%.

Основными из них являются:

  1. Усилители противокоррозионных свойств – отработанные наполнители, которыми частично заменяют потивокоррозионный пигмент в рецептуре ЛКМ.
  2. Пеногасители - применяют с целью предотвратить возникновение воздушных образований при покраске. Принцип действия основан на способности понижать поверхностное натяжение около пузырей, это способствует их слиянию в более крупные и менее устойчивые соединения, которые в результате разрушаются.
  3. Блокирующие осаждение – вещества, которые придают смеси небольшую тиксотропность и предотвращают осаждение пигментов при хранении ЛКМ. Использовать ее нужно с осторожностью, т.к. при чрезмерном употреблении произойдет расслоение системы.
  4. Предотвращающие образование пленки на поверхности – сиккативы, входящие в состав лакокрасочных материалов, могут вызвать усыхание поверхностного слоя продукта, в целях избежания этого в рецептуру добавляют метиэтилкетоокси, циклогексаноноксим и подобные им вещества
  5. Ингибиторы коррозии тары – добавка, применяемая при производстве водных красок, способных вызвать коррозию упаковки, в которой они хранятся. Чаще всего страдают внутренние спаи, стойки и т.д. Для предотвращения этого процесса вводят в состав, например, нитрит натрия или бензоат натрия. Единственным недостатком применения подобных ингибиторов является уменьшение водостойкости покрытия.
  6. Влагопоглащающие и предотвращающие газовыделение – низкое содержание влаги является очень важным условием для хранения ЛКМ. Поэтому очень важно использовать только пигменты, которые практически не содержат адсорбционной воды. Некоторые добавки способны активно реагировать с водой обезвоживая тем самым пигмент.

краски и лаки - Студенты | Britannica Kids

Введение

Подразделение покрытий и красок BASF Corporation

Использование красок и лаков для украшения почти так же старо, как и сама человеческая культура. Доисторические люди использовали цветную землю и глину, чтобы делать ритуальные рисунки на стенах пещер. Столетия спустя азиатские культуры разработали твердые прозрачные лаки, чтобы придать блеск своим произведениям искусства и ремеслам.

Однако современные краски и лаки не только украшают, но и защищают поверхности от гниения и коррозии. Например, здания, мосты и машины нуждаются в краске и лаке, которые защищают их поверхности, а управляемые ракеты, ракеты и космические корабли нуждаются в покрытиях, устойчивых к трению и экстремальным температурам. Краска широко используется в быту, а также в промышленности, потому что окрашенные поверхности привлекательны и их легко содержать в чистоте. Производство красок и лаков является основной отраслью промышленности во многих промышленно развитых странах.

Краски и лаки делятся на три категории: архитектурные, продуктовые и покрытия специального назначения. Архитектурные покрытия составляют самый большой сегмент рынка красок и используются для украшения, защиты и ухода за домами и другими зданиями. Покрытия продуктов покрывают автомобили, грузовики, самолеты, корабли, мебель, оборудование и тысячи других продуктов. Покрытия специального назначения разрабатываются для таких применений, как отражающая дорожная краска или для корпусов судов, которые должны выдерживать экстремальные условия.

Ингредиенты для красок и лаков

Краски состоят из трех основных компонентов: пигментов, связующих веществ и растворителей. Пигменты предназначены для окрашивания, покрытия и защиты поверхности. Органические и неорганические пигменты доступны в широком спектре цветов. Органические пигменты, хотя часто и дороже неорганических красок, предлагают более широкий диапазон оттенков. Неорганические пигменты получают из различных металлических руд. Наиболее часто используемым из этих пигментов является белый диоксид титана. Другие пигменты включают сажу, сурик, желтый хром, оранжевый молибдат, желтый цинк и оксиды железа.

Пигменты диспергированы в связующих, часто называемых смолами, которые обеспечивают защитные и механические свойства пленки краски. По мере высыхания связующее вещество или смола образует пленку, которая позволяет краске прилипать к поверхности. Первые связующие были изготовлены из натуральных материалов, таких как льняное и соевое масло. Эти вещества до сих пор используются в масляных красках для дома. Натуральные материалы также можно комбинировать с более быстросохнущими и более прочными синтетическими смолами, составляющими более 90 процентов сегодняшних связующих. К синтетическим связующим относятся алкидные смолы на основе кислот, ангидридов и спиртов; акриловые связующие; и виниловые, эпоксидные, уретановые и другие специальные смолы, которые используются, когда требуется химическая стойкость или дополнительная прочность и адгезия. Акриловые смолы являются обычным компонентом глянцевых латексных красок.

Пигментно-связующая дисперсия растворяется в растворителе, регулирующем консистенцию краски, и испаряется после нанесения краски. Без растворителя смесь пигмента и связующего была бы слишком густой, чтобы ее можно было легко и равномерно распределить по поверхности. Для красок на неводной основе используются масляные растворители, такие как толуол и ксилол. Некоторые растворители получают из спиртов, тогда как другие, в том числе уайт-спирит и лигроин, перегоняют из нефти. Эфиры с резким запахом содержатся в прозрачных лаках, а кетоновые растворители используются для приготовления и удаления краски. До тех пор, пока не были введены синтетические смолы, скипидары древесного происхождения были стандартными растворителями для красок.

