8 800 333-39-37
Ваше имя:
Номер телефона:

Санитарная зона скважины технической воды


Требуется ли ЗСО источников водоснабжения для технических нужд?


Требуется ли ЗСО источников водоснабжения для технических нужд?

     Вопрос:

Требуется ли организация зон санитарной охраны для подземных источников водоснабжения (временных) для технических нужд (водозаборные скважины на период бурения нефтяных скважин). В СанПиН 2.1.4 1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" об этом ничего не сказано.


     Ответ:

Зона санитарной охраны (ЗСО) - территория и акватория, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и охраны водопроводных сооружений (ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения").

Целью создания и обеспечения режима такой зоны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях , утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения установлены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".

Техническая вода - вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья , приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции -  ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Таким образом, организовывать ЗСО подземных источников водоснабжения (временных), используемых для добычи воды для технических нужд нет необходимости.

Эколог-эксперт

Группы компаний "Браво Софт"

Желябовская Дарья Сергеевна      

library.fsetan.ru

Санитарная зона для скважины с высоким уровнем грунтовых вод: разбираемся во всех нюансах

Воду, пригодную для употребления, получают, используя водозаборное оборудование. Санитарно защитная зона артезианской скважины предназначена для проведения особых действий, препятствующих загрязнению источника заборов воды или водосодержащего пласта, расположенного в зоне проводимых работ.

Схема охранной зоны артезианской скважины.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 334
Источник: https://www.vseoburenii.ru/skvazhina/sanitarno-zashhitnaya-zona-artezianskoi-skvazhiny.html

Основные факторы

При создании специальной защитной зоны следует учитывать тип загрязнений. Нужно определить их химическую устойчивость. Кроме того, важно знать величину перемещения загрязнений в водоносном пласте. Путь, который проделала патогенная микрофлора, определяют по количеству микробов и их штаммам. Следует учесть и такие факторы:

  • период жизнеспособности патогенных микроорганизмов;
  • геологические условия;
  • время, которое возбудитель способен сохранять вредные свойства.

Последний фактор является одним из самых значимых. При проектировании защитной территории вокруг артезианской скважины следует учитывать абсорбирующую способность и некоторые другие факторы.

Важно! На первом поясе должен устанавливаться предупреждающий знак.

При планировании санитарной зоны необходимо учитывать особенности химических загрязнений, которые стабильно обнаруживаются в водоносном слое. Нужно определить их концентрацию и состав. Объясняется такая необходимость непосредственным контактом загрязнений с нижерасположенными подземными водами.

При создании санитарно-защитной территории нужно следить за изменениями химических показателей загрязнений. За этим нужно особенно следить, когда проводиться проектирование скважин на воду.

Блок: 2/16 | Кол-во символов: 1234
Источник: https://mtlarena.ru/plumbing/sanitary-zone-of-technical-water-well-sanitary-zone-for-a-well-with-a-high-level-of-groundwater/

Это интересно:

arbolit.org

Определение Санитарной Зоны Скважины: Инструкция СанПиН

Знак границы санитарной зоны

Питьевая вода, как ценный природный ресурс, охраняется государством. Для всех источников водоснабжения устанавливаются охранные санитарные зоны, границы которых регламентированы СанПиН 2.14.1110-02.
Из этой статьи вы узнаете о том, как определяется зона санитарной охраны артезианской скважины.

Пояса санитарной зоны

Как гласит инструкция СанПиН, вокруг артезианской скважины устанавливается три охранных пояса, задача которых – предотвратить заражение воды всеми видами загрязнений.

I пояс

Это пояс строгого режима, непосредственно прилегающий к водозаборной скважине и территории расположения водохозяйственного оборудования. Его задача – защита гидротехнического сооружения от умышленного или случайного повреждения и загрязнения.
Радиус первого пояса в зависимости от вида грунта и степени природной защищенности водоносного горизонта принимается равным 50 или 30 метрам от скважины.

Как правило, эта территория огораживается или обозначается охранными знаками

Обратите внимание. Первая охранная зона скважины питьевой воды может быть сокращена до 15 метров в радиусе по согласованию с Роспотребнадзором, если сооружение эксплуатируется на участке с надежно защищенным горизонтом и содержится в хорошем санитарно-техническом состоянии.

II пояс

Второй пояс зоны санитарной охраны скважин охватывает территорию с ограничениями по бактериальной опасности.
Здесь не должно быть никаких, даже потенциальных источников бактериологического загрязнения, к которым относятся такие объекты, как:

  • Скотомогильники;
  • Кладбища;
  • Силосные ямы;
  • Птицеводческие и животноводческие фермы;
  • Канализационные сооружения и дворовые туалеты;
  • Навозохранилища;
  • Свалки;
  • Склады химикатов и удобрений;
  • Поля фильтрации и ассенизации.

III пояс

Целью установления этой зоны является охрана водозаборной скважины от химических загрязнений, способных проникнуть сквозь грунт в подземные воды.
В этом поясе запрещается размещать объекты, являющиеся источником химической опасности:

  • Вредные химические производства;
  • Накопители промышленных стоков;
  • Склады минеральных удобрений, ядохимикатов и горюче-смазочных материалов;
  • Шламохранилища и т.д.

Для справки. Расчет протяженности последних двух зон в каждом конкретном случае ведется индивидуально в зависимости от уровня проницаемости грунтов и других местных параметров.

Три пояса охранной зоны

Проект зоны санитарной охраны

Проект зоны санитарной охраны (ЗСО) разрабатывается специализированными гидрогеологическими организациями на основании гидрогеологического заключения по участку, на котором размещены гидротехнические сооружения. Как правило, проект составляется как часть проекта на бурение скважин, но может являться и самостоятельным документом, если сооружение уже существует.

Совет. Цена проекта ЗСО будет значительно ниже, если он будет создаваться параллельно со строительством скважины, которому предшествуют различные изыскания.

Для определения границ санитарной зоны проводятся полевые и камеральные исследования

Если вы являетесь владельцем водозабора, используемого только для личных нужд, санитарная зона артезианской скважины рассчитывается по упрощенной методике. Если же добыча воды идет в промышленных масштабах и поставляется множеству потребителей, проект должен учитывать малейшие нюансы, способные повлиять на её качество.
Но это – задача исполнителя, а со стороны заказчика требуется только обеспечить беспрепятственный доступ на территорию водозабора и предоставить следующие документы (для юридических лиц):

  • Данные руководителя предприятия и лица, ответственного за недропользование;
  • Реквизиты предприятия: ИНН, ОГРН и т.д.;
  • Документы на право пользования участком, на котором расположено предприятие и водозаборные скважины;
  • Кадастровый план;
  • Генеральный план предприятия со схемой размещения объектов;
  • Ситуационный план;
  • Краткая характеристика деятельности предприятия;
  • Подробная схема водоснабжения предприятия с указанием водохозяйственного оборудования, водоснабжения абонентов, распределения воды по назначению;
  • Расчет водоотведения и водопотребления, согласованный в территориальном органе бассейнового водного управления;
  • Договор с подрядной организацией на прием и утилизацию сточных вод или справка о наличии собственной системы очистных сооружений, в которой должны быть указаны их координаты и метод утилизации.

Соответствие проекта ЗСО государственным нормативам подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением (на фото)

Если водозаборная скважина уже существует, а зона санитарной охраны для неё не определена или устарела, придется своими руками восстановить некоторые документы, а также собрать новые, чтобы получить санитарно-эпидемиологическое заключение на эксплуатацию водозабора.
Это:

  • Технический паспорт скважины с актом бурения;
  • Результаты лабораторных анализов воды из скважины за все время её эксплуатации начиная с года бурения. Последние исследования должны обладать давностью не более 3 месяцев.

Обратите внимание. Анализ должен выполняться аттестованной лабораторией. Результаты оформляются в виде протоколов лабораторных испытаний по общим, органолептическим, органическим, микробиологическим и радиологическим показателям.

  • Схема водоподготовки (если она имеется) и принцип её работы с протоколами анализов воды до и после очистки;
  • Результаты геофизических исследований, если возраст скважины составляет более 25 лет;
  • Заверенная копия лицензии на право пользования недрами;
  • Копии других имеющихся документов – заключений санитарно-эпидемиологических, гидрогеологических, экспертных и других служб.

Хочется ещё раз повторить: все подобные документы оформляются и получаются намного легче и быстрее, если делать это своевременно, параллельно с изысканиями и работами по устройству скважины.

Заключение

Границы санитарных зон устанавливаются бессрочно, но только при условии, что режим эксплуатации скважины не будет меняться. В том случае, если у водозабора поменялся владелец, изменились границы участка, количество потребляемой воды, схема водоснабжения или ухудшилось качество воды, об этом следует поставить в известность органы Роспотребнадзора и получить новое заключение.
Оно потребуется и в случае тампонажа существующей скважины или бурения новых. Дополнительную информацию по данной теме вы получите, если посмотрите видео в этой статье.


moikolodets.ru

УСЛОВИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ СКВАЖИНОЙ для СНТ. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ

УСЛОВИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ СКВАЖИНОЙ ДЛЯ СНТ

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ

Валерия Преснякова - эксперт по легализации недропользования.

Сейчас все Садоводческие товарищества озаботились получением Лицензии на свои водозаборные скважины. Правительство упростило получение Лицензии для СНТ и даже освободило от уплаты государственной пошлины до 01 января 2020 года. В то же время получением Лицензии на скважину все не заканчивается. В лицензионные условия, которые являются приложением к Лицензии, вписываются требования о выполнении работ, связанных с санитарными нормами, предъявляемыми органами Роспотребнадзора для добычи подземных вод и подачи их населению.

Одна из основных задач органов Роспотребнадзора применительно к водозаборным скважинам - это следить за тем, чтобы вода, которая подается населению в хозяйственно-питьевых целях отвечала требованиям гигиенических нормативов. Все это нужно для того, чтобы предотвратить вспышки эпидемий и массовых заболеваний, передаваемых через воду.

Кроме того, скважина, как источник питьевого водоснабжения, должна быть защищена от намеренного или случайного попадания в нее загрязнений.

Для этого вокруг скважины обязательно создается Зона Санитарной охраны, состоящая из трех поясов, а именно: первый пояс – строгого режима, второй пояс не должен содержать объекты, передающие бактерии и вирусы, третий пояс должен быть свободен от химических загрязнителей. Особое внимание уделяется зоне строгого режима – первому поясу. Под зоной первого пояса подразумевается площадка установленного размера, которая должна быть соответствующим образом огорожена и благоустроена. На эту площадку ограничен доступ посторонних лиц и право входа на эту территорию имеют только специально назначенные люди, которые несут ответственность за все происходящее на скважине.

Таким образом, для того чтобы выполнить Лицензионные условия, СНТ необходимо получить два Санитарно-эпидемиологических заключения (СЭЗ)!

Первое СЭЗ – на соответствие санитарным нормативам Зоны санитарной охраны,

второе СЭЗ – на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Для получения второго санитарно-эпидемиологического заключения в обязательном порядке должна быть разработана Рабочая программа контроля качества воды, в соответствии с которой будет определен и согласован график контроля качества воды.

Получение Санитарно-эпидемиологических заключений регламентируют Санитарные Правила и нормативы, утвержденные Главным Государственным санитарным врачом России.

Ниже, мы приведем выдержки из соответствующих Федеральных законов и СанПиН для более полного понимания условий охраны подземных вод и подачи воды населению.

Итак, ЗОНЫ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ.

Организацию Зон санитарной охраны регламентирует СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

СанПиН 2.1.4.1110-02 гласит: «с целью исключения возможности загрязнения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, предусматривается создание зоны санитарной охраны в составе трех поясов. Первый пояс ЗСО (зона строгого режима) включает территорию расположения артезианских скважин, его назначение - защита от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса ЗСО (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источника водоснабжения.

I пояс ЗСО — зона строгого режима.

II пояс для защиты от бактериального загрязнения и III пояс для защиты от химического загрязнения устанавливаются с учетом местных санитарно-гидрогеологических условий и объема водопотребления.

«Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора».

Территория Первого пояса должны быть особым образом обустроена и спланирована!

«Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие;

Не допускается: посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в т.ч. прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.

В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.

Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

Во втором поясе не допускается:

  • размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
  • применение удобрений и ядохимикатов;
  • рубка леса главного пользования и реконструкции.

Выполнение мероприятий по санитарному благоустройству территории населенных пунктов и других объектов (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностного стока и др.)»

Таким образом определена четкая необходимость защиты подземных вод от попадания в них внешних загрязнителей!

ПОДАЧА ВОДЫ НАСЕЛЕНИЮ.

Подачу воды населению регламентирует Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ. Ниже приведем выдержки из Статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ о требованиях, предъявляемым к качеству воды, подаваемой из скважины людям.

«1. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

3. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.»

Таким образом, вода, подаваемая жителям СНТ, должна быть соответствующего качества, а источник воды – скважина – должна бережно охраняться!!! 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

www.aqua-help.ru

Техническая скважина на воду

Что такое техническая скважина? Это скважина, служащая для технического водоснабжения. Их можно разделить на два, резко отличающихся друг от друга типа:

1.      Скважины для технического водоснабжения садовых (приусадебных) участков;

2.      Скважины для технического водоснабжения различных промышленных объектов и сельскохозяйственных объектов. Во втором случае такие скважины часто еще называют промышленными.

Технические скважины первого типа представляют собой скважины на песок глубиной до 35 метров. Они, как правило, имеют диаметр 3-4 дюйма и дебит, не превышающий 1,5 м3/ч. Такой объем воды позволяет производить полив приусадебного участка и удовлетворять всевозможные бытовые нужды. Так как водоносный слой находится на глубине до 35 метров (а в большинстве случаев до 20 м) он недостаточно надежно защищен от поверхностных загрязнений. Поэтому воду из таких скважин для питьевых нужд можно использовать только после проведения необходимого химического анализа. И даже в случае положительного результата использование такой воды для питья сопряжено с риском. Ведь не исключено ее заражение и загрязнение после проведения химанализа. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом со скважиной не образовывалось никаких свалок, не производилось слива неизвестных жидкостей и т.д. И помните о санитарной зоне для скважины. Даже если вы собираетесь использовать воду из нее только для полива. Для песчаных скважин это зона находится в круге радиусом 20 м.  В этой зоне запрещено мыть автомобили, кормить и поить животных и производить иные действия, приводящие к образованию загрязненных стоков.

ВАЖНО! Создание такой технической скважины, согласно законодательству РФ (ст. 19 ФЗ «О недрах») не лицензируется и техническая документация на нее может не разрабатываться.

Технические скважины второго типа – это артезианские скважину на глубину от 100 метров. От скважин первого типа они отличаются большим диаметром (до 600 мм) и значительно большим дебитом (как правило, от 10 м3/ч). Водоносный слой на такой глубине надежно защищен от загрязнения поверхностными водами и стоками. Но вода может иметь повышенную минерализацию и значительную концентрацию железа и других элементов. Поэтому, при необходимости, должна быть осуществлена водоподготовка (и  не только в случае использования воды для питья; например повышенная минерализация воды, используемой в системах охлаждения, приводит к образованию накипи и выходу из строя агрегатов). Размер санитарной зоны такой скважины составляет 60х60 м.

ВАЖНО! Создание артезианских технических скважин требует предварительного получения лицензии. А для этого необходимо провести оценку запаса подземных вод и утвердить ее в соответствующих государственных органах, получить санитарно-эпидемиологическое заключение  Роспотребнадзора, разработать проект технической скважины и т.д. (подробнее см. статью «Особенности бурения промышленных скважин»)

aquabur.ru

о чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения?

Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.

Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика[1], хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.

Общая информация

Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.

В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[2] и статьи 43 Водного кодекса РФ.

Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:

(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;

(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.

Границы и режим ЗСО

Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).

Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.

Для поверхностных источников границы устанавливаются:

  • для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

  • для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.

Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):

  • посадка высокоствольных деревьев;

  • все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;

  • прокладка трубопроводов различного назначения;

  • размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;

  • проживание людей;

  • применение ядохимикатов и удобрений;

  • спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;

  • купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

На территории второго пояса запрещается:

  • размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

  • применение удобрений и ядохимикатов;

  • рубка леса главного пользования и реконструкции.

  • Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

  • выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

  • закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

  • размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).

На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.

Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:

  • согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;

  • недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;

  • все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;

  • использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Проект ЗСО и порядок его утверждения

Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:

  • сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;

  • план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

  • правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.

Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом[3].

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:

  • проектную документацию с ее обоснованием;

  • заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;

  • экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.

Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.

Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.

Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения

В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.

Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.

Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.

Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.

В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.

Заключение

Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.

В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.



[1] В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm

[2] Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

[3] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).


www.vegaslex.ru

Проект организации зоны санитарной охраны водозабора

Наравне с законом «О недрах» при эксплуатации подземного водозабора в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения владелец скважины должен соблюдать также нормы законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Другими словами, если используемая вами скважина является «питьевой», то помимо сотрудников Роснедра вы должны удовлетворить еще и сотрудников Роспотребнадзора.

В соответствие с действующим порядком, при оформлении заявки на получение лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод недропользователь должен представить документ, подтверждающий наличие или возможность организации зоны строгого режима санитарной охраны (ст. 18, 42, 51 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны…»).

Ранее в качестве такого документа могла сгодиться справка, в которой сотрудник или глав. врач районной Санэпидемстации (ныне – Центра гигиены и эпидемиологии по N-скому району) подтверждал, что на участке расположения водозаборной скважины существует принципиальная возможность организации первого пояса зоны санитарной охраны.

Однако, в современных условиях можно с уверенностью говорить о том, что без полноценного Проекта организации зоны санитарной охраны водозаборных скважин никакой лицензии получить будет нельзя.

Что же представляет из себя «Проект организации зоны санитарной охраны»?

Выполнением такого Проекта, как правило, занимаются различные экологические организации. А к чему бы в нашей стране не прикасались экологи – всё непостижимым образом превращается в бессмысленный и бессодержательный фантик!

Увы, вся система экологического законодательства и экологических служб на сегодняшний день прописана и организована так, чтобы некие люди писали некие бумаги, позволяющие предприятию избежать штрафов от неких проверяющих структур. Влияют ли реально программы экологического контроля на улучшение или ухудшение экологической ситуации в конкретно взятом водоеме, участке, атмосферном воздухе – никто не проверяет и никому это не интересно. И даже если бы кто-либо захотел проверить – увы, у большинства экологов на это просто не хватило бы квалификации. Они способны лишь планово отбирать плановые пробы, оформлять плановые справки и вовремя сдавать годовые отчеты.

Соответственно, аналогичная ситуация наблюдается и с Проектом на организацию зоны санитарной охраны подземного водозабора. Как правило, Проект содержит общую часть (климат, гидрогеологические условия участка, техническое состояние скважин), которая скопирована из различных документов и справок или из предшествующих проектов по соседним участкам. Также в проекте обильно представлены выписки из СанПиН 2.1.4.1110-02. «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения», приводится типовой перечень мероприятий по соблюдению режима зоны санитарной охраны и куча приложений, как то – паспорта скважин, паспорта насосов и т.д., и т.п. Собственно проектная часть может содержать рекомендации и расчеты по строительству забора вокруг скважины.

Всё, что есть умного, доброго, светлого в Проекте организации ЗСО – это расчет трех поясов зоны санитарной охраны.

Общий смысл организации трех поясов ЗСО достаточно прост. Первый пояс строго режима исключает несанкционированный подход или подъезд к скважине посторонних лиц, а также элементарное замусоривание территории непосредственно вокруг водозабора. Для артезианских водозаборов радиус зоны строго режима санитарной охраны должен составлять не менее 30 м, но может быть уменьшен до 15 м по согласованию с СЭС. Для неглубоких скважин, вскрывающих первый от поверхности водоносный горизонт, радиус первого пояса принимается равным 50 м.

Как правило, основные сложности у владельцев водозаборных скважин возникают именно с первым поясом зоны санитарной охраны, т.к. рядом со скважиной очень часто размещаются разного рода строения. Очень часто, вокруг скважины нет 50 м свободного пространства. Бывает, что нет и 30 и даже 15 м.

Обычно, в этих случаях остается надеяться на некий компромисс с сотрудниками Роспотребнадзора, проверяющими проект.

В соответствие с СанПиН 2.1.4.1110-02, территория в пределах первого пояса должна быть огорожена забором и спланирована, что подразумевает организацию и отведение поверхностного стока, ликвидацию высокоствольной растительности, укладки твердого покрытия на пешеходные дорожки и зоны подъезда специализированного транспорта к скважине, а также ряд других мер.

Второй пояс зоны санитарной охраны создается с целью исключения попадания микробного загрязнения в подземный горизонт. Граница второго пояса ЗСО определяется на основании гидродинамических расчетов по времени продвижения микробного загрязнения в подземном горизонте к фильтрам водозаборных скважин. Общий смысл заключается в том, что вредоносные микроорганизмы в случае попадания в водоносный горизонт должны успеть погибнуть за счет низкой температуры подземных вод до того, как будут подтянуты к скважине. В пределах зоны санитарной охраны второго пояса исключено наличие сельскохозяйственных земель, объектов животноводства, выгребных ям и пр.

Третий пояс зоны санитарной охраны создается с целью исключения попадания химического загрязнения в подземный горизонт. Размеры третьего пояса чаще всего соответствуют зоне формирования запасов подземных вод, т.е. совпадают с границами месторождения. Радиус зоны третьего пояса санитарной охраны равен радиусу депрессионной воронки, созданной вследствие работы водозабора.

В целом, если исходить из разумных соображений, расчет второго и третьего пояса зоны санитарной охраны выполняется на основании известных гидрогеологических параметров пласта, которые определяются путем проведения опытных откачек на водозаборе, требующих последующей обработки и выполнения серии гидродинамических расчетов. Гидродинамические расчеты требуют профильного гидрогеологического образования и достаточно высокой квалификации.

Однако, в подавляющем большинстве случаев Проекты организации зоны санитарной охраны пишутся теми, кто ничего не понимает в гидрогеологии. Опытных откачек никто никогда не проводит. Как следствие, точность расчетов остается на совести эколога.

Но! Все проекты проверяются и благополучно проходят экспертизу. Это происходит исключительно благодаря тому, что проверяющие сотрудники Роспотребнадзора также ничего не смыслят в гидрогеологии. Таким образом, расчеты размеров второго и третьего поясов зоны санитарной охраны, чаще всего, производятся и проверяются людьми, не способными выполнить их правильно. В итоге – минус на минус дает плюс и всех всё устраивает.

Касательно рядового владельца водозаборной скважины – главный его интерес состоит в том, чтобы Роспотребнадзор одобрил Проект ЗСО и тем самым разрешил эксплуатировать водозабор в питьевых целях. Иные «тонкие материи» его не касаются.

В данной ситуации остается лишь посоветовать обратить главное внимание на то, чтобы земельный участок в пределах первого пояса строго режима находился в собственности владельца водозаборной скважины, либо в долгосрочной аренде. Только в этом случае возможно отчуждение земли под зону санитарной охраны.

После утверждения Проекта зоны санитарной охраны направляется письмо в администрацию населенного пункта с просьбой нанести границы первого, второго и третьего пояса зоны санитарной охраны на карты и планы с целью соблюдения режима в пределах каждого пояса. Так, например, бурение новых скважин в пределах второго и третьего пояса ЗСО возможно только по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Также на земли в пределах зоны санитарной охраны питьевого водозабора накладывается и ряд прочих ограничений.

В заключении стоит отметить, что для водозаборов технического водоснабжение оформление Проектов организации зоны санитарной охраны не требуется. Однако, если скважина вскрывает питьевой горизонт, вокруг нее также должен быть организован первый пояс строго режима зоны санитарной охраны.

Научно-производственная группа «Тектоника».

Гидрогеологические исследования. Все виды работ: поиск и разведка подземных вод, оценка запасов, водопонижение, осушение, дренаж, водоотлив.

geomaster2010.livejournal.com

охранная зона. СанПиН 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения :: SYL.ru

Охранные зоны регулируются специальными регламентами, нормативами и правилами пользования ресурсов. Для водозаборов, водоводов и водопроводов существуют специальные разделы СанПиН, в которых прописаны в том числе и природоохранные и санитарно-гигиенические правила. В частности, документом СанПиН 2.1.4.1110-02 регламентируется эксплуатация водопровода, располагающегося в охранной зоне. Прописанные правила имеют законную форму и распространяются на всех граждан, а также юридических лиц.

Что такое охранная зона?

Применительно к водопроводу охранные мероприятия ставят целью выполнение комплекса мер, направленных на минимизацию загрязнений ресурса. Это может относиться к разным типам водопроводных сетей и каналов – в том числе подземным, поверхностным и искусственным. При этом существует классификация зон по принадлежности к разным поясам. К примеру, первый пояс охватывает водозаборные объекты, водопроводящие каналы и площадки водопроводных конструкций. Он предназначен для предотвращения рисков умышленного или случайного повреждения сооружений и загрязнения непосредственно воды. Второй и третий поясные зоны также называются площадками ограничений. Это места, в которых действуют меры предупреждения загрязнения источников воды. На этапе проектирования зонам санитарной охраны источников водоснабжения предписывается перечень защитных мероприятий. Как правило, они ориентируются на разработку и соблюдение правил, направленных на поддержание оптимального химического и биологического состояния каналов водоснабжения.

Факторы определения защитной зоны

Одним из ключевых факторов является дальность распространения загрязнений. Его определяют следующие параметры:

  • Вид источника водоснабжения (подземный или поверхностный).
  • Уровень и потенциал естественной защиты от загрязнений.
  • Характеристики загрязнений – биологические, химические и микробные.
  • Гидрогеологические условия.

При разработке проекта и определения границ конкретной зоны специалисты берут во внимание также и текущий состав воды, и время, требуемое на процесс выживания в ней нежелательных микроорганизмов. Усчитываются и химические процессы в среде, которую обслуживает водопровод. Охранная зона также характеризуется температурными показателями, адсорбцией и физическими процессами. В комплексе эти и другие характеристики позволяют определить оптимальные границы для охранной территории с присвоением ей статуса того или иного пояса.

Что представляет собой охраняемый водопровод?

Несмотря на вхождение в охранную зону, водопровод не является объектом заповедника без практического функционального назначения. Технически он выполняет свои первостепенные задачи водоснабжения потребителей. Цели такого водоснабжения могут техническими, бытовыми, промышленными и пищевыми. В комплекс водопровода входят инженерные коммуникации, насосные станции, очистительные, напорные и фильтрационные сооружения. В зависимости от источника снабжения могут применяться замкнутые подземные тоннели с трубами, поверхностные незамкнутые лотки и резервуары для временного или постоянного хранения воды. Опять же, зоны санитарной охраны источников водоснабжения изначально проектируются с учетом и технической части реализации объекта. Рассчитываются и конструкционные решения для более эффективного использования ресурса, и характеристики применяемого оборудования. Для трубопроводов могут использовать такие материалы, как сталь, асбесто- и железобетон, а также в некоторых случаях и древесина.

Виды водопроводов охранной зоны

Существуют местные локальные и магистральные водопроводы, расположенные в охранной зоне. Как правило, на принадлежность к одной из этих категорий определяется потенциалом источника с точки зрения объемов водоснабжения. В соответствии с этой характеристикой производится и окружающее обустройство территории охранной зоны инженерными коммуникациями. Помимо этого, различают нагнетательный и безнапорный водопроводы. Охранная зона с коммуникациями первого типа предполагает включение в инфраструктуру насосного оборудования или задействование местных плотин. В случае с безнапорными или гравитационными водопроводами ресурс доставляется самотеком. Это позволяет экономить на электроэнергии, однако имеют место проблемы с регуляцией потока.

Защитные мероприятия для подземных источников

Если объект располагается в первом охранном поясе, то защитные мероприятия ориентируются главным образом на исключение негативных воздействий на питьевую воду со стороны люков, скважин и переливных трубопроводов. Точки водозаборов оснащаются средствами автоматизированного контроля состава воды и аппаратурой, регулирующей параметры работы водопровода. Что касается второго и третьего поясов, то одной из главных задач является тампонирование, обнаружение и по возможности восстановление старых или неправильно используемых скважин. Также предусматривается и бурение новых скважин, но только при согласовании с органами санитарно-эпидемиологического надзора. Существует и ряд строгих запретов, которые направлены на химическое и физическое предохранение водопровода. Охранная зона в этих поясах предполагает запрет на размещение минеральных удобрений, химикатов и горюче-смазочных веществ.

Защитные мероприятия для поверхностных источников

В отношении первого пояса охраны действуют ограничения на спуск сточных вод транспорта, стирку, купание и организацию водопоя для скота. Также вводится запрет на другие разновидности пользования воды, которые влияют на ее качественный состав. В случае с судоходными водоемами, располагаемыми над водоприемниками, размещаются бакены с системой освещения. Акваторию ограждают буйками и предупредительными знаками. Более жесткие меры распространяются на второй и третий пояса, в которых находится охранная зона водопровода. Правила, в частности, регулируют отвод территорий для строительства объектов сельскохозяйственного, жилого и промышленного назначения. Полный запрет на подобные проекты не вводится, но в процессе согласования учитываются риски влияния деятельности будущих объектов на характеристики охраняемого ресурса. Кроме того, не допускается отвод сточных вод в водозаборной зоне, если они не отвечают санитарным требованиям.

В пределах акватории запрещаются все мероприятия, связанные с добычей гравия и песка. В зависимости от результатов гидрологического расчета, может вводиться и запрет на земляные работы в охранной зоне водопровода, работающего от поверхностных источников.

Границы охранной зоны

Для начала стоит отметить, что внутри зоны действуют разные границы в зависимости от пояса. Так, первый пояс может простираться на минимальные расстояния от 10 до 30 м в радиусе в зависимости от технологического сооружения. Например, расстояние от водонапорной башни составляет не менее 10 м, а фильтры и регулирующие резервуары работают с отступом от границы минимум на расстоянии 30 м. В свою очередь, санитарно-защитная полоса формируется вокруг охранной зоны водопровода. Сколько метров она составляет? Это зависит от диаметра водовода – например, при типоразмере в 100 см отступ будет достигать 10 м, а диаметр свыше 100 см обусловит дальность границы на 20 м. Опять же, речь идет о минимальных дистанциях. В зависимости от других параметров коммуникаций и условий эксплуатации зоны эти показатели могут меняться в сторону повышения.

Зона для санитарной полосы

В границах санитарной полосы строго регулируется строительство и хозяйственное потребление водных ресурсов. В этой зоне изначально не должны располагаться источники с грязной водой, которая может оказать влияние на охраняемые каналы водоснабжения. Поэтому перед организацией данной полосы проводятся также геодезические исследования с анализом грунтовых вод и почвенного покрова. Как и строительство в охранной зоне водопровода, на данной территории вводятся жесткие ограничения на обустройство новых объектов сельскохозяйственного и промышленного назначения. Также запрещается организация свалок, фильтрационных и ассенизаторских полей.

Расположение стоков по отношению к охранной зоне

Уже отмечалось, что вблизи охранных зон могут располагаться объекты разного назначения, которые не загрязняют источники водоснабжения. Но в этом случае неизбежно требуется регуляция стоков и работа канализационных каналов данных объектов. В соответствии с нормативами здания должны быть обеспечены каналами отвода сточных вод в приемники местных очистных сооружений или в производственную канализацию. Независимо от способа ликвидации стоков, отдельно регулируется взаимоотношение охранных зон водопроводов и канализаций. Размеры зон с радиусом относительно источника в 30-50 м не должны подвергаться влиянию отходов от зданий, расположенных на ближней территории. Если отсутствует возможность стороннего отвода нечистот с соблюдением санитарно-гигиенических норм, то объекты должны оборудоваться водонепроницаемыми приемниками отходов.

Требования к характеристикам воды в источниках

Для поддержания оптимального состояния воды в охраняемой зоне обязательно требуется регулярный анализ ее состава. В частности, на поверхности воды должны отсутствовать масляные нефтяные пленки. В случае с водой, предназначенной для питьевых или бытовых нужд, объем взвешенных частиц не должен быть выше 0,25 мг на 1 дм3. Отдельно рассчитывается и содержание кислорода в растворенном виде – не меньше 4 мг на 1 дм3. Применяются и методы визуальной оценки качества питьевой воды. Так, например, окрас водяного столба не должен проявляться при 20 см. Данные для подобных анализов получают непосредственно из водопровода. Охранная зона подвергается подобным исследованиям в соответствии с графиком, предусмотренном в проекте. Хотя в дальнейшем в зависимости от изменения условий эксплуатации объекта регулярность проведения анализов может меняться.

Регуляция прокладки трубопроводных сетей

Трубопроводы для систем водоснабжения обычно ориентируются на обслуживание чистой среды с минимальным включением инородных элементов. Поэтому в случае соответствия санитарно-гигиеническим нормативам прокладка водопровода разрешается в первом поясе охраняемых зон. Но, опять же, после тщательного исследования источников и потребителей, с которыми он должен будет работать.

Действуют и запретительные меры, полностью исключающие организацию сторонних сетей в пределах охраняемых зон. Прежде всего, это касается прокладки водопровода для магистральных сетей независимо от назначения. То же самое правило действует применительно к другим коммуникациям, которые взаимодействуют с очистительными, промышленными или сельскохозяйственными объектами.

Заключение

Правила регуляции защитных мероприятий в зоне работы охраняемого водопровода исходят из мотивов поддержания чистоты водного ресурса. Вышеописанные требования и ограничения оправдывают себя с точки зрения экологической, санитарной и биологической безопасности потребителей. Поэтому вполне логично в охранной зоне водопровода запрещается размещение строительных объектов, которые могут способствовать загрязнению водного ресурса. Это же касается и других запретительных мер. Но вместе с этим разработчики нормативных документов стремятся расширять технологические возможности применения охраняемых источников. В этом помогает модернизация эксплуатируемого оборудования, введение новых систем регуляции водоснабжения и современные способы очистки воды.

www.syl.ru

Методические указания по санитарному контролю и технической эксплуатации водопроводов с подземными источниками водоснабжения, Методические указания Минздрава СССР от 29 января 1982 года


УТВЕРЖДАЮ Начальник Четвертого главного управления при Минздраве СССР Е. И. Чазов 29 января 1982 года


Составители: Г.П. Зарубин, И.К. Лысогорова

Настоящие методические указания составлены с учетом Постановления Совнаркома СССР за N 96/834 "О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения" от 17 мая 1937 года*; Строительных норм и правил П-31-74, "Водоснабжение, наружные сети и сооружения"; "Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест"**, 1979 г., согласованных с Главным Санэпидуправлением Минздрава СССР N 121-14/3438-14 от 16.09.1977 года; "Правил выбора и оценки качества источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения" ГОСТ 17.1 3.03-77. Также использованы и переработаны "Инструктивно-методические материалы эксплуатации артезианских скважин". М., 1965, составленные Г.П. Зарубиным и И.П. Овчинкиным.
________________
* Фактически утратило силу со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации;

** На территории Российской Федерации документ не действует. Действует МДК 3-02.2001. - Примечание изготовителя базы данных.

I. ВЫБОР ПОДЗЕМНОГО ИСТОЧНИКА ВОДОСНАБЖЕНИЯ

1. При выборе источника водоснабжения в первую очередь должны быть использованы межпластовые напорные подземные воды, так как они надежно защищены от внешнего загрязнения. При невозможности выбора таких источников водоснабжения следует переходить к другим источникам, в порядке снижения их надежности: межпластовым безнапорным; трещинно-карстовым (при условии их особо тщательной гидрологической разведки и характеристики) и др.

2. При выборе подземных источников водоснабжения должны быть использованы такие воды, состав и свойства которых соответствуют требованиям ГОСТа 17.1 3.03-77 "Правила выбора и оценка качества источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения".

3. Если вода подземного источника не соответствует требованиям ГОСТа 2874-73* "Вода питьевая", по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы источник водоснабжения может быть использован, но при условии выполнения дополнительных мероприятий.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 51232-98, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

4. При выборе подземного источника водоснабжения необходимо иметь:

а) гидрологическую характеристику используемого водоносного горизонта, данные о наличии и характере перекрывающих его слоев и степени их водонепроницаемости, данные о зоне питания и соответствия дебита источника намечаемому водоотбору, статический и динамический уровень воды;

б) краткую характеристику объекта, ситуационный план с нанесением места предполагаемого водозабора; схему проектируемого водопровода с указанием суточного уровня водопотребления на расчетную перспективу; данные о качестве воды источников;

в) санитарную характеристику местности, непосредственно прилегающей к скважине; расположение и расстояние от скважины до возможных источников ее загрязнения, наличие брошенных скважин, поглощающих воронок, провалов, подсосов из других горизонтов;

г) данные о возможности организации зон санитарной охраны источника водоснабжения; примерные границы зоны санитарной охраны по отдельным ее поясам.

5. При выборе участков для размещения водозаборных сооружений необходимо учитывать, что участок должен находиться в благоприятных, в санитарном отношении, условиях, исключающих возможность загрязнения используемых подземных вод бытовыми и промышленными сточными водами, или водами с повышенной минерализацией, газонасыщенностью и вредными компонентами.

II. ЗОНЫ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ

1. Для обеспечения санитарно-эпидемиологической надежности водоисточника должны предусматриваться зоны санитарной охраны.

2. Проект зоны санитарной охраны водопровода и санитарные мероприятия, проводимые в зонах, должны согласовываться с органами санитарно-эпидемиологической службы.

3. При проектировании зон санитарной охраны подземного источника водоснабжения необходимо выявить: область его питания; характер слоев грунта, разделяющих водоносный горизонт от поверхностных вод и других водоносных горизонтов; установить характер и наличие нарушений естественных гидрогеологических условий.

4. Для первого пояса санитарной охраны устанавливаются следующие расстояния от водозабора:

для надежно защищенных горизонтов - не менее 30 м;

для незащищенных, недостаточно защищенных горизонтов и инфильтрационных водозаборов - не менее 50 м.

5. Территория первого пояса отдельно стоящих артезианских скважин или любого другого водопроводного сооружения, а также группы водопроводных сооружений, должна быть обнесена глухим ограждением высотой не менее 2,5 м. Примыкание строений к ограждению не допускается.

6. Территория первого пояса должна быть озеленена, освещена и спланирована с обеспечением отвода поверхностного стока за ее пределы.

7. Все здания и туалеты должны быть обеспечены системами водоотведения за пределы зон санитарной охраны.

8. Границы второго пояса зоны санитарной охраны необходимо устанавливать с учетом условий питания и загрязнения используемого водоносного горизонта.

9. На территории второго пояса запрещается:

располагать животноводческие фермы ближе 300 м от границ первого пояса;

располагать стойбища и выпас скота ближе 100 м от границ первого пояса.

10. Все виды строительства на территории второго пояса должны согласовываться с санитарно-эпидемиологической службой.

III. ВОДОЗАБОРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

1. Проектирование и бурение артезианских скважин должно производиться в соответствии с требованиями СНиП II-31-74 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Проект необходимо согласовать с санитарно-эпидемиологической службой.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует СНиП 2.04.02-84. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Для подъема воды из скважин надлежит применять центробежные скважинные насосы с погружным электродвигателем или центробежные насосы с горизонтальным валом.

3. Перед спуском насоса в скважину надлежит предварительно освободить и очистить его поверхность от механического загрязнения, затем промыть и прохлорировать.

4. Недопустимо нарушение герметичности оголовка артезианской скважины.

5. Для нормальной эксплуатации скважины устье ее следует располагать в наземном павильоне, в исключительных случаях - в заглубленной камере.

6. В случае размещения устья скважины в заглубленной камере необходимо обеспечить ее гидроизоляцию. Не допускается скопление грунтовых вод на дне камеры.

7. Артезианские скважины должны быть оборудованы:

- уровнемерами для наблюдения за динамическим уровнем;

- трубопроводом для отвода воды при прокачке;

- водомером для систематических измерений дебита скважин;

- краном для отбора проб воды;

- трапом с внутренним отводом воды из помещения скважины при откачке для отбора проб воды.

8. Учет производительности скважины следует вести по водомеру, динамический уровень измеряют не реже 1 раза в месяц, статический - при остановке насоса после восстановления уровня водоносного горизонта, но не реже 2-х раз в месяц. Эти данные заносятся в специальный журнал.

9. Качество воды, подаваемой потребителям, должно отвечать требованиям ГОСТа 2874-73 "Вода питьевая" (приложение N 1).

10. Один раз в год, в период, определяемый местными условиями, производят генеральную проверку состояния скважины, оборудования и всех трубопроводов.

11. На каждую эксплуатируемую скважину необходимо иметь технический паспорт, в который заносят данные результатов проверки скважины (п.3.10).

12. При ухудшении качества воды, вызванного загрязнением скважины, проводят мероприятия по предотвращению дальнейшего загрязнения водоносного горизонта с последующей промывкой ствола скважины и длительной откачкой воды, а также дезинфекцией (приложение N 2).

13. Пуск скважины в эксплуатацию после дезинфекции допускается только после получения удовлетворительных анализов воды, произведенных лабораторией Санэпидстанции.

IV. НАСОСНЫЕ СТАНЦИИ

1. При эксплуатации насосных станций персонал обязан:

а) осуществлять управление режимом работы насосных станций, а также наблюдение и контроль за работой насосных агрегатов, оборудования и коммуникаций;

б) поддерживать надлежащее санитарное состояние и содержание в помещении насосной станции;

в) исключить хранение в помещении насосной станции посторонних предметов, оборудования и др.;

г) вести систематический учет работы насосной станции и соответствующие записи в журналах эксплуатации.

2. На насосных станциях должна храниться следующая техническая документация:

а) генеральный план площадки насосной станции с нанесенными подземными коммуникациями и устройствами;

б) оперативная технологическая схема коммуникаций, агрегатов и переключений;

в) журнал учета забираемой воды из источника.

V. РЕЗЕРВУАРЫ И ВОДОНАПОРНЫЕ БАШНИ

1. При эксплуатации резервуаров и водонапорных башен персонал обязан:

а) осуществлять наблюдение за уровнями воды;

б) периодически промывать резервуары, очищать их днища от осадков, а стены и колонны от обрастаний;

в) систематически проводить испытание на утечку воды из резервуара, а также принимать меры к устранению течей воды внутрь резервуара через стены и перекрытия.

2. Резервуары должны быть оборудованы контрольно-измерительными приборами, обеспечивающими контроль за уровнем воды. Необходимо обеспечивать возможность взятия проб воды без доступа в резервуар.

3. Входы и лазы в подземные резервуары и водонапорные башни должны быть герметично закрыты и опломбированы. Порядок входа в резервуар и водонапорные башни устанавливается инструкциями по согласованию с санитарно-эпидемиологической службой.

4. При ухудшении бактериологических и физико-химических показателей воды в резервуаре или баке водонапорной башни производят их промывку, которая заключается в пропуске через эти емкости повышенных расходов воды. Продолжительность промывки определяют по эффекту улучшения бактериологических и физико-химических показателей воды.

5. Если промывка не дает положительных результатов, резервуары и баки водонапорных башен очищают от осадков и обрастаний стен с последующей промывкой из брандспойта. Периодичность очистки не реже одного раза в 2 года.

6. По окончании очистки, окраски или ремонта в резервуарах и баках водонапорных башен, составляют специальный акт, в котором указывают:

а) время снятия пломб;

б) перечень произведенных работ;

в) ответственного производителя работ;

г) характеристику санитарно-технического состояния резервуара;

д) время окончания работ и способ проведения дезинфекции.

7. После окончания ремонта или чистки резервуара обязательно проводят его дезинфекцию хлорной водой (приложение N 2).

8. Администрация объекта обязана сообщить в Санэпидстанцию об окончании работ по очистке, окраске или ремонту и последующей промывке резервуаров.

9. Допуск персонала в резервуары, башни и на территорию, занимаемую ими, должен быть ограничен, за исключением случаев особой необходимости. Допуск посторонних лиц на территорию расположения резервуаров категорически запрещен.

10. Люки резервуаров чистой воды должны быть опечатаны или опломбированы.

11. Поверхность подземных резервуаров (насыпь) должна быть спланирована, засеяна травой, которую необходимо скашивать, не допуская зарастания у люков. К люкам должен быть легкий доступ (лестницы с перилами) для осмотра состояния люков и другого оборудования на резервуарах.

VI. СИСТЕМЫ ПОДАЧИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВОДЫ

1. В задачи технической эксплуатации систем подачи и распределения воды входят:

а) надзор за состоянием и сохранностью водопроводной сети, устранение аварий;

б) текущий и капитальный ремонт на сети;

в) надзор за строительством и приемка в эксплуатацию новых линий сети.

2. На основе результатов осмотров и проверки действия оборудования разрабатывают и выполняют мероприятия по техническому содержанию сети путем проведения профилактических, текущих и капитальных ремонтов.

docs.cntd.ru

Выгоды владельца скважины от проекта ЗСО

Санитарное эпидемиологическое благополучие людей является острой необходимостью и залогом здорового развития общества. В особенности это касается питьевой воды, которая должна соответствовать определенному уровню качества. Поэтому закон предусматривает создание зон, в которых обеспечивается санитарная охрана питьевых источников.

Зона санитарной охраны – территория с питьевым источником, на которой должен соблюдаться особый режим для предотвращения загрязнения воды.

ЗСО состоит из трех поясов. Первый пояс включает территорию расположения водозаборов (скважин, колодцев, водонапорных башен и др.), площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения водного источника. Подробнее о поясах ЗСО читайте в этой заметке.

С одной стороны закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” гласит о том, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении, радиационном и химическом, а также иметь приятный вкус (ст. 19). С другой стороны – закон “Об охране окружающей среды” предписывает, чтобы организации вели свою деятельность с соблюдением прав человека на благоприятную окружающую среду с обеспечением для них благоприятных условий (с. 3).

Когда организация обеспечивается водой без подключения к центральному водоснабжению, а с помощью артезианской скважины, исполнить предписание закона помогает проект зоны санитарной охраны скважины. Полное название документа - "Проект организации зоны санитарной охраны скважины". Обычно скважинами пользуются те, кто территориально удален от Водоканала. Это городские и сельские поселения, детские лагеря, базы отдыха, санатории, пансионаты.

Разработка проекта ЗСО скважины

Разработкой проекта обычно занимаются проектные экологические организации, однако выполнить эту работу способен штатный сотрудник компании, ответственный за охрану окружающей среды. Основной документ, на основании которого инженер-эколог разрабатывает проект – СанПиН 2.1.4.1110-02. "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Специализированного программного обеспечения для расчета границ поясов ЗСО и оценки защищенности подземных вод не потребуется (вычисление делается по трем простым формулам). Сложности могут возникнуть при описании гидрогеологической характеристики района расположения артезианской скважины. В целом же разработать том вполне реально, особенно когда известно содержание проекта, удовлетворяющее экспертную организацию и ФБУЗ, и есть образец проекта ЗСО скважины.

Разница между подготовкой проекта профильной организацией и штатным сотрудником в том, что у инженера-эколога есть навык в этом вопросе и опыт общения с госорганами, а также налаженные связи с проверенной лабораторией. У штатного сотрудника все же возникнет масса вопросов, и в отсутствие опыта, скорее всего, придется исправлять замечания экспертной организации или даже Роспотребнадзора.

Проект зоны санитарной охраны скважины выполняется с несколькими целями:

  • Исполнить законодательство.
  • Рассчитать границы трех поясов ЗСО и оценку защищенности воды из скважины.
  • Провести отбор проб воды и проверить их в лаборатории на соответствие СанПиН 2.1.4.1110-02.
  • Установить правила и режим хозяйственного использования территорий поясов ЗСО.
  • Разработать мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО, чтобы предупредить загрязнение источников водоснабжения.

Это же является и выгодами владельца скважины - организации, индивидуального предпринимателя - от наличия проекта ЗСО.

Результатом подготовки и согласования проекта является получение санитарно-эпидемиологического заключения из Территориального Управления Роспотребнадзора. Документ подтверждает, что проект ЗСО скважины соответствует СанПиНу 2.1.4.1110-02. Заключение дается на основании экспертного заключения ФБУН (ФБУЗ). По сути, положительное саниэпидзаключение подтверждает, что вода из скважины, организация зоны санитарной охраны на определенной территории добывается легально и безопасна для тех, кто ее потребляет.

Как получить санитарно-эпидемиологическое заключение

  • Заключение договора с проектной организацией.
  • Передача исходных данных для разработки проекта в проектную организацию. Забор проб воды из скважины для анализа в аккредитованной лаборатории. Передача проб в лабораторию.
  • Аккредитованная лаборатория проводит испытания. ФБУЗ выдает протоколы результатов анализа; протоколы передаются в проектную организацию.
  • Разработка проекта инженером-экологом.
  • Передача разработанного проекта во ФБУЗ.
  • ФБУЗ выдает экспертное заключение о соответствии проекта СанПину.
  • Передача ЗСО и экспертного заключения в Роспотребнадзор.
  • Роспотребнадзор выдает санэпидзаключение. Согласованный проект зоны санитарной охраны скважины готов!

Рис 1. Этапы получения санитарно-эпидемиологического заключения

Ключевые моменты в проекте ЗСО

В проект зоны санитарной охраны скважины входит текстовая часть, картографический материал и копии документов организации, перечень предусмотренных мероприятий со сроками их исполнения и исполнителями, согласованный с землепользователями, сроками. Подробнее о разделах проекта читайте в статье.

В этой заметке мы затронем ключевые моменты проекта, с которыми владельцу скважины необходимо будет работать.

Во-первых, результаты анализа проб воды из скважины. Параллельно с разработкой берутся пробы и отвозят в лабораторию на анализ. Если протоколы анализа показали превышение по какому-либо из показателей, следует принять меры. Как минимум приостановить водопользование источником. Если иного источника воды нет, значит, имеет смысл установить фильтры или найти источник загрязнения и устранить загрязнение воды. После этих действий необходимо снова взять анализы и проверить устранена ли проблема.

Во-вторых, границы. Эколог рассчитает их в проекте, а владельцу скважины следует отмерить рассчитанные границы и в дальнейшем организовать зону в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02. (рис.2.)

Рис. Требования СанПин 2.1.4.1110-02 к организации 1-го пояса ЗСО


В-третьих, характеристика санитарного состояния трех поясов. В проекте будет приведена характеристика санитарного состояния каждого из поясов, согласно СанПиН 2.1.4.1110-02. Обычно она представляется в табличном виде, где приводится пункты из СанПиН, требования из СанПиН и существующее положение. Все пункты необходимо соблюдать, а выявленные недочеты устранить. Недочеты оформляются отдельной таблицей и называются “Единовременные мероприятия, проводимые на водозаборе” (рис.3.)

Рис.3.  Таблица “Единовременные мероприятия, проводимые на водозаборе”


В-четвертых, план мероприятий по поддержанию и улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны по предупреждению загрязнения и улучшению качества питьевой воды скважины. Организация должна его соблюдать для сохранения уровня качества воды и улучшения. План представляется в табличной форме с перечислением задач, их целями, сроков исполнения, стоимости исполнения и ответственными. Документ подписывается руководителем компании. (рис.4).

Рис.4. Таблица "План водоохранных мероприятий..."

Наконец, в пятых, план мероприятий по поясам ЗСО, согласованный с землепользователями. Второй и третий пояса зачастую выходят за границы территории объекта, поэтому поддержание режима в предписанном СанПиНом состоянии требует взаимодействия с землепользователями-соседями. Мероприятия следует согласовать с ними и в срок исполнять. Пример плана приведен на рисунках.

Рис.5. Таблица "Перечень мероприятий постоянного и режимного характера, правил и ограничений по улучшению санитарного состояния..."

Как видите, согласованный проект ЗСО скважины – лишь часть важной и ответственной работы, которую предстоит выполнить владельцу скважины. Однако грамотная разработка проекта вносит ясность и последовательность в действия по обеспечению качественной водой сотрудников организации и других водопользователей.

Видео о том, как в программе рассчитать границы поясов зон санитарной охраны


Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на разработку проектов можно обратившись по почте [email protected] или по номеру 8-800-500-81-25.

ecolusspb.ru


Смотрите также