8 800 333-39-37
Ваше имя:
Номер телефона:

Понятие о почве и ее плодородии


3. Понятие о почве и ее плодородии

1 ЗАДАЧи ПОЧВОВЕДЕНИЯ в Развитии с/х. Землеустройство

Должны знать:

1)законы почвообразовательного процесса.

2)роль факторов в процессах почвообразования.

3)географическую закономерность распространения почв.

4)научные основы рационального использования почв в целях землеустройства.

5)дать оценку тем или иным свойствам почв и разработать мероприятия по их оптимизации

Должны уметь:

1)в полевых условиях определить название почвы (тип,подтип,вид,разновидность).

2)проводить в полевых условиях описания морфологических признаков почв (внешний,).

3)проводить анализы почв, которые определяют ее плодородие (плотность,содержание гумуса элементов питания,физико-химические свойства и степень засоления).

4)использовать материалы почвенных обследований для цели землеустройства и оценки земель.

2. Роль почвы в биосфере:

1) средства производства

2) накопитель энергии и вещества (в 1 т. почвы в виде орган. вещества(гумуса) накоплено 20,938 энергии, которая эквивалентна 400 кг. нефти, 400 м3 газа или 1700 кв. электрической энергии).

3) санитарная

4) посредственная обмена энергии и веществами между живой и не живой природой.

Почва- представляет собой природное тело, которое входит в состав биосферы.

Почва- называется верхний слой земной коры, который формируется в результате естественных почвообразовательных процессах и отличается от других природных тел особыми свойствами.

Почва- является результатом взаимодействия живой и не живой природы.

Плодородие- способность почв обеспечивать растения микроорганизмы, необходимыми факторами и условиями для их жизнидеятельности.

Виды плодородия почв:

1)естественное(потенциальное) формируется в результате естественных почвообразовательных процессов и еще труд человека.

2)искусственное за счет деятельности человека.

3)экономическое(эффективное) определяется продуктивностью, урожайностью агроценозов, возделывание с/х культур.

Плодородие естественных и искусственных видов:

1)запас гумуса

2)NPK микроэлементы

3)агрофизические свойства

4)физико-химические свойства

5)механический состав солей

6)концентрация токсичных солей

Основной целью почвоведения является изучение свойств почв, разработка рекомендации, мероприятий направленных на оптимизацию свойств которые ограничивают урожайность с/х культур.

4.ВзАимосвязь почвоведения с другими науками

Почвоведение использует знания многих дисциплин: химии, физики, ботаники, физиологии растений, микробиологии, геологии, метеорологии. Кроме того в расмотрении свойств почв, протекающих в них абиотических и биологических процессов имеется своя специфика.

Почвоведение является научной основой для важнейших агрономических дисциплин – агрохимии, земледелия, сельскохозяйственной мелиорации, растениеводства, овощеводства и плодоводства. Знания по почвоведению необходимы и для решения экологических проблем.

5.Система методов исследования в почвоведении

Методы исследования:

1) профильный

– сравнение составов верхних и нижних слоев почвы

- направление почвообразовательных процессов (аккумуляции, миграции различных химических элементов)

2) сравнительно географический

- сравнение свойств почв факторами почвообразования:

климат

растительность

породы

рельеф местности

3) моделирование – изучение изменений свойств почв в результате искусственного создания фактора почвообразования в лабораторных условиях.

4) картографический – выявление закономерностей распространения почв на основании составленных почвенных карт для определенных территорий.

6.Особенность почвы,иерархические ее уровни строения

Особенность почвы:

1) существуют реально

2) имеет обьем и границы

3) обладает определенными, непостоянными свойствами:

- химический состав

- физические свойства

- водные и воздушные режимы

4) имеет определенные уровни строения иерархия:

1 атомный уровень

2молекула

3 механических элементов

4структуры

5 почвенный горизонт

6 почвенный профиль

7 почвенный покров(участок территории занятый одним типом почв называется элементарным почвенным ареалом ЭПА)

8 территория занятая несколькими типами почв- почвенная комбинация.

5)в отличие от других природных тел почва обладает определенной особенностью- плодородием.

Понятие о почве и ее плодородии

Категория: Разное

Первое научное определение понятия «почва» дал В. В. Докучаев. Он впервые установил, что почва — самостоятельное природное тело, образовавшееся в результате совокупной деятельности пяти факторов почвообразования: материнской породы, растительных и животных организмов, климата, рельефа местности, возраста страны.

П. А. Костычев подчеркнул ведущую роль растительности как фактора почвообразования и определил почву как «верхний слой земли до той глубины, до которой доходит главная масса растительных корней».

Новое определение почвы дал В. Р. Вильяме. По Вильямсу, почвой называется рыхлый слой земной коры, способный производить урожай растений. Существенным свойством почвы является плодородие, которое отличает почву от бесплодной горной породы. Под плодородием понимают способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания и воде. В отличие от космических факторов (света и тепла), получаемых от солнца, вода и питательные вещества — это земные факторы, на которые можно воздействовать с целью обеспечения ими культурных растений в течение всего вегетационного периода. Этим и определяется значение почвы как основного средства сельскохозяйственного производства.

Научные подходы П. А. Костычева и В. Р. Вильямса к вопросу определения понятий почвы и ее плодородия, учитывавшие в первую очередь отношение к почве растений, органически дополняет учение В. В. Докучаева о почвах, их свойствах и происхождении. Поэтому в современном почвоведении принято определение почвы, объединяющее в себе подходы генетического и агрономического почвоведения: почва — сложная полифункциональная и поликомпонентная система в поверхностном слое коры выветривания горных пород, являющаяся комплексной функцией горной породы, организмов, климата, рельефа и времени и обладающая плодородием.

Роль почвы в природе. По учению В. И. Вернадского, почва входит в состав биосферы — области распространения жизни на Земле. Располагаясь на границе соприкосновения и взаимодействия литосферы, атмосферы и гидросферы, почва играет специфическую роль в этой сложной системе планетарных оболочек, формируя особую геосферу — педосферу, или почвенный покров Земли. При этом роль почвы в природе сводится к выполнению нескольких глобальных функций.

Главнейшая из всех функций — обеспечение существования жизни на Земле. Из почвы растения получают элементы питания и воду, создают свою биомассу, которая является условием жизни животных и человека. Почва — это среда обитания многочисленных животных, а также микроорганизмов.

Следующая глобальная функция почвы заключается в регулировании химического состава атмосферы и гидросферы. Фотосинтез растений вместе с почвенным «дыханием» и дыханием организмов играют главную роль в поддержании состава приземного слоя атмосферного воздуха, а через него и атмосферы в целом.

Почвенный покров определяет также состав веществ, поступающих в реки, моря и океаны.

Кроме перечисленных глобальных функций почва играет роль общепланетарного аккумулятора энергии, трансформировавшейся в процессе фотосинтеза растений, и служит экраном, удерживающим в биосфере важнейшие элементы от геохимического стока в Мировой океан. Почвенный покров вместе с его микромиром выполняет функции универсального биологического поглотителя и нейтрализатора различных загрязняющих веществ.

Роль почвы в жизни человека. Благодаря плодородию почвы человек получает необходимые для жизни продукты питания.

Почва является основным средством сельскохозяйственного производства и характеризуется незаменимостью, ограниченностью в пространстве и неперемещаемостью. По отношению к человеческому обществу почва имеет двойственную природу: с одной стороны, это физическая среда, жизненное пространство существования людей, а с другой — экономическая основа, средство производства.

Крупные международные декларации и соглашения по проблемам природопользования (Всемирная стратегия охраны природы. Основы мировой почвенной политики) подчеркивают значение почвы как всеобщего достояния человечества, рационально использовать и охранять которое должны все люди Земли для современного и будущих поколений.

Проблемы землепользования связаны с комплексом социально-экономических вопросов, в частности с вопросами земельной собственности, земельного законодательства, земельного права, экономической оценки земли и др.

Почву человек использует универсально: строит жилье, возводит хозяйственные и промышленные сооружения, прокладывает дороги и, наконец, выращивает культурные растения.

Наука о почве дает возможность рационально осваивать земельные ресурсы, разрабатывать технологии возделывания сельскохозяйственных культур, увеличивать их урожай с единицы площади и производить экологически чистые продукты.

Почвоведение — это наука о почвах, их происхождении, составе, свойствах, о закономерностях их географического распространения и путях сельскохозяйственного использования.

Почвоведение является широкой естественно-научной дисциплиной, которая изучает почву как особое природное тело, как средство производства, как предмет приложения труда и, в определенной степени, как продукт этого труда.

История развития почвоведения. Корни научных знаний о почве уходят в глубокую древность и связаны с развитием земледелия. Однако многие тысячелетия развития сельскохозяйственного производства были лишь периодом накопления отдельных наблюдений и разрозненных знаний, передававшихся из поколения в поколение.

Человек имел представление о почве как рыхлом слое Земли, который является предметом земледельческой обработки, до тех пор, пока не возникли проблемы малоземелья, голода и снижения плодородия, вызвавшие необходимость получения большей продукции с меньшей площади. Для решения этих практических задач потребовалось развитие науки о почве.

В длительном историческом процессе накопления знаний о почвах выделяют несколько периодов, связанных с общим развитием естествознания.

1. Период накопления разрозненных фактов о свойствах почв и способах их обработки относится к первым следам земледельческой культуры (10...11 тыс. лет до н.э.), когда человек начал сравнивать почвы по их плодородию и изобретать приемы обработки с учетом свойств почв.

2. Период обособления знаний о почвах и введения первичного земельного кадастра совпадает с развитием рабовладельческого общества и характеризуется дифференцированным подходом к использованию различных почв. Одним из письменных памятников этого периода является «Кодекс Хаммурапи» — первое известное земельно-водное законодательство вавилонского царя, регламентирующее землепользование и водопользование. Планы землеустройства и схемы оросительных систем, сделанные древними вавилонянами на глиняных табличках, также представляют большой интерес.

3. Период первичной систематизации сведений о почвах относится к периоду греко-римской цивилизации (VIII в. до н. э. — III в. н. э.). Первые теоретические обобщения эмпирических сведений о почвах были сделаны в античных Греции и Риме. В сочинениях Аристотеля и его ученика Теофраста (IV в. до н. э.), а также писателей античного Рима — Катона, Варрона, Колумеллы и Вергилия (I в. до н. э.) были разработаны некоторые приемы повышения почвенного плодородия.

4. Период изучения почв и проведения земельно-кадастровых работ (VI—XVII вв.) связан с развитием почвенно-оценочных работ в целях налогообложения. В разные периоды этого времени в большинстве стран был введен официальный земельный кадастр. В России для учета земельных фондов учредили Поместный приказ и составили описания земель — Писцовые книги. В них указывали угодья — леса, луга, болота и особенно подробно пашни, которые делили по качеству на землю добрую, среднюю, худую и добре-худую. В начале XVII в. ценным источником информации являлась также «Книга Большому чертежу», которая представляла собой пояснение к карте Московского государства. После петровских реформ, когда вместо поземельной была введена подушная подать, а воинская повинность распространялась и на неслужилые классы, учет земель прекратили, так как в нем не было непосредственной государственной надобности.

5. Период зарождения экспериментального и географического изучения почв относится к XVIII в. и связан с развитием экстенсивного земледелия. В этот период значительное влияние на развитие почвенных знаний оказала «Книга о плодородии почвы», в которой немецкий ученый А. Кульбель (Германия, 1770) показал значение воды в питании растений. В России появились новые идеи о происхождении почв, которые были отражены в трудах академиков — М. В. Ломоносова (1763), П. С. Палласа (1773), И. А. Гюльденштедта (1791). В этот период были опубликованы почвенно-агрономические работы, из которых наибольшее значение имели «Примечания о хлебопашестве вообще» А. Т. Болотова (1768), «О земледелии» И. М. Комова (1789) и особенно «Описание моего владения» А.Н.Радищева (1801). Выдающийся писатель А. Н. Радищев в своей работе, целью которой было доказать путем экономических расчетов необходимость уничтожения крепостного права, много внимания уделил почвам и способам повышения их плодородия. Он писал: «Если кто искусством покажет путь легкий и малоиздержанный к претворению всякой земли в чернозем, то будет благодетель рода человеческого».

6. Период развития агрикультурхимии и агрогеологии в XIX в. предшествовал возникновению современного генетического почвоведении как самостоятельной науки, он совпадал с бурным развитием капитализма. В этот период вышли в свет работы основателей агрохимии М. Э. Вольни, А. Тэера, М. Г. Павлова, Ю. Либиха, сформулировавших основные принципы агрикультурхимии. В начале XIX в. немецкий ученый А. Тэер выдвинул теорию гумусового питания растений. Он считал, что растения непосредственно питаются органическим веществом. В подтверждение этой теории приводились доводы о том, что темноокрашенные почвы, удобряемые навозом, обладают высоким плодородием. Теория гумусового питания упорно держалась до 1840 г., когда вышла в свет книга Ю. Либиха «Химия в приложении к земледелию и физиологии». В ней было показано, что зеленые растения усваивают из почвы минеральные питательные вещества. Ю. Либих на основании теории минерального питания растений предложил применение минеральных удобрений. В этом бессмертная заслуга Ю. Либиха, так как с введением в практику сельского хозяйства минеральных удобрений значительно повысились урожаи культур. Появилась новая наука — агрикультурхимия, которая занималась разработкой способов применения удобрений. Однако Либих смотрел на почву как на мертвый субстрат, смесь минеральных и органических соединений. Агрикультурхимики мощность почвы ограничивали только пахотным слоем.

В этот период независимо от агрикультурхимического направления развивалось агрогеологическое направление в почвоведении (Ф. Фаллу, Г. Берендт, Ф. Рихтгофен и др.). Агрогеологи рассматривали почву как землистую массу, не признавали ее развития и возможности изменения под воздействием производства.

Таким образом, ни агрикультурхимические, ни агрогеологические направления не создали научного почвоведения.

7. Период создания современного генетического почвоведения связан с именем выдающегося русского ученого В. В. Докучаева (1846—1903). Докучаев развил почвоведение в широкую отрасль естествознания. Официально годом рождения почвоведения считается 1883 г., когда был опубликован фундаментальный труд В. В. Докучаева «Русский чернозем». В. В. Докучаев стал основоположником научного почвоведения. Он показал, что почва — это самостоятельное естественно-историческое тело, образовавшееся в результате совокупной деятельности пяти факторов почвообразования: материнской породы, живых организмов, климата, рельефа местности и возраста страны. Комплексные научные исследования природы привели Докучаева к выводу о необходимости изучения не только отдельных тел и явлений природы, но и существующих между ними закономерных связей и взаимодействий. Докучаев сформулировал закон зональности почв и показал, что с почвенными зонами тесно связаны сельскохозяйственные области и что в каждой зоне сельское хозяйство имеет свои особенности. Научная работа Докучаева была направлена на решение производственных задач. Изучая причины периодического повторения засухи и способы борьбы с ней, Докучаев показал прогрессирующее иссушение степей под влиянием вырубки лесов на водоразделах и в речных долинах. Для предупреждения губительного действия засухи Докучаев разработал систему мероприятий, в которую входили устройство водохранилищ в целях орошения земель, борьба с эрозией почв, закрепление и облесение оврагов, облесение песков, накопление зимой и весной влаги на водоразделах путем устройства прудов и водоемов, насаждения лесных полос, а также путем обработки почвы, направленной на накопление и рациональное использование влаги.

Вторым основоположником русского почвоведения был П. А. Костычев (1845—1895). Он указывал, что почва является источником питания растений и ее следует изучать в тесной связи с жизнью и потребностями растений. П. А. Костычев установил зависимость содержания перегноя от разложения растительных остатков микроорганизмами. Таким образом, были заложены основы биологического направления в почвоведении.

Особое значение имеют наблюдения Костычева за изменением структуры почвы при распашке черноземов. Главную причину понижения плодородия черноземных почв при продолжительном их возделывании Костычев видел в разрушении структуры чернозема вследствие обработки. Исследования Костычева показали, что при оставлении пашни под залежь однолетние сорные растения уступают место корневищным злакам, которые затем сменяются степными плотнокустовыми — типчаком и ковылем, способствуя восстановлению структуры почвы, и лет через 20...25 почва мало отличается от целины. В целях ускорения восстановления структуры почвы Костычев рекомендовал переходить от кратковременной залежи к полевому травосеянию. Он доказал, что возделывание кормовых трав дает возможность поддержать плодородие почвы и достигнуть большего постоянства урожаев.

Н. М. Сибирцев (1860—1900) был наиболее близким учеником и последователем Докучаева. Он уточнил то определение почвы как естественно-исторического тела, которое было дано Докучаевым. По Сибирцеву, почва сочетает в себе геологические процессы (выветривание) с биологическими. Н. М. Сибирцев систематизировал докучаевское учение о почвах, установил разделение почв на зональные, интразональные и азональные.

8. Период развития докучаевского почвоведения, его дифференциации и формирования специализированных направлений охватывает время между двумя мировыми войнами (примерно 1916-1941 гг.).

В этот период в почвоведении выделились самостоятельные разделы и направления: химия, физика, география и биология почв. Интенсивно развивалось сельскохозяйственное почвоведение. Благодаря классическим работам отечественных ученых К. Д. Глинки, К. К. Гедройца, В. Р. Вильямса, Д. Г. Виленского, В. А. Ковды и других позиции генетического почвоведения не только укрепились, но и развились новые «дочерние» дисциплины и направления почвоведения.

К. Д. Глинка (1867—1927) был ведущим почвоведом докучаевского почвенного комитета. Он написал ряд работ по генезису, географии и классификации почв, а также учебник по почвоведению, который публиковался в шести изданиях.

К. К. Гедройц (1872—1932) создал учение о поглотительной способности почв и обосновал мероприятия по известкованию и фосфоритованию кислых почв, по гипсованию солонцов. Методы лабораторных анализов почв, разработанные Гедройцем, используются и в настоящее время.

В. Р. Вильяме (1863—1939) творчески развил учение Докучаева и Костычева и поднял на более высокую ступень, неразрывно связал его с сельским хозяйством. Вильяме создал биологическое направление почвоведения, дающее теоретические основы управления плодородием почвы. Вильяме считал основным свойством почвы ее плодородие и показал, что существенным и общим признаком всех почв, отличающим их от материнских пород, служит концентрация в почвах биологически важных элементов питания, которая происходит в результате воздействия растительности на материнскую породу. Особое значение для поддержания и повышения плодородия почв Вильяме придавал созданию прочной комковатой структуры путем введения в культуру многолетних кормовых трав.

После Великой Отечественной войны продолжалась разработка учения о процессах выветривания земной коры и геохимии ландшафтов с целью изучения эволюции почвенного покрова и мелиоративной оценки земель.

Работы Л. И. Прасолова, И. П. Герасимова, Н. Н. Розова и др. по изучению почвенно-биоклиматических поясов легли в основу «Почвенно-географического районирования СССР». Значительное внимание уделялось совершенствованию единой классификации и диагностике почв, методам почвенного картирования, разработке методов бонитировки почв и экономической оценки земель.

В послевоенный период были проведены крупные исследования в области питания растений и применения удобрений, которые послужили отправной точкой для развития отечественной школы агрохимии и создания агрохимической службы в стране. В этот период шло активное изучение органических веществ почв (И. В. Тюрин, М. М. Кононова, Л. Н. Александрова, Д. С. Орлов и др.), почвенных процессов и режимов (А. А. Роде, И. С. Кауричев, Н. Н. Болышев), физико-химических и химических свойств почв (А. Н. Соколовский, Н. И. Горбунов, Н. Г. Зырин и др.), а также проводились агрофизические и мелиоративные исследования (Н. А. Качинский, В. А. Ковда).

В современный период работа почвоведов связана с разработкой теоретических основ повышения почвенного плодородия, рациональным использованием и охраной почв и другими проблемами сельскохозяйственного производства.

Почвоведение тесно связано с решением практических задач. Развиваются такие направления в почвоведении, как физика, химия, биология и микробиология почв, минералогия и микроморфология, динамика почвенных режимов, география и картография почв. При составлении почвенных карт применяются методы дешифрирования аэроснимков, а также спектрозональных снимков с космических спутников. Почвенные карты служат для учета земельных фондов. Они используются в землеустройстве, районных планировках, при организации ирригационных систем, планировании инженерных сооружений, транспортной сети и др.

Важнейшие практические задачи почвоведения — это эффективное и рациональное использование земельного фонда страны, минимальное отчуждение ценных высокоплодородных почв под градостроительство и другие несельскохозяйственные цели, охрана почв от эрозии, засоления, порчи и загрязнения. Решение этих задач требует глубокого изучения динамики почв и знания законов почвообразования в целях научно обоснованного управления почвенными процессами.

Плодородие почвы: повышение урожайности с помощью ядерных методов

Плодородие почвы – это способность почвы поддерживать рост растений и оптимизировать урожайность. Этого можно добиться за счет внесения в почву органических и неорганических удобрений. Ядерные методы позволяют получать данные, повышающие плодородие почв и урожайность сельскохозяйственных культур при минимальном воздействии на окружающую среду.

Повышение продовольственной безопасности и экологической устойчивости в сельскохозяйственных системах требует комплексного подхода к управлению плодородием почвы, который максимизирует урожайность при минимизации добычи запасов питательных веществ в почве и деградации физических и химических свойств почвы, что может привести к деградации земель, включая почву эрозия. Такие методы управления плодородием почвы включают использование удобрений, органических удобрений, севооборот с бобовыми культурами и использование улучшенной зародышевой плазмы в сочетании со знаниями о том, как адаптировать эти методы к местным условиям.

Объединенный отдел ФАО/МАГАТЭ помогает государствам-членам в разработке и внедрении ядерных технологий для повышения плодородия почвы, способствуя тем самым интенсификации растениеводства и сохранению природных ресурсов.

Различные подходы к эффективному управлению плодородием почвы

Комплексное управление плодородием почвы направлено на максимальное повышение эффективности агрономического использования питательных веществ и повышение урожайности сельскохозяйственных культур. Этого можно достичь за счет использования зернобобовых культур, повышающих плодородие почвы за счет биологической фиксации азота, и внесения химических удобрений.

Независимо от того, выращиваются ли они как зернобобовые, как зеленое удобрение, как пастбища или как древесные компоненты агролесохозяйственных систем, ключевая ценность бобовых культур заключается в их способности фиксировать атмосферный азот, что помогает сократить использование коммерческих азотных удобрений. и повышает плодородие почвы. Азотфиксирующие бобовые являются основой для устойчивых систем ведения сельского хозяйства, которые включают комплексное управление питательными веществами. Использование азота-15 позволяет понять динамику и взаимодействие между различными пулами в сельскохозяйственных системах, включая фиксацию азота бобовыми культурами и использование азота почвы и удобрений сельскохозяйственными культурами как в системах выращивания монокультур, так и в смешанных системах.

Плодородие почвы может быть дополнительно улучшено за счет внесения покровных культур, которые добавляют в почву органические вещества, что приводит к улучшению структуры почвы и делает почву здоровой и плодородной; с использованием сидератов или выращивания бобовых для фиксации азота из воздуха в процессе биологической азотфиксации; путем внесения микродоз удобрений для восполнения потерь в результате поглощения растениями и других процессов; и минимизируя потери из-за выщелачивания ниже корневой зоны растений за счет улучшения подачи воды и питательных веществ.

Вклад ядерных и изотопных методов

Изотопы азота-15 и фосфора-32 используются для отслеживания движения меченых азотных и фосфорных удобрений в почвах, посевах и воде, предоставляя количественные данные об эффективности использования, перемещении, остаточной эффекты и трансформация этих удобрений. Такая информация важна для разработки улучшенных стратегий внесения удобрений. Изотопный метод азота-15 также используется для количественного определения количества азота, зафиксированного из атмосферы посредством биологической фиксации азота бобовыми культурами.

Сигнатура изотопа углерода-13 помогает количественно определить заделку растительных остатков для стабилизации почвы и повышения плодородия. Этот метод также позволяет оценить влияние мер по сохранению, таких как заделка пожнивных остатков, на влажность и качество почвы. Эта информация позволяет определить происхождение и относительный вклад различных видов сельскохозяйственных культур в органическое вещество почвы.

Понимание плодородия почвы

Органическое вещество является ценной частью почвы. Это последняя стадия распада растений и животных и наиболее эффективный материал для улучшения почвы. При внесении в почву компост образует губчатую текстуру, которая увеличивает водоудерживающую способность почвы, обеспечивает необходимое поровое пространство, которое пропускает воздух, необходимый для хорошего роста растений. Органическое вещество не позволяет мельчайшим частицам глины сцементироваться в твердую массу. Это позволяет корням растений легко перемещаться по почве. Это увеличивает емкость катионного обмена или CEC, которая является мерой способности почвы удерживать питательные вещества. В то время как органическое вещество помогает почве удерживать и выделять больше питательных веществ, оно также способствует росту микроорганизмов, которые помогают улучшить состояние почвы. Итог: вещь хорошая.

В почву можно добавлять органические вещества в виде навоза, компоста, торфяного мха, перегноя и грибного компоста. Грубые формы, такие как опилки или измельченная кора деревьев, перед использованием необходимо компостировать в течение одного-двух лет. В то время как органическое вещество обеспечивает многие питательные вещества для растений, оно редко является сбалансированным источником питательных веществ для растений. Кроме того, гниющая солома, листья и опилки могут конкурировать с вашими растениями за доступный азот.

Хорошего может быть слишком много. Некоторые органические вещества, особенно навоз, относительно богаты азотом, фосфором и калием. Это может привести к дисбалансу баланса питательных веществ в почве, что может вызвать проблемы с вашими растениями. Кроме того, излишки питательных веществ, будь то от почвенных удобрений или удобрений, могут смываться. Те же самые питательные вещества, которые приносят пользу нашим растениям, могут вызвать чрезмерный рост водорослей с последующим истощением кислорода в наших водоемах. Это загрязнение приводит к разрушительным последствиям для рыб и других водных животных. Итог: больше не значит лучше.

Регулярное внесение органических удобрений и полных удобрений необходимо для садовых почв, используемых каждый год. Для декоративных растений и газонов внесение достаточного количества органического вещества еще более важно, поскольку есть только одна возможность внести его в почву перед посадкой или посевом. После посадки многолетних культур трудно смешать органические вещества, не повреждая корни растений. В этой ситуации можно вносить только небольшое количество органического вещества.

Все сельскохозяйственные культуры нуждаются в хорошо сбалансированном снабжении основными питательными веществами растений: азотом (N), фосфором (P), калием (K), магнием (Mg) и кальцием (Ca). «Полное» удобрение содержит различное количество первых трех элементов: азота, фосфора и калия.

Доступность питательных веществ для растений напрямую зависит от рН почвы. Кальций, магний, марганец, медь, цинк, железо и бор доступны для растений при рН почвы от 6,0 до 6,7. Низкий уровень pH также связывает некоторое количество кальция и фосфора, снижая их доступность. Кроме того, в почвах с чрезмерным содержанием калия может возникнуть дефицит магния и кальция. Избыток калия в почве конкурирует за поглощение кальция и магния растениями и снижает их поглощение. (Дополнительную информацию о рН почвы см. в разделе «Понятие рН почвы».)

Второстепенные элементы необходимы растениям в очень малых количествах и редко отсутствуют в почве. Большинство из них уже присутствуют или включены в коммерческие удобрения. Если вы подозреваете дефицит второстепенных элементов, проконсультируйтесь со своим окружным педагогом, прежде чем предпринимать какие-либо корректирующие действия. Некоторые второстепенные элементы, особенно бор, цинк и марганец, могут быть токсичными для растений, если их применять слишком много. Итог (еще раз): больше не лучше.

Удобрения бывают двух основных форм: органические, часто называемые натуральными, и неорганические, часто называемые химическими или синтетическими. Органические материалы происходят из живых организмов. Они расщепляются в почве бактериями на неорганические водорастворимые формы. Неорганические материалы представляют собой минеральные соли, растворимые в воде. Им не нужны бактерии, чтобы сделать их доступными для растений. Как только питательное вещество превращается в доступный неорганический материал, оно одинаково полезно для растения, независимо от того, произошло ли оно из органического вещества, неорганического удобрения или выветривания почвы.

Органические удобрения в их натуральной влажной форме включают все виды навоза и компоста, приготовленные из навоза и других побочных продуктов растений или животных. Коммерческие органические удобрения включают сухой навоз, костную и кровяную муку, хлопковую и соевую муку. Питательные вещества поступают медленнее в течение более длительного периода и с меньшей вероятностью вымываются из почвы. Органические удобрения обычно стоят дороже, чем неорганические, и недоступны для растений до тех пор, пока почвенные микробы не разрушат их.

Неорганические удобрения включают материалы, приготовленные из минеральных солей, которые содержат питательные вещества для растений в сочетании с другими элементами. Полное удобрение, содержащее все три основных элемента, полезно для многих почв и культур. Что на самом деле означают эти цифры на мешке с удобрениями? По закону на этикетке на упаковке удобрения должно быть указано количество азота, фосфора и калия в продукте именно в таком порядке. Каждое число равно проценту элемента в мешочке. Мешок 5-10-5 содержит 5% азота, 10% фосфора и 5% калия. Остальная часть сумки - наполнитель. Прежде чем вы подумаете, что такие низкие проценты расточительны, помните, что концентрированные питательные вещества могут повредить или уничтожить растения, которые мы хотим подкормить.

Составы удобрений, подходящие для общего использования на газонах и в саду: 5-10-5 и 5-10-10. По большей части удобрения с соотношением питательных веществ 1-2-2 или 1-3-1 для азота, фосфора и калия удовлетворят ваши потребности. Для посадки рассады овощей и цветов вы можете использовать одно из водорастворимых удобрений с высоким соотношением, такое как 10-55-10 (1:5:1).

Если в почве не хватает только одного элемента, подойдет несмешанное удобрение. Наиболее важными из этих несмешанных материалов являются азот и фосфор. Азот доступен в нитрате аммония, сульфате аммония или мочевине. Фосфор доступен в суперфосфатах или костной муке. Калий доступен в виде хлорида калия или сульфата калия.

Неорганические удобрения имеют преимущества. Они относительно недороги, и небольшие количества обеспечивают необходимые питательные вещества. Эти растворимые питательные вещества быстро доступны растениям. Из-за этого может произойти чрезмерное внесение удобрений и нанести вред растущим растениям. Тест почвы показывает, когда удобрение необходимо, а когда нет. Избыточное удобрение более серьезно, чем недостаточное. Как только питательные вещества попадают в почву, удалить их невозможно.

Чтобы наилучшим образом использовать почву, вы должны принимать активное участие в работе с почвой: проверять ее каждые три-пять лет и вносить известь и удобрения только в соответствии с отчетом об испытаниях почвы.


Learn more