Помимо пигмента, связующего вещества и растворителя, краски также содержат другие добавки. Они могут содержать загущающие наполнители, такие как карбонат кальция и тальк, диспергирующие и осушающие агенты или фунгициды, средства против плесени и средства против обрастания. К специальным добавкам относятся антикоагулянты, средства против образования пленки, выравнивающие вещества, дезодоранты и антипирены.

Лаки подчеркивают естественную красоту дерева и других декоративных поверхностей и защищают материалы от влаги, экстремальных температур и износа. Двумя основными классами лаков являются масляные и спиртовые. Масляные лаки используются для отделки морилки или шлифованной древесины. Их изготавливают путем смешивания олифы, такой как льняное или тунговое масло, со смолами, а затем разбавления смеси растворителем. Осушающие агенты включены для ускорения процесса сушки. Лаки с более высоким соотношением смолы и масла дают твердую блестящую поверхность, в то время как более разбавленные лаки менее глянцевые. Хотя в прошлом использовались натуральные смолы, сегодня более популярны синтетические фенольные смолы, кумарон и смолы на основе углеводородов.

Спиртовые лаки состоят из смол, растворенных в растворителях, таких как скипидар. Сушка происходит за счет испарения, а не с помощью осушающих агентов, добавленных к лаку. Обычные спиртовые лаки включают шеллак и лаки. Твердые, устойчивые к истиранию пленки шеллака делают его пригодным для герметизации новой древесины. Прочные лакокрасочные материалы из акрила и других полимеров являются идеальным покрытием для металлических и других недеревянных поверхностей.

Типы и применение

Различные краски и лаки производятся для домовладельцев, художников и промышленных потребителей. Каждая группа требует различных типов красок и лаков для своего конкретного применения.

Внутренние покрытия

Типичный дом строится из различных материалов — дерева, металла, пластика, бетона, бумаги и стеновых панелей. В результате большинство домовладельцев используют различные лаки и различные латексные, масляные, эмалевые и светящиеся краски, чтобы они соответствовали поверхностям и состоянию материалов дома.

Краски на водной основе, называемые латексными красками, составляют около двух третей рынка красок для внутренних работ и обычно используются для наружных поверхностей, внутренних стеновых панелей и отделки. Виниловые смолы смешиваются с большинством интерьерных глянцевых и матовых латексных красок для стен. Полуглянцевые и высокоглянцевые акриловые латексные краски покрывают отделку и часто используемые поверхности.

Покрытия на масляной основе, изготовленные в основном из алкидных смол, составляют баланс рынка красок для внутренних работ. Один класс этих красок — эмали — при высыхании образует твердый глянцевый слой. Эмали часто наносят на поверхности, подверженные высокой влажности или суровым погодным условиям. Краски на масляной основе менее популярны, чем краски на водной основе, которые легче наносятся, быстрее сохнут, относительно не имеют запаха и легко смываются с кистей и других поверхностей.

Люминесцентные краски изготавливаются для испускания света или свечения в темноте. Они сделаны из флуоресцентных пигментов, которые после воздействия источника излучения, такого как солнечный свет, излучают собственный свет. Фосфоресцентные пигменты также будут светиться в темноте после воздействия возбуждающего излучения. Эти краски можно использовать для светящихся номеров домов и маркировки на бордюрах, почтовых ящиках или других объектах, которые должны быть видны на видном месте.

Для защиты деревянных полов, мебели, отделки и других деревянных поверхностей обычно используется несколько слоев лака. Перед нанесением лакового покрытия древесину обычно герметизируют и окрашивают. Лаки часто представляют собой высокоглянцевые разновидности, которые после высыхания образуют прозрачную твердую поверхность.

Художественные покрытия

В прошлом каждый художник готовил свои собственные материалы из доступного сырья. Частные формулы пигментов и смесей ревностно охранялись. Сегодня коммерческие поставщики произведений искусства предлагают широкий ассортимент готовых красок: масляные, акриловые и алкидные, темперные и акварельные.

Элементарный углерод дает черные пигменты, а металлические руды, такие как медь, золото и серебро, производят различные цветные пигменты. Белый свинцовый пигмент, который является токсичным, был заменен оксидом титана. Неорганические красители производятся с использованием минералов с такими металлическими элементами, как кадмий, хром, марганец и кобальт. В настоящее время производится около 30 синтетических органических пигментов, в том числе азоики, дающие красный, оранжевый и желтый цвета, и хинакридоны, дающие красно-пурпурный и фиолетовый.

Льняное масло, полученное из растения льна, широко используется в качестве связующего в масляных красках художников. Эти краски продаются в виде густых паст в тюбиках. Художники добавляют больше масла или других растворителей, чтобы изменить консистенцию краски и облегчить смешивание различных цветов.

Акриловые и алкидные художественные краски были разработаны на основе покрытий, изначально предназначенных для использования в качестве архитектурных и товарных красок. Свойства алкидов аналогичны маслам, и эти два материала можно смешивать. Акриловые краски — это краски на водной основе, которые напоминают гибриды акварели и масла, хотя некоторые акриловые краски более яркие, чем масляные. Однако короткое время высыхания акриловых красок затрудняет смешивание и смешивание акриловых красок на холсте или бумаге. В отличие от акварели акриловые краски при высыхании образуют нерастворимый цветостойкий слой. Поскольку акриловые краски не содержат летучих органических растворителей, они относительно нетоксичны и безопасны для детей.

«Темпера» происходит от глагола «закалка», слова, которое когда-то относилось ко всем краскам в том смысле, что все краски закалены или доведены до желаемого состояния или консистенции путем добавления воды или другого материала. Сегодня термин «темпера» обозначает только связующие для яиц, жевательной резинки и клея, продаваемые в виде жидкостей, паст или сухих порошков и лепешек. Консистенцию темперы контролируют художники, добавляя воду в основу краски. Эти краски нравятся детям и используются в большинстве школ.

Акварель состоит из тонкоизмельченных пигментов, обычно диспергированных в гуммиарабике и растворенных в воде. Когда краска наносится, пигмент встраивается в бумагу или холст, а не образует когезивный слой на поверхности. Акварель может продаваться в пирожных или в тюбиках. Краски с высоким соотношением пигмента и связующего называются непрозрачными акварельными красками и имеют более густую текстуру, чем темперы или акриловые краски. ( См. также покраска, «Материалы для покраски». Производители транспортного оборудования, например, используют различные смолы, которые обеспечивают привлекательную защиту от коррозии и атмосферных воздействий для транспортных средств, которые передвигаются по воде, воздуху или земле. Автопроизводители являются крупнейшими потребителями промышленных ЛКМ. Грунтовки, верхние и защитные покрытия используются для деталей и компонентов днища. Верхние покрытия обычно изготавливаются из акриловых эмалей или лаков, а грунтовочные покрытия состоят в основном из алкидных и эпоксидных смол. Покрытия для морских применений, таких как морские буровые установки, корабли и прогулочные суда, изготавливаются из алкидных красок, а также из эпоксидных, уретановых, хлоркаучуковых или виниловых смесей.

Специальная отделка украшает и защищает широкий спектр стальных и алюминиевых изделий, включая контейнеры для пищевых продуктов, крышки для бутылок, офисную и домашнюю мебель. Машины и оборудование покрываются рядом стандартных алкидных и эпоксидных покрытий. Компьютеры и некоторое электрооборудование, например, требуют специальных антистатических покрытий. Отделка бытовой техники должна быть привлекательной, а также достаточно прочной, чтобы выдерживать частое обращение и чистку. Порошковые покрытия являются относительно новым продуктом, разработанным для уменьшения загрязнения окружающей среды, снижения затрат и улучшения качества покрытия. Порошки наносятся на металлическую поверхность, которая затем нагревается для химического сплавления смол в однородную пленку на поверхности.

Аэрозольные краски относятся к категории специальных покрытий. Большинство этих аэрозольных красок представляют собой цветные эмали для использования в общих отделочных работах и ​​подкраске. Лаки для автоподкраски, антипирены и термостойкие краски также расфасованы в аэрозольные баллончики.

Промышленные лаки, используемые, например, в мебельной и деревообрабатывающей промышленности, в основном применяются для защиты поверхностей от вредного воздействия окружающей среды. Деревянные корпуса кораблей и прогулочных судов, например, покрываются синтетическими лаками, такими как полиуретан, которые образуют прочную прозрачную поверхность. Изделия также могут быть покрыты слегка пигментированными грунтовками, морилками, герметиками, глазурями и верхними покрытиями. Чаще всего используются алкидные смолы, но также используются натуральные смолы, такие как льняное масло.

Производство

Пигменты часто получают из больших кусков руды или другого материала, которые затем измельчают в мелкий порошок. Производимые пигменты обычно осаждаются в твердой форме посредством различных химических реакций. В некоторых случаях пигменты прокаливают или обжигают в печи, чтобы изменить их оттенки.

Мелкоизмельченные частицы затем смачиваются, т. е. воздух или тонкая пленка влаги, окружающая каждую частицу, заменяется дисперсионной средой, смолами и маслами, служащими связующим. Природные смолы извлекаются из растений или перегоняются из нефти. Синтетические смолы готовятся в реакторах для смолы из нержавеющей стали, которые могут вмещать до 10 000 галлонов (38 000 литров) жидкой смолы.

Температура реакции играет большую роль в определении того, какой тип продукта образуется при взаимодействии определенных материалов друг с другом. Например, низкотемпературные реакторы используются для производства акриловых смол. Высокотемпературные реакторы, работающие при температуре около 700°F (370°C), производят алкидные смолы.

Пигменты диспергируются в связующем веществе или смоле путем совместного измельчения двух продуктов. Для густых паст пигментов и связующего используются горизонтальные или вертикальные пластмассовые лопастные смесители и валковые мельницы. Горизонтальный мопс состоит из U-образного стального желоба с водяным охлаждением, оснащенного двумя лопастными валами. Вертикальные смесители имеют относительно медленную мешалку, которую можно опустить в емкость для смешивания.

Для получения более жидких дисперсий можно использовать шаровые и галечные мельницы. Это горизонтально установленные цилиндры, содержащие гальку или стальные шарики. Пигмент и связующее вещество осторожно добавляются во вращающийся цилиндр, чтобы дисперсия не стала слишком густой. Может потребоваться добавление смачивающих агентов, чтобы связующее вещество и пигмент смешались однородно.

Смеси пигмент-связующее можно дополнительно перерабатывать в песчаной мельнице. Эта машина состоит из вертикального бака с водяной рубашкой, содержащего песок. Песок проходит через ротор с несколькими лопастями. Смесь пигмент-связующее подается на дно горшка и поднимается сквозь песок, пока не появится наверху в виде более тщательно перемешанной дисперсии.

Диспергированные пигменты в виде паст или густых жидкостей растворяются в растворителях на масляной или водной основе. Это делается в баке для разбавления и колеровки, оснащенном мешалкой, которая опускается в чан, наполненный диспергированными пигментами и растворителем.

Последним этапом производства краски является процеживание краски для удаления любых загрязнений или нежелательных частиц, гелеобразной смолы, пленки или пленки, волокон или сгустков пигмента. Затем краска переносится на разливочные машины и перекачивается в контейнеры, такие как банки и бочки, для отправки.

Лаки производятся в полимерных реакторах. Температура в реакторе определяет тип производимого лака. Смола падает через клапан на дне реакционного сосуда в резервуар для смешивания и разбавления, где смола смешивается с растворителем. После надлежащего смешивания полученный лак перекачивают из бака для разбавления, процеживают и пропускают через разливочные машины.

Выбор краски и подготовка поверхности

Важно выбрать правильную краску для правильного использования и поверхности. Внутренние краски общего назначения делятся на четыре категории в зависимости от блеска красок: матовые, яичная скорлупа, полуглянцевые и глянцевые. Последние две категории известны как эмали. Плоские краски и краски из яичной скорлупы используются в основном для стен и потолков. Более глянцевые краски покрывают отделку, молдинги и двери.

Для большинства внутренних поверхностей подходят латексные краски и алкидные краски на масляной основе. Подходящую краску для наружных работ выбрать сложнее из-за разнообразия поверхностей и условий окружающей среды, которые необходимо учитывать. Деревянные поверхности обычно покрывают матовыми или глянцевыми универсальными красками. Накладка покрыта глянцевой алкидной краской. Акриловый латекс является популярным выбором для плоских наружных поверхностей, в то время как щебень и черепицу можно покрыть атмосферостойкой алкидной краской. Для бетонных, кирпичных, шлакоблоковых и оштукатуренных поверхностей доступно множество типов латексных и масляных покрытий.

Перед покраской необходимо тщательно очистить поверхность щеткой, долотом, скребком, наждачной бумагой или стальной мочалкой, чтобы удалить грязь, пятна старой краски и другой отслаивающийся материал. Для стойких пятен, например, вызванных жиром, химикатами или жевательной резинкой, более эффективным может быть использование шлифовальных машин, проволочных щеток или растворителей. Камень, кирпич и бетон должны быть очищены и высушены, чтобы краска хорошо держалась. Гипсовые и кирпичные поверхности могут быть сильнощелочными и пористыми. Эмульсия поливинилацетата часто используется на этих поверхностях из-за ее щелочестойкости и способности прилипать к пористому материалу и покрывать его. Для менее пористых оштукатуренных поверхностей грунтовочный слой краски также может служить в качестве герметика.

Деревянные поверхности должны быть отшлифованы до гладкости. При лакировке и лакировке заботятся о сохранении красоты текстуры древесины. Узлы и участки, обесцвеченные соком, заделывают, чтобы дефекты не были видны сквозь краску. Ранее окрашенной древесине придают шероховатость, чтобы обеспечить лучшую поверхность для покраски. Плесень можно удалить чистящими средствами и отбеливателем.

Если поверхности наружных или внутренних материалов слишком гладкие, краска может плохо прилипать. Придание шероховатости поверхности шлифованием, химическим травлением или пескоструйной обработкой обеспечивает закрепляющий рисунок и помогает краске прилипать к стене, отделке, наружной доске или другой поверхности.

Следующим шагом в подготовке поверхности является нанесение грунтовки или первого слоя краски. Он может служить в качестве основы для последующих слоев и, в некоторых случаях, в качестве герметика. Грунтовки для дерева должны быть в некоторой степени эластичными, чтобы расширяться и сжиматься вместе с древесиной при повышении и понижении температуры и влажности.

Для внутренних стен используются грунтовки на основе виниловой эмульсии из-за их щелочестойкости и герметизирующих свойств. Для большинства наружных поверхностей также требуются щелочестойкие грунтовки, такие как акриловые и стирол-акриловые сополимерные эмульсии. Если поверхность сильно изрытая или пористая, может потребоваться толстое, сильно пигментированное покрытие, известное как пробка или наполнитель, для герметизации и сглаживания поверхности. Затем на пробку наносится грунтовочный слой пигментированной краски.

После подготовки поверхности наносится финишный слой. Для наружных поверхностей часто используют алкидные эмали, поскольку они долговечны и высыхают до блеска в течение нескольких часов. Многие краски для плоских стен, которые сегодня почти полностью представляют собой латексные эмульсионные краски, могут покрывать большинство слоев грунтовки или шпаклевки за одно нанесение.

Применение

Перед применением краску или лак тщательно перемешивают. Многие бытовые краски поставляются предварительно смешанными, но перед нанесением их все равно необходимо перемешать механическим миксером или вручную.

Для достижения наилучших результатов краски и лаки наносятся только в умеренную погоду. Чрезмерный холод, жара или влажность могут изменить консистенцию, текстуру, а также время схватывания и высыхания этих покрытий.

Кисти, как правило, являются лучшими инструментами для нанесения грунтовки, особенно при небольших работах и ​​на шероховатых поверхностях; углы, края и необычные формы; и отделка и молдинг. Лучшие щетки из натуральной щетины — это щетки из свиней, сделанные в Китае; щетина длинная, прочная и упругая. Синтетические кисти, сделанные в основном из нейлона, лучше всего подходят для нанесения латексных красок, потому что эти кисти легко чистить.

Британская энциклопедия, Inc. Британская энциклопедия, Inc.

При нанесении грунтовки необходимы как возвратно-поступательные движения щеткой, так и чистящие движения, чтобы покрыть шероховатые поверхности и труднодоступные места. Для грунтовки и отделки используются длинные ровные мазки и большое количество краски. Лаки наносятся длинными плавными мазками, чтобы избежать разводов и следов от кисти. После использования кисти моют в подходящем растворителе и подвешивают так, чтобы они не упирались в щетину.

Для покрытия больших, относительно гладких поверхностей лучшим инструментом является ручной валик, валик с подачей под давлением или аппликатор с плоской подушечкой. Валик представляет собой цилиндр из пенопласта, ткани или шерсти животных, который можно пропитать краской, перемещая валик вперед и назад в ванне для краски. Затем набухшие волокна выбрасывают свою краску на поверхность, когда валик проходит по поверхности. Плоские аппликаторы изготовлены из вспененной основы, обтянутой ворсованной тканью. Они заряжаются краской так же, как и валик, а краска переносится на поверхности путем скольжения по ним подушечки.

Ручные валики можно использовать для покраски стен и потолков. Однако для больших площадей ролик с подачей под давлением может сэкономить время. В этом типе валика краска перекачивается через полую ручку в валик, который переносит краску на поверхность. Все мягкие ролики должны быть тщательно очищены после использования, иначе они затвердеют и должны быть утилизированы.

Самым быстрым способом нанесения краски является одна из нескольких систем распыления, но эти системы более опасны, чем другие методы нанесения. Распылительные системы, как правило, предназначены для промышленных окрасочных работ, когда необходимо покрасить все здание или несколько этажей. Системы воздушного распыления используют сжатый воздух для подачи краски через отверстие распылителя, из которого краска выходит в виде тумана или тумана. Безвоздушные системы используют гидравлическое давление для создания более высокоскоростного потока распыленной краски. Рабочие должны носить защитные маски и комбинезоны, чтобы не вдыхать туман краски и защищать кожу и одежду.

История

Краски служили декоративным и ритуальным целям, прежде чем они были разработаны как защитные покрытия. Самые ранние известные картины, найденные в пещерах Ласко во Франции и в пещере Альтамира в Испании, датируются 15 000 годом до нашей эры. К 1500 г. до н.э. египтяне производили краски из почвы и импортировали такие красители, как индиго и марена, для изготовления синих и красных пигментов. Эти пигменты были диспергированы в таких материалах, как гуммиарабик (полученный из деревьев), желатин, яичный белок и пчелиный воск. Египтяне также создавали лаки из гуммиарабика около 1000 г. до н. э.

Азиатские культуры разработали свои краски и лаки независимо от ближневосточных культур. Азиатские народы использовали пигментированные мелки, имеющие в качестве связующего вещества глину. Природные руды служили первыми пигментами, а органические пигменты были разработаны до 6000 г. до н.э. Использование лаков и политур в Китае восходит к доисторическим временам. Ко II веку до н.э. эти покрытия украшали здания, произведения искусства и предметы интерьера не только в Китае, но и в Японии и Корее.

Греки и римляне расширили спектр красок и лаков и начали использовать краски для экстерьера домов, кораблей, скульптур, украшений и настенных росписей. Хотя римляне первыми представили краски в Европе, европейские художники, искавшие новые цвета и более универсальные типы красок, в значительной степени ответственны за эволюцию красок вплоть до 17 века.

Египтяне первыми использовали защитные покрытия из смолы и бальзама на кораблях, но только в средние века в Европе краска в качестве защитного покрытия получила широкое распространение. Краски изготавливались вручную из дорогостоящего сырья до 17 века, когда стали доступны недорогие свинцовые белила. Промышленная революция зажгла коммерческую лакокрасочную промышленность. Спрос на защитные покрытия для машин стимулировал разработку новых красок и лаков.

В течение 19-го и 20-го веков обширные исследования открыли новые органические, неорганические и синтетические материалы для использования в пигментах, связующих веществах и растворителях. После Второй мировой войны наука о полимерах произвела синтетические смолы, которые улучшили краски общего назначения и позволили производителям адаптировать покрытия к конкретным материалам, целям и условиям окружающей среды. В 20 веке наиболее значительным изменением стала разработка латексных красок на водной основе, которые заменили многие покрытия на масляной основе.

Иван Амато

Что такое лак | Виды лака | Классификация лаков | Преимущества и недостатки лака | Нанесение лака

Важный момент

Что такое лак?

Лаки представляют собой полупрозрачные вещества, которые имеют безопасный поверхностный слой почти так же, как краски. Примерно в тот же период они вызывают просмотр фактического слоя, а затем наносят блестящую, а также глянцевую отделку. По сути, эти лаки имеют те же ингредиенты, что и краски.

Лак — это прозрачная, прочная, безопасная отделка или покрытие, используемое в основном при отделке древесины, а также в других продуктах. Исторически сложилось так, что лак представляет собой смесь высыхающей смазки, смолы, а также разбавителя или растворителя. Лаковые поверхности, как правило, блестящие, но могут быть созданы для создания атласного или полуматового блеска с помощью матирующих агентов.

Также прочтите: разница между OPC и PPC | Что такое цемент | Цемент OPC | PPC Cement

Типы лаков

Типы лаков следующие.

1. Лаки на основе натуральной смолы

Корпус состоит из натуральной смолы, полученной из определенных деревьев. Натуральная смола живых деревьев или окаменелостей (что лучше).

Лакокрасочное средство почти не отличается от масляного покрытия. Смолы, растворимые в масляной смеси, нагретой до температуры (500-600°F) в зависимости от необходимого количества блеска.

Лак на основе масла и минеральной смолы – лаки OLEO RESINOUS. Разбавители и осушители, используемые в лаках, почти такие же, как и в масляных красках.

2. Лаки на основе модифицированной натуральной смолы

Изготовлены из натуральной смолы, измененной химическим путем. Традиционная смола подвергается термообработке с глицерином для получения смолы. Эта резинка обрабатывается как лаковое тело. Менее дорогой лак, чем масляно-смолистый лак.

3. Лак на основе синтетической смолы

Лак на синтетической основе, разработанный в индустрии пластмасс. К химическим веществам относятся определенные нитроцеллюлоза, аминосмолы, кремний соответственно. Автомобили чаще всего такие же, как масляно-смолистые лаки.

Экстракты каменноугольной смолы могут использоваться в качестве разбавителей. Сушка такая же, как и у большинства видов лаков.

Также прочтите: Плотность цементного песка и заполнителя | Плотность цемента | Плотность песка | Совокупная плотность | список плотности

Классификация лаков

Лаки можно разделить на следующие четыре категории в зависимости от типа используемого растворителя:

1. Масляный лак

Хотя его можно приготовить разными способами,Масляный лак 0197 по существу представляет собой смесь высыхающего масла и смолы. Высыхающие масла , часто ореховые масла , высыхают до твердого состояния под воздействием кислорода. Смола может быть натуральной (элеми, канифоль, понтианак, каури) или синтетической (алкидная, уретановая).

2. Спиртовые лаки

Спиртовые лаки состоят из твердых веществ, растворенных в растворителе. Когда растворитель испаряется, твердые вещества остаются в виде тонкой пленки. Обычно он быстро сохнет, легко полируется, а новые слои «тают» и идеально сочетаются со старыми.

3. Turpentine Varnishes

Turpentine — это расширение Magento для улучшения совместимости Magento с Varnish , очень быстрым обратным прокси-сервером кэширования. Turpentine предоставляет файлы конфигурации Varnish (VCL) для работы с Magento и изменяет поведение Magento, чтобы значительно повысить частоту попаданий в кэш.

4. Лаки на водной основе

Лаки на водной основе называются так потому, что их растворитель на водной основе , а не на масляной или спиртовой основе, как более традиционные лаки . В этом случае вода  испаряется с поверхности пола, чтобы высушить и затвердеть изделие, позволяя смоле действовать.

Также прочтите: Что такое пневматические конструкции | Типы пневматических конструкций | Преимущества и недостатки пневматических конструкций | Использование пневматических конструкций

Преимущества лака

  1. Лак наносится на неокрашенную мебель, а также на другую резьбу по дереву, чтобы украсить слой, замаскировав изящную текстуру дерева, а также предохранить поверхность от вредного воздействия окружающей среды.
  2. Окрашенная поверхность декорируется для улучшения качества краски, а также для увеличения долговечности лакокрасочного покрытия.
  3. Больше молекулярной стабильности.
  4. Более высокая концентрация смолы.
  5. Более толстая отделка.
  6. Простое приложение.
  7. Дешево купить.
  8. Включено при одной степени яркости (глянцевая).
  9. Яркая отделка.
  10. Легко идентифицировать.

Также прочтите: H-образная балка против I-образной балки | Что такое двутавровая балка | Что такое двутавровая балка

Недостатки лака

  1. Он непрочен, поэтому не должен быть устойчивым к наводнениям.
  2. Более стойкий, чем уретановый лак.
  3. Ясный и неприятный запах.
  4. Со временем желтеет.
  5. Сухая болезненно.
  6. Позволяет содержать до 450 г ЛОС/л.
  7. Необходимо носить маску.
  8. Маскирует текстуру деревьев.
  9. Токсичен и вреден для вашего здоровья. Требуется переселение граждан.

Также прочтите: Что такое пожарные лестницы | Типы пожарных лестниц | В чем важность пожарной лестницы в здании | Требования к пожарной лестнице

Нанесение лака

  1. Для долговечного покрытия можно нанести два-три слоя прозрачного лака.
  2. Нанесение следующего слоя разрешается, когда предыдущий слой высохнет.
  3. Глянцевый лак необходимо распылять широкой кистью, а также равномерно распределять быстрыми мазками света.
  4. Если работа выполняется вертикально, лак можно пересекать и снова пересекать, но вместо этого осторожно удалять.
  5. Это должно быть сделано кистью вверх таким образом, чтобы лак мог быть нанесен, стекал вниз и удалялись следы от кисти.
  6. Если поверхность не горизонтальна, лак наносится в обоих направлениях легкими быстрыми движениями.
  7. Это должно быть выполнено определенным образом, чтобы его можно было разместить, не открывая следов кисти.
  8. Каждый последующий слой должен быть обработан мелкой наждачной бумагой, за исключением последнего слоя.
  9. Готовая поверхность должна иметь однородный вид, а также ровную блестящую поверхность без линий, вздутий соответственно.

Также читайте: Приток | Примеры притоков | Ширина притока | Приток нагрузки | Приток области в столбцах | Обзор притока

Из чего состоит лак

Характерные лаки получают нагреванием соков, добавлением обычных масел, например, льняного, приготовлением смеси до идеальной густоты, а затем разбавлением ее скипидаром. Полученное покрытие затвердевало в течение трех-четырех дней, имело желтый цвет и, наконец, образовывало разрывы по мере созревания.

Олифа

Существует множество видов олифы. Все они содержат высокий уровень полиненасыщенных жирных кислот.

  • Льняное масло
  • Тунговое масло
  • Масло грецкого ореха.

Смола

Смолы, используемые с лаками, включают янтарь, каури, даммар, копал, канифоль (сосновую смолу), сандаловое дерево, бальзам, элеми, мастику и многие другие. Шеллак тоже смола. На протяжении 19 века смолы местных деревьев использовались для отделки пианино в Канаде.

Как следствие, некоторые антикварные пианино сложно собрать. При этом шеллак можно использовать на современных смолах, учитывая, что есть достаточно времени для отверждения тонких слоев. Таким образом, первоначальная отделка может быть восстановлена ​​до ее первоначального блеска, сохраняя при этом оттенок и потрескивание времени жизни.

Растворитель

Исторически сложилось так, что обычный (натуральный) скипидар использовался в качестве разбавителя или растворителя и был заменен многими альтернативными скипидарами на минеральной основе, включая такой уайт-спирит или «разбавитель для краски», также известный как «уайт-спирит».

Также прочтите: разница между коротким столбцом и длинным столбцом | Что такое колонка | Типы колонн

Как нанести лак на дерево?

  1. Использование недавно купленного лака. Материал, который веками находился в лаборатории и содержит комки, которые могут повлиять на конечные характеристики. (Проверьте консистенцию лака на куске дерева.) Используемая кисть того же качества.

Даже не тратьте слишком много времени на использование некачественного инструмента: выберите продукт с натуральной щетиной, который выглядит плотным на пятке, то есть в области щетины, противоположной краю щетки. Таким же образом переместите какую-нибудь кисть, щетина которой свободно колеблется при сильном сжатии.

  1. Полностью перемешайте лак такой чистой ручкой для перемешивания и делайте это достаточно осторожно, чтобы не допустить образования пузырьков воздуха. (Тогда приложите усилия, чтобы перестать трясти банку без необходимости во время транспортировки.)

Затем осторожно налейте достаточное количество лака для первого слоя в какую-нибудь пластиковую банку, на ободке которой указаны методы измерения.

  1. Нанесите разбавитель, в идеале скипидар живичный, на лак по всей чаше смешанного состава. Благодаря постепенному высыханию лака растворитель успешно нейтрализует шероховатости поверхности, такие как полосы и пузыри.

Как часто для этого достаточно разбавителя? Мнения расходятся. Если глянцевый лак, который делают, добавляют в качестве первого слоя, покрытие предполагает смесь, содержащую от 20 до 25 процентов разбавителя; последующие слои должны быть примерно на 5-10 процентов тоньше.

  1. После покрытия лаком работать с таким мягким прикосновением; только кончик кисти может сгибаться. Если вы правы, начните с верхнего левого угла поверхности. Отшлифуйте квадратный участок размером в один фут, почистите в направлении волокон дерева — никогда вперед и назад — затем переключитесь на соседний квадрат сопоставимых размеров.

Продолжайте в том же духе, пока не получите полный слой. Когда лак еще влажный, обратите внимание на «наконечник»: проведите кончиком кисти по заготовке, чтобы свести к минимуму оставшиеся полосы или пузырьки. Ваш ход опрокидывания происходит в том же направлении, что и ход нанесения (в направлении волокон).

Также прочтите: динамическая нагрузка и статическая нагрузка | Что такое нагрузка в Civil

Как покрыть дерево лаком?

  1. Подготовка поверхности : поверхность древесины делается гладкой путем тщательного затирания ее наждачной бумагой или порошком пемзы.
  2. Завязывание узлов : Процесс завязывания узлов осуществляется почти так же, как и при покраске изделий из дерева.
  3. Шпаклевка : Шпаклевка достигается с помощью горячего слабого клея, который заполняет поры на поверхности. В качестве альтернативы можно нанести два слоя кипящего льняного масла. Затем почистите высохшую поверхность наждачной бумагой.
  4. Лаковый слой : на очищенную доску наносится два или три слоя лака. Следующий слой наносится только после полного высыхания предыдущего.

Также прочтите: Растяжение и сжатие | Что такое напряжение & Прессование

Использование лака

  1. Лаки включают защитные покрытия для деревянных поверхностей, картины, в том числе различные декоративные элементы. Лак сохраняет и улучшает внешний вид деревянных полов, внутренних деревянных панелей и отделки, мебели.
  2. Лаки будут использоваться для защиты деревянных поверхностей, таких как окна, двери, полы, включая стропильные фермы, от окружающей среды.
  3. Существуют различные лаки для конкретных целей. Масляный лак, состоящий из смолы и олифы, является идеальной альтернативой для работ по дереву.
  4. Спиртовой лак, частично состоящий из спирта, образующего защитное покрытие при испарении, чаще всего используется на музыкальных инструментах.
  5. Натуральный лак, изготовленный из сока деревьев, обычно используется в качестве ремонтного покрытия для ранее лакированных изделий.

Что делает лак?

Лак в основном часто используется для герметизации деревянных поверхностей, на которых должны быть заметны характерные цвета и текстуры древесины, окрашенные или нет.

Лакокрасочное покрытие естественно глянцевое, однако возможно сатиновое или полуматовое сияние. Слово «лак» относится к законченному виду предмета.

Читайте также: Что такое армированная кирпичная кладка | Строительство армированной кирпичной стены | Что такое армированный кирпичный бетон


Часто задаваемые вопросы

Что такое лак?

Лак представляет собой прозрачное твердое защитное покрытие или пленку. Это не краска и не пятно. В своем естественном состоянии он практически не имеет цвета, но может быть пигментирован по желанию и продается в различных оттенках.

Типы лака

Для создания лака можно использовать множество различных видов смол. Природные смолы, используемые для лака, включают янтарь, каури, даммар, копал, канифоль (кинопласт или сосновую смолу), сандарак, бальзам, элеми, мастику и шеллак 9.0198 . Лак также может быть создан из синтетических смол, таких как акриловые, алкидные или полиуретановые.

Преимущества лака

Создавая барьер между деревом и другими элементами, такими как жир, пыль, грязь и жидкости, лакирование  дерева помогает защитить его и предотвратить появление пятен. Кроме того, нанесение лака на деревянную поверхность значительно облегчает ее очистку.

Недостатки лака

Недостатки дерева лак включают в себя слишком медленное высыхание, трудности в очистке, подверженность накоплению пыли, обесцвечивание со временем, несовместимость с продуктами на водной основе или лаком, а также проблемы с его ремонтом или удалением, согласно Lee’s Wood Projects.

Также прочтите: Как строятся мосты | Как строятся мосты | Факторы, связанные со строительством мостов

Применение лака

Лаки  можно использовать для защиты от атмосферы деревянных поверхностей, таких как окна, двери, полы и фермы крыши. Лаки  можно наносить в качестве верхнего слоя на изношенные поверхности. Лаки  можно использовать для улучшения внешнего вида натуральных волокон дерева. Сообщается также о некоторых недавно разработанных лаках .

Из чего сделан лак?

Лак , жидкий материал покрытия, содержащий смолу, которая при высыхании образует твердую прозрачную пленку. Большинство лаков представляют собой смесь смолы, олифы, осушителя и летучего растворителя. Когда лак высыхает, его растворяющая часть испаряется, а оставшиеся составляющие окисляются или полимеризуются с образованием прочной прозрачной пленки.

Что делает Лак?

Лак предотвращает появление царапин и ссадин на столешницах . Помимо гидроизоляции древесины, лак также может предотвратить появление царапин на деревянных поверхностях. Покрытие дерева таким продуктом, как лак, служит для защиты дерева от небольших ударов и брызг, которые неизбежны в оживленном семейном доме.

Как нанести лак на дерево?

Используйте плоскую кисть или пенопластовый аппликатор для нанесения лак  к  дерево . Используйте длинные равномерные мазки и работайте вдоль волокон дерева . Дайте этому первому слою высохнуть в течение 24 часов. Если вы используете спрей для лака , держите баллончик на расстоянии 6–8 дюймов от поверхности и распыляйте на легкий ровный слой.

Также прочитайте: Что такое кран | 18 Различные типы кранов

Использование лака

Лаки служат защитным покрытием для деревянных поверхностей, картин и различных декоративных предметов. Лак защищает и укрепляет  Внешний вид  Деревянные полы, интерьер Дерево  Обшивка панелями и отделкой, а также мебель. Лакировка  дерево .

Как делают лак?

Натуральные лаки  изготавливают путем нагревания смол, добавления натуральных масел, таких как льняное масло, нагревания смеси до желаемой вязкости и последующего разбавления ее скипидаром. Полученное покрытие затвердевало в течение трех-четырех дней, имело желтый оттенок и со временем покрылось трещинами.

Что такое лак для дерева?

Лак представляет собой прозрачное твердое защитное покрытие или пленку . … Лак в основном используется для герметизации отделки древесины, где должны быть видны характерные тона и текстуры древесины, независимо от того, окрашены они или нет. Лакокрасочные покрытия естественно глянцевые, но доступны сатиновые/полуглянцевые и матовые покрытия.

Что такое лаковая краска?

Лак  защищает картину от грязи и пыли и выравнивает окончательный вид картины , что делает все одинаково глянцевым или матовым. С годами грязь и пыль будут прилипать к лаку, а не к покраске.

Также прочтите: Что такое дефекты живописи | 18 типов дефектов живописи | Как предотвратить дефекты окраски

Что делает лак с деревом?

Лак  может предотвратить появление царапин и потертостей на столешницах. Помимо гидроизоляции дерево , лак также может предотвратить дерево  поверхности от царапин.


Learn more