8 800 333-39-37
Ваше имя:
Номер телефона:

Скважина это водный объект или нет


Относятся ли водозаборные скважины к гидротехническим сооружениям? Каким

Согласно п.4 ст.90 Земельного кодекса РФ для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения, в частности, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта.
В соответствии с п.23 ст.12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, в том числе за земли водного фонда, занятые водохранилищами, каналами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями в пределах полосы их отвода, а также государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства указанных объектов.
Следует иметь в виду, что указанная льгота предоставляется государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям вне зависимости от их отраслевой принадлежности. При этом сами мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения должны находиться в собственности государства.
Понятие гидротехнических сооружений определено ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ). К ним относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Таким образом, водозаборные скважины к гидротехническим сооружениям не отнесены.
Согласно ст.7 Федерального закона N 117-ФЗ гидротехнические сооружения учитываются в Российском регистре гидротехнических сооружений, который формируется и ведется в порядке, установленном Правительством РФ. Российский регистр гидротехнических сооружений представляет собой единую систему учета, регистрации, хранения и предоставления информации по гидротехническим сооружениям Российской Федерации.
Государственной регистрации и учету подлежат все гидротехнические сооружения, определенные ст.3 Федерального закона N 117-ФЗ, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Основанием для включения в Регистр гидротехнических сооружений является декларация безопасности сооружения, утвержденная органом государственного надзора. Гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона N 117-ФЗ, вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления декларации безопасности гидротехнического сооружения на основании заявления собственника или эксплуатирующей организации.
Таким образом, при решении вопроса о предоставлении льготы по уплате земельного налога в соответствии с п.23 ст.12 Закона о плате за землю необходимо руководствоваться документом, подтверждающим включение сооружения в регистр гидротехнических сооружений (в частности, выпиской из регистра гидротехнических сооружений).
Н.В.Голубева
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
05.10.2004
"Бухгалтерия в вопросах и ответах", 2004, N 8

Каков порядок налогообложения имущества образовательного учреждения, если оно сдается в аренду?  »
Бухгалтерские консультации »

www.lawmix.ru

Вопрос: ...Организация имеет несколько скважин различной глубины для добычи

Вопрос: Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2001 N 826 утверждены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям. Этот порядок относится и к добываемым подземным водам.
Организация имеет несколько скважин различной глубины для добычи воды из подземных источников. Каким образом в этом случае налогоплательщик может определить бассейн водного объекта для применения соответствующей ставки в расчете платы при заборе подземной воды? Должен ли он делать это самостоятельно или согласовывать с государственными органами, в сферу деятельности которых входит регулирование водопользования?
Ответ: При решении данного вопроса следует иметь в виду следующее.
Если подземная вода добывается из объекта, имеющего границы, объем и черты водного режима, то этот объект является составной частью водного фонда (см. ст.1 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ).
В каждом субъекте Российской Федерации ведется учет водных объектов, а значит, имеется карта водного фонда, показывающая совокупность водных объектов, расположенных на данной территории, включенных в водный кадастр, а также схемы привязки подземных водных объектов к бассейнам рек и озер.
Указанную работу проводит МПР России и его территориальные органы (см. пп.8, 33, 34 и 40 п.6 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726).
В соответствии со ст.49 данного Кодекса лицензия на водопользование должна содержать в том числе и сведения о водном объекте.
Если в лицензии или в договоре на пользование водным объектом отсутствуют необходимые сведения (в том числе к какому бассейну относится подземный водный объект), то за разъяснениями следует обратиться в соответствующий территориальный орган Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
В.В.Петрунин
Советник налоговой службы РФ
II ранга
06.03.2002

www.lawmix.ru

Подземный водный объект - это... Что такое Подземный водный объект?

Подземный водный объект - термин, используемый в Водном Кодексе[1] для обозначения бассейнов подземных вод и водоносных горизонтов. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Лицензирование в области использования и охраны подземных водных объектов осуществляет лицензирующий орган в области водопользования совместно с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр. Предоставление в пользование подземных водных объектов осуществляется в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о недрах.

Граждане и юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказывать вредное влияние на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.

На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных вод.

Орошение земель сточными водами, если это влияет или может повлиять на состояние подземных водных объектов, запрещается.

Устройство и эксплуатация скважин, а также использование отработанных месторождений полезных ископаемых для сброса сточных и дренажных вод допускаются с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о недрах.

Буровые скважины, в том числе самоизливающие и разведочные, а также скважины, не пригодные к эксплуатации или использование которых прекращено, подлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации в установленном порядке.

Если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять в установленном порядке меры по охране подземных водных объектов и сообщить об этом в органы местного самоуправления, федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр и федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

Извлечение подземных вод при добыче полезных ископаемых, проведении работ по водопонижению, при строительстве сооружений или при защите от вредного воздействия вод, а также при строительстве и эксплуатации дренажных систем на мелиорированных землях допускается при наличии лицензии на водопользование.

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры, предотвращающие их вредное влияние на поверхностные водные объекты и окружающую природную среду.

См. также

  • поверхностный водный объект

Примечания

  1. ст.5, п.п.5,6, 83,91,107

dic.academic.ru

ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ - это... Что такое ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ?

сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы. объем и черты водного режима. В.о., образующие в совокупности водный фонд РФ, как вид природных ресурсов являются особым объектом гражданских. прав. Содержание права собственности и других прав на водные объекты определяется гражданским законодательством и Водным кодексом (ВК) РФ. Понятие владения во всей полноте к В.о. не применимо, поскольку вода в них находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Предметом права собственности выступает В.о. в целом.

Оборот В.о. осуществляется в соответствии с требованиями ВК РФ. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение, не допускается. Лишь обособленные В.о. (которыми считаются не-

большие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие связи с другими поверхностными В.о.) могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством РФ. Права пользования В.о. могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии,выдаваемой специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда.

В РФ установлена исключительная государственная собственность на В.о. в форме федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В.о. не может одновременно находиться в собственности нескольких субъектов права государственной собственности. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные В.о.

В ст. 36 ВК РФ дается перечень В.о.. находящихся в федеральной собственности. К ним относятся: поверхностные В.о., акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ; подземные В.о., расположенные на территориях двух и более субъектов РФ: В.о., расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ: В.о., являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб: трансграничные (пограничные) В.о.: внутренние морские воды; территориальное море РФ; В.о., являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий; В.о., являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения: иные особо охраняемые В.о. федерального значения. В.о. признаются собственностью субъектов РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В муниципальной собственности находятся обособленные В.о., предназначенные для местных нужд. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.

В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные В.о. (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными В.о.

Предельные размеры обособленных В.о. определяются земельным законодательством РФ. Права на обособленные В.о. определяются гражданским, земельным законодательством РФ и ВК РФ.

Лица, не являющиеся собственниками В.о., могут иметь на них: право долгосрочного пользования: право краткосрочного пользования: право ограниченного пользования (сервитут водный). Жариков Ю.Г.

Энциклопедия юриста. 2005.

dic.academic.ru

Комментарий к Статье 8 Водного кодекса Российской Федерации

Статья 8 ВК РФ. Право собственности на водные объекты

Комментарий к статье 8 ВК РФ:

1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья состоит из 6 частей и рассматривает вопросы права собственности на водные объекты.

Согласно статье 8 нового Водного кодекса РФ все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в государственной (федеральной) собственности. На практике возникают споры, связанные со стремлением распространить на водные объекты право собственности субъекта Федерации или право муниципальной собственности.

Пример: в Постановлении ФАС Уральского округа от 18.08.2010 N Ф09-8626/09-С6 по делу N А60-9410/2009 суд ограничил действия местной администрации по распоряжению земельным участком, предоставленным в аренду для строительства, поскольку по земельному участку проходит открытый водоток, впадающий в реку, являющийся водным объектом, находящимся в федеральной собственности.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Таким образом, существует приоритет федеральной государственной собственности на водные объекты. Исключение составляют такие водные объекты, как пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, юридическому и физическому лицу при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд, обводненной карьер в пределах береговой линии.

Кодекс не позволяет делить подобные земельные участки, если в результате появится необходимость в разделе пруда или карьера. При этом статьей 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" установлено, кто будет являться собственником участков, в границах которых расположен пруд или обводненный карьер, если эти земли расположены на территории разных поселений, городских округов и т.д. Так, например, участок с прудом, расположенный на территории двух поселений, будет собственностью муниципального района, а вот земля с обводненным карьером, находящаяся на территории двух субъектов России, - федеральной собственностью. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Таким образом, собственность на эти водные объекты определяется через собственность на земельные участки. Данная статья будет применяться с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (ред. от 14.07.2008). Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.

Целью указанной статьи является установление надлежащего правового регулирования отношений собственности на водные объекты, которые имеют принципиальное значение для их рационального использования и охраны водных объектов. От правильного выбора правовой модели и методов регулирования, установления справедливого соотношения публичных и частных интересов в сфере отношений собственности на водные объекты и их водные ресурсы зависит в немалой степени в целом достижение целей, поставленных перед водным законодательством Российской Федерации. Это особенно актуально в условиях переходного периода к рыночной экономике и устойчивому развитию.

Базируясь на части 1 ст. 9 Конституции РФ, согласно которой водные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, новый Водный кодекс РФ предусмотрел единственную форму собственности на водные объекты - федеральную государственную.

Статья 8 в части 2 устанавливает следующее исключение: пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Право собственности Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

В связи с этим адресатами статьи 8 являются органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальные власти, юридические лица и граждане - собственники водных объектов, в данном случае - прудов или обводненных карьеров.

3. Основные понятия. Некоторые понятия, такие как "водный объект", определены в статье 1 ВК РФ.

Понятия "пруд", "обводненный карьер", расположенные в границах земельного участка, частично раскрываются в ст. 5 ВК РФ, а частично - в иных нормативно правовых актах (см., например, Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").

4. История развития законодательства. Советское законодательство определяло, что воды, а равно земля, ее недра и леса, являются исключительной собственностью государства (ст. 95 ГК РСФСР и соответствующие статьи гражданских кодексов других союзных республик, ст. 3 Основ земельного и ст. 3 Основ водного законодательства Союза ССР и союзных республик). В СССР существовали два вида государственной собственности: исключительная государственная собственность на некоторые природные объекты и неисключительная государственная собственность на имущественные, товарно-материальные объекты.

Сущность исключительности права государственной собственности на водные объекты состояла в неизменной принадлежности этих объектов государству. Отсюда вытекала невозможность их передачи в собственность других субъектов даже по воле собственника, ибо в противном случае качество исключительности утрачивается. Исключительность права государственной собственности на водные объекты обусловливала существование совершенно особенной юридической категории - права пользования. Исключительность обусловливалась особенными свойствами объекта права государственной собственности. Объектами права исключительной государственной собственности в СССР являлись только вещи индивидуально-определенные и непотребляемые, принадлежащие к категории природных объектов. Исключительность права государственной собственности на некоторые природные объекты устраняла всякую почву для споров по поводу принадлежности этих объектов иным собственникам.

Под воздействием развития экономики произошел пересмотр концепции исключительной государственной собственности на водные объекты. Статья 9 Конституции РФ 1993 года определила многообразие форм собственности на природные объекты. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В ВК РФ 1995 г. был определен новый вид водных объектов - обособленные водные объекты, которые могли находиться в различных формах собственности, в том числе и частной. В соответствии со ст. 1 ВК РФ 1995 г. обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

В целом в Российской Федерации право собственности на водные объекты носит публично-правовой характер. Наиболее значимыми признаками в данном случае являются:

а) существенное ограничение круга субъектов права собственности на водные объекты - таковым может быть лишь Российская Федерация, за исключением права собственности на пруды и обводненные карьеры;

б) не допускается одновременное нахождение водного объекта в собственности нескольких субъектов права государственной собственности. Это означает, что водные объекты не могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации.

5. Правовые основания права собственности на водные объекты. Они содержатся в двух отраслях законодательства: гражданском и водном. По пункту 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Кроме того, согласно пункту 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что гражданское законодательство определяет общее содержание права собственности на водные объекты; а водное - его специфические черты и характер, а также особенности механизма реализации правомочий собственника водных объектов.

Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 комментируемой статьи 8 Водного кодекса России, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Примеры.

На практике возникают споры о принадлежности прудов и обводненных карьеров к конкретным собственникам. Постановлением ФАС Поволжского округа от 17.03.2010 по делу N А65-22968/2009 суд отказал в удовлетворении исковых требований об истребовании пруда из чужого незаконного владения, поскольку иск заявлен без соответствующего требования об истребовании земельного участка, мотивируя, что по смыслу ст. 8 Водного кодекса РФ пруды и обводненные карьеры могут принадлежать юридическому и физическому лицу лишь при условии, что их собственностью является земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер), в пределах береговой линии.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.10.2009 по делу N А28-9324/2008 суд пояснил, что п. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ не определяет, что реки могут находиться в собственности муниципального образования. Как установлено судом, на испрашиваемом земельном участке расположен водный объект с береговой полосой, относящейся к землям общего пользования. При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении заявления общества о признании недействительным распоряжения администрации об отказе в размещении объекта на спорном земельном участке.

Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты, только в том случае, если определены границы земельного участка, выделены в натуре с межеванием границ, осуществлены государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Гражданское законодательство устанавливает лишь общие положения права собственности на водные объекты. Водные объекты могут быть причислены к предметам, составляющим категории имущества, вещей в гражданско-правовом смысле. Согласно цивилистической науке право собственности может возникнуть только лишь на предмет материального мира, признаваемый вещью. Таким образом, водное законодательство как публично-правовая отрасль, используя присущие ему правовые средства, способно обеспечить надлежащее правовое регулирование отношений федеральной собственности на водные объекты, соблюдая при этом общественный интерес. Российская Федерация как собственник водных объектов, наряду с правом на получение доходов от их эксплуатации, несет обязанности по охране, восстановлению, организации рационального и комплексного использования принадлежащих ей водных объектов, а также по охране окружающей природной среды в процессе их использования.

Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Что касается особенностей содержания права собственности на водные объекты, то они, как упоминалось, предусмотрены водным законодательством.

Часть 2 комментируемой статьи отражает основную особенность содержания права собственности на водные объекты как объекты природы. Эта особенность состоит в том, что к водным объектам не применяется в полной мере правомочие владения, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. В силу этих обстоятельств нормы водного права не конструируются путем регламентации преимущественно отношений собственности на водные объекты аналогично праву собственности на землю. Водные объекты, как объекты гражданских прав, применительно к таким, как пруды и обводненные карьеры, находящиеся в частной собственности, относятся в соответствий со статьей 130 ГК РФ к категории недвижимого имущества.

Комментируемая статья 8 ВК РФ конкретизирует, следовательно, пункт 2 ст. 214 ГК РФ, который предусматривает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Указанное положение представляет собой не что иное, как презумпцию нахождения водных объектов в федеральной государственной собственности. Таким образом, в статье закреплены формы и виды права собственности на водные объекты. Это отражает исторически сложившееся положение о существовании двух основных форм права собственности: публичной и частной. К частной собственности относятся только пруды и обводненные карьеры.

6. Содержание права собственности на водные объекты. Часть 1 ст. 8 устанавливает форму собственности на водные объекты. Все водные объекты в РФ находятся в федеральной государственной собственности. Исключения существуют в отношении специальных видов водных объектов - прудов и обводненных карьеров и участников водных отношений - субъект Российской Федерации, муниципального образования, физического лица и юридического лица. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Право собственности на водные объекты корреспондируется с правом собственности на земельные участки. Статья 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (ред. от 14.06.2008) определяет, что под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. И наконец, земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.

Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Пруд, обводненный карьер с соответствии с ч. 4 ст. 8 могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Статья 129 ГК РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Статья 52 ЗК РФ предусматривает, что отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 комментируемого Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков. Вместе с тем не допускается отчуждение прудов и обводненных карьеров без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Указанные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Часть 5 статьи 8 ВК РФ говорит о том, что естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. В границах Российской Федерации это не вызывает проблем, но таковые возможны в случае, если реки являются трансграничными, особенно если по середине реки проходит государственная граница. Понятно, что в этом случае должны действовать двусторонние соглашения, которые обычно принимаются с учетом норм международного права, но решение спорных вопросов будет требовать двусторонних переговоров.

Часть 6 ст. 8 раскрывает вопрос о праве собственности на подземные водные объекты. В настоящее время они определяются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (ред. от 27.12.2009). Согласно ст. 1.2 Закона РФ "О недрах", недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

7. Коллизии правового регулирования и их решения на практике. В Водном кодексе РФ не устанавливается запрет на передачу водных объектов, находящихся в федеральной государственной собственности, в собственность субъектов Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц. Это свидетельствует о существенном ограничении права федеральной государственной собственности на водные объекты, в частности об ограничении правомочия распоряжения. Важнейшим признаком права собственности на водные объекты является то, что они, кроме прудов и обводненных карьеров, исключены из гражданского оборота. Однако в комментируемом Кодексе не установлен запрет продажи, залога и совершения других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов (исключение составляют лишь права пользования водными объектами, которые могут переходить от одного лица к другому в случаях, предусмотренных данным Кодексом).

Закрепленная в Водном кодексе РФ неизменная принадлежность водных объектов только к федеральной собственности должна исключать какие бы то ни было споры о субъекте права собственности на водные объекты, прежде всего споры между субъектами права государственной собственности на водные объекты, т.е. между Российской Федерацией и ее субъектами. Между тем в судебной практике встречаются споры, связанные с правом федеральной собственности на водные объекты.

Примеры.

Постановлением ФАС Уральского округа от 13.07.2010 N Ф09-5286/10-С2 по делу N А07-18156/2009 предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не является лицом, уполномоченным на предъявление в суд требования о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде сверхнормативным сбросом загрязняющих веществ в реку, поскольку водный объект находится в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ). В Постановлении ФАС Уральского округа от 24.06.2008 N Ф09-2685/08-С6 по делу N А76-7223/07 суд указал, что водный объект, находящийся в границах спорного земельного участка, не может являться муниципальной собственностью, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих факт правомерного пользования указанным водным объектом (ст. 8 Водного кодекса РФ).

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 30.06.2008 N Ф08-3532/2008/1 по делу N А32-18005/2007-48/289, признавая договор аренды земельного участка, занятого водохранилищем, не соответствующим законодательству, суд указал, что арендодатель (муниципальный орган) не вправе был распоряжаться водными объектами, относящимися к федеральной собственности (ст. ст. 3, 7, 102 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Водного кодекса РФ). Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 20.11.2008, 19.11.2008 N Ф08-6428/2008 по делу N А53-5142/2007-С2-11 суд признал ничтожной сделку между МУ "Отдел имущественных отношений администрации Родионово-Несветайского района" и кооперативом, заключенную в нарушение ст. 8 Водного кодекса РФ по купле-продаже земельных участков, на которых были расположены водные объекты в виде дамб и водохранилищ, имеющие гидравлическую связь с иными поверхностными водными объектами и относящиеся к уровню федеральной собственности.

Право федеральной государственной собственности на водные объекты предполагает осуществление постоянного и эффективного контроля со стороны гражданского общества за реализацией государством правомочий по владению, пользованию и распоряжению водными объектами в публичных интересах.

Между тем Водным кодексом РФ не установлен запрет, адресованный Российской Федерации, отчуждать водные объекты, а также на произвольное уничтожение, изменение целевого назначения или свойств водных объектов, что влечет утрату ими признаков, характерных для объектов общественного достояния и способности удовлетворять общественные нужды. Отсутствует и обязанность государства предоставлять водные объекты для пользы отдельных лиц при условии соблюдения ими прав всех и каждого на пользование этими объектами. Например, предоставление водного объекта в пользование конкретному юридическому лицу в целях промышленного водоснабжения или рекреации и последующее его использование в указанных целях не должны препятствовать осуществлению общего (общедоступного) водопользования граждан и юридических лиц.

В числе ограничений права государственной собственности на водные объекты можно также указать обязанность государства предоставлять их в пользование отдельных лиц по возможности на конкурсной основе и при условиях, наиболее отвечающих требованиям соблюдения интересов всех членов общества. При этом коммерческий (экономический) интерес государства должен уступать место иным интересам - экологическим, социальным, культурно-просветительским, оздоровительным, т.е. непосредственным интересам человека.

Таким образом, государство, не теряя полностью правомочий собственника водных объектив, должно ограничивать эти полномочия правовыми установлениями, выражающими совокупный общественный интерес в использовании этих объектов, и неукоснительно подчиняться им.

Часть 3 ст. 8 предусматривает, что пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 комментируемой статьи 8 ВК РФ, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если такой раздел требует раздела пруда, обводненного карьера. Возникает естественный вопрос: а каким образом может прекратиться право собственности на соответствующий земельный участок, если в целях комментируемого Кодекса определено, что под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии? В таком случае для разрешения данной коллизии, видимо, необходимо следовать определению земельного участка, приведенному в ЗК РФ (ст. 11.1 - земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами).

Необходимо также обратить внимание на статью 102 ЗК РФ, которая гласит, что к землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

А на землях, покрытых поверхностными водами, не допускается образование земельных участков.

Вывод: право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер может быть прекращено одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты, только в том случае, если соответствующим образом были образованы земельные участки, определены границы земельного участка, выделены в натуре с межеванием границ, осуществлены государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

vodnkod.ru

Подземный водный объект - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Подземный водный объект

Cтраница 1

Подземные водные объекты представляют собой сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима.  [1]

Подсистема мониторинга подземных вод ( подземных водных объектов) предназначена для оценки состояния подземных вод и прогноза изменения этого состояния, в том числе эксплуатируемых месторождений подземных вод; учета эксплуатационных запасов подземных вод и их использования; ведения государственного водного кадастра по разделу Подземные воды. Мониторинг подземных вод одновременно является составной частью государственного мониторинга водных объектов. Результаты мониторинга водных объектов в необходимых случаях учитываются в системе ГМСН.  [2]

Практически все поверхностные и большая часть подземных водных объектов, особенно в европейской части страны и в районах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов, испытывают значительное антропогенное воздействие, что При недостаточной барьерной роли очистных сооружений и учащающихся год от года авариях на нефтепроводах, шла-конакопителях, очистных и других сооружениях выразилось в загрязнении, истощении и деградации водных объектов.  [3]

Для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные отзагрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Отнесение водного объекта к источникам питьевого воде снабжения должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон санитарной охраны.  [4]

Орошение земель сточными водами, если это влияет или может повлиять на состояние подземных водных объектов, запрещается.  [5]

Запрет орошения земель сточными водами, если это влияет или может повлиять на состояние подземных водных объектов.  [6]

На стыке горного и водного права находятся отношения, связанные с использованием подземных вод и подземных водных объектов. По горному законодательству они являются частью недр.  [7]

Нормативы ПДВВ определяются для каждого проектируемого, строящегося или действующего объекта хозяйственной деятельности применительно к конкретному подземному водному объекту, на который может оказывать воздействие указанная деятельность.  [8]

Если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять в установленном порядке меры по охране подземных водных объектов и сообщить об этом в органы местного самоуправления, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственный орган управления использованием и охраной недр и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда.  [9]

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатацию водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры, предотвращающие из вредное влияние на поверхностные водные объекты и окружающую природную среду.  [10]

Совместно с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерство природных ресурсов осуществляет государственный контроль за изучением, использованием и охраной подземных водных объектов, а совместно с органами федерального горного промышленного надзора - водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы.  [11]

Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ подземные воды - это воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах. При этом подземные воды и вмещающие их горные породы признаны единым водным объектом.  [12]

В настоящее время плата взимается за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников; за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; за размещение твердых и жидких отходов.  [13]

В настоящее время плата взимается за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников, за сбр ос загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, за размещение твердых и жидких отходов. Также взимается плата за сверхлимитный выброс, сброс, размещение.  [14]

Запрет размещения захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных вод, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ это что такое ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ: определение — Право.НЭС

Водный объект

сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на: поверхностные водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море Российской Федерации; подземные водные объекты.

Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 N 167-ФЗ, ст.1, 8

Оцените определение:

Источник: Словарь юридических понятий

ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ

сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. В. о., образующие в совокупности водный фонд РФ, как вид природных ресурсов являются особым объектом гражданских прав. Понятие владения неприменимо к В. о. во всей полноте, поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Предметом права собственности на В. о. выступает объект в целом. К В. о. и правам пользования им применяются общие правила гражданского законодательства об объектах гражданских прав, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ. Лица, не являющиеся собственниками В. о., могут иметь на них следующие права: долгосрочного пользования; краткосрочного пользования; ограниченного пользования (водный сервитут).

Оцените определение:

Источник: Большой юридический словарь

ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ

сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. В. о., образующие в совокупности водный фонд РФ, как вид природных ресурсов являются особым объектом гражданских прав. Содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским законодательством и Водным кодексом РФ от 18 октября 1995 г Понятие владения неприменимо во всей полноте к В. о., поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Предметом права собственности на В.о. выступает В.о. в целом. К В.о. и правам пользования ими применяются общие правила гражданского законодательства об объектах гражданских прав, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ. Лица, не являющиеся собственниками В.о., могут иметь на них следующие права: право долгосрочного пользования; право краткосрочного пользования; право ограниченного пользования (водный сервитут). Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных Водным кодексом. Аренда водных объектов может быть установлена в соответствии с правилами, содержащимися в Водном кодексе.

Оцените определение:

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Водные объекты

природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; где под водным режимом понимается изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте (Водный кодекс РФ). Водный кодекс РФ 2006 г. изменил определение в.о. по сравнению с Водным кодексом 1995 г. Ранее под водным объектом понималось "сосредоточение вод на поверхности суши в форме ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима". С одной стороны, по признакам, содержащимся в новом определении, можно отличать в.о. от плавательного бассейна или от сезонного снежного покрова, а с другой стороны, понятие в.о. имеет широкое содержание и теоретически позволяет признать водным объектом любое скопление воды, в том числе мелкое и кратковременное (см.: Мазуров А.В. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации и Ф

determiner.ru


Смотрите